Как изменятся штрафы за нарушение ПДД с 1 января 2025 года

Штрафы повышают в полтора раза (а какие-то в десять раз), скидку сокращают в два раза, срок льготной оплаты – увеличивают на треть. Такие, вкратце, изменения, вступающие в силу 1 января 2025 года
Алексей Хорошев
Автор Авто Mail

Ужесточено наказание за наиболее «популярные» нарушения, а новшеств совсем немного — всего два. Впрочем, одно из них грозит стать весьма болезненным — речь о наказании за езду без ОСАГО.

Мужчина оплачивает штраф с помощью ноутбука
Источник: Авто Mail

Одновременно с увеличением штрафов законодатели уменьшили скидку за оперативную оплату: с 50 до 25%. Единственным послаблением стало лишь то, что увеличен льготный период оплаты: до 30 дней.

Насколько вырастут новые штрафы? Все изменения мы разместили в таблицах, объединенных тематически.

Львиную долю (более 70%) всех штрафов занимает статья КоАП 12.9 — превышение скорости. Здесь никаких сюрпризов — только пропорциональный рост в полтора раза.

Превышение скорости
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Превышение скорости на значение от 20 км/ч до 40 км/ч12.9 ч.2500750
Превышение скорости на значение от 40 км/ч до 60 км/ч12.9 ч.31000-15001500-2250
Превышение скорости на значение от 60 км/ч до 80 км/ч12.9 ч.42000-25003000-3750
Превышение скорости на более чем 80 км/ч12.9 ч.550007500
Повторное превышение скорости на значение от 40 км/ч до 60 км/ч12.9 ч.62000-25003000-3750
Повторное превышение скорости на значение от 60 км/ч до 80 км/ч12.9 ч.750007500
Повторное превышение скорости на более чем 80 км/ч

Нарушение требований разметки и знаков, а также проезд «на красный» - следующий по количеству штрафов блок. Из общего строя изменений выбивается нарушение запрета на проезд водителями грузового транспорта: по России штраф с 01.01.2025 увеличивается десятикратно, а еще вводится отдельный «тариф» за повторное нарушение.

Несоблюдение разметки, знаков, светофоров
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Проезд на запрещающий сигнал светофора12.12 ч.110001500
Проезд на запрещающий сигнал светофора12.12 ч.350007500
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части, движение по обочинам и пересечение организованной транспортной или пешей колонны12.15 ч.115002250
Выезд в нарушение ПДД на полосу или трамвайные встречного движения при объезде препятствия12.15 ч.31000-15001500-2250
Выезд в нарушение ПДД на полосу или трамвайные встречного движения12.15 ч.450007500
Повторное нарушение ст 12.15 ч.412.15 ч.5
Несоблюдение требований дорожных знаков или разметки12.16 ч.1500750
Поворот налево или разворот в нарушение разметки или дорожных знаков12.16 ч.21000-15001500-2250
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением12.16 ч.350007500
Повторное нарушение 12.16 ч.312.16 ч.3.1
Несоблюдение требований знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку12.16 ч.415002250
... в Москве или Санкт-Петербурге12.16 ч.530004500
Несоблюдение требований знаков запрещающих движение грузовых транспортных средств12.16 ч.65005000
... в Москве или Санкт-Петербурге12.16 ч.750007000
Повторное нарушение 12.16 ч.6 и ч.712.16 ч.8не было10000

Сейчас штрафы за непристегнутый ремень выписывают не очень часто, однако ситуация меняется буквально с каждым днем: умные алгоритмы камер видеонаблюдения научились распознавать ремень, хотя иногда и ошибаются не в пользу водителя. В любом случае, наказание за это нарушение, «прилетающее» в автоматическом режиме, может весьма ощутимо ударить по кошельку – если хотя бы каждая вторая система видеофиксации в городе начнет выписывать штраф (а предельное количество таких протоколов законом не регламентировано).

Ремни безопасности
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)
(с 01.01.2025)
Не пристегнутый ремень безопасности водителя или пассажиров (если они предусмотрены конструкцией ТС)12.610001500
«Выделенка» и «мигалки»
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Движение ТС по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств12.17 ч. 1.115002250
... в Москве или Санкт-Петербурге12.17 ч. 1.230004500
Непредоставление преимущества в движении скорой помощи, полиции, пожарной машине и пр. с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом12.17 ч.23000-50004500-7500

Следующие пункты - «тяжелые», и размеры штрафов тут самые крупные, дополняемые также арестом, лишением прав и нередко реальным сроком. К сожалению, эти суммы не останавливают тех, кто садится за руль «под парами», штраф редко становится решающим аргументом, а воспитание здравого смысла в массах дается с трудом.

Опьянение за рулем
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Управление ТС в состоянии опьянения, а также передача лицу находящегося в состоянии опьянения12.8 ч.1,2,33000045000
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения12.26 ч.1,23000045000
Употребление алкоголя, наркотических или психотропных веществ после ДТП или остановки по требованию сотрудника, но до освидетельствования12.27 ч.33000045000
ДТП с пострадавшими
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Нарушение ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью12.24 ч.12500-50003750-7500
Нарушение ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее причинение вреда здоровью средней тяжести12.24 ч.210000-2500015000-37500

Также вводится новый штраф: за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО. Здесь есть важный момент: существующий штраф за отсутствие полиса обязательного страхования ТС, дополняется новым, весьма суровым наказанием за последующие нарушения. Поскольку это новшество связано с тем, что камеры видеофиксации уже помогают выявлять автомобили с просроченным или отсутствующим полисом ОСАГО, и штраф будет выписываться под каждым «проездом» под камерой, то и одна-единственная поездка может стать для водителя своеобразной «золотой милей».

ОСАГО
Суть нарушенияСтатья КоАПБыло (руб.)Стало (руб.)(с 01.01.2025)
Управление ТС без ОСАГО12.37 ч.2800
Повторное управление ТС без ОСАГО12.37 ч.3не было3000-5000

Существует мнение, что ужесточение штрафов связано не столько с инфляцией и необходимостью пересмотреть КоАП (предыдущее повышение было аж в 2013), сколько с необходимостью пополнения бюджета. Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, призванные перенаправить четверть всех полученных денег от штрафов за нарушения ПДД в федеральный бюджет (сейчас они остаются на региональном уровне).  За 2023 год было выписано 238 млн постановлений, более 90% вынесены с помощью систем автоматических систем фиксации нарушений. В среднем количество штрафов прирастает ежегодно по 20%. И оснований предполагать, что в наступающем 2025 году фиксируемых нарушений станет меньше – нет.