Менять масляный фильтр нужно регулярно; это залог долгой и эффективной работы двигателя. Многие автомобилисты доверяют эту задачу профессионалам, но некоторые меняют фильтр самостоятельно. Работа это не очень сложная, но требует некоторых специальных инструментов и навыков.
При написании статьи нас консультировал Сергей Марков, опытный автомеханик, специалист по внедорожному тюнингу автомобилей.
Как работает масляный фильтр и для чего нужен
Во время работы двигателя моторное масло внутри него постоянно перемещается. Оно смазывает движущиеся узлы, снижая трение, и очищает детали: собирает на себя посторонние частицы, сажу, мелкую металлическую стружку. При каждом цикле циркуляции масло проходит через фильтр, оставляя на нем собранный мусор, и обратно в двигатель поступает уже чистым.
Со временем фильтр засоряется: посторонние частички оседают на мембране толстым слоем, не пропускающим масло. Тогда оно начинает ходить мимо мембраны, через перепускной клапан. Это плохо для двигателя: частички в неочищенном масле действуют на внутренние узлы как наждачная бумага, приводя к преждевременному износу.
Из чего состоит масляный фильтр
Масляные фильтры, используемые в современных автомобилях, устроены примерно одинаково. Они состоят из следующих частей:
Корпус | Прочный металлический цилиндр, в котором находятся все элементы фильтра. Сверху закрыт крышкой с резьбой и резиновой прокладкой. Она обеспечивает герметичность и прочное прилегание |
Мембрана, или фильтрующий элемент | Главный элемент фильтра, обеспечивающий очистку масла. Изготавливается из картона с синтетическими волокнами. Для повышения прочности и пористости его пропитывают специальными составами |
Перепускной клапан | Нужен для сброса избыточного давления в корпусе. Через него выходит масло, если фильтр засоряется |
Противодренажный клапан | Удерживает масло в корпусе фильтра, когда двигатель останавливается. Благодаря ему масло начинает циркулировать по двигателю сразу после включения |
В большинстве современных двигателей встречаются неразборные фильтры: они отвинчиваются и заменяются целиком. Иногда еще можно встретить картриджные модели. У них отвинчивается крышка корпуса и заменяется только фильтрующий элемент.
Когда и как часто нужно менять масляный фильтр
Фильтры, как правило, меняют одновременно с моторным маслом. Регламенты предписывают делать это каждые 10 000 — 15 000 километров пробега, но цифра эта условная. Передвижение в плотном городском трафике, частые «холодные» запуски двигателя и езда по пыльным грунтовкам значительно сокращают срок службы масла и фильтра.
Состояние масла можно проверить специальным щупом, открыв крышку заливной горловины. Если оно сильно потемнело, значит, пора менять, а вместе с ним и фильтр.
Некоторые водители считают, что если регламентный срок замены пришел, а цвет масла не поменялся, значит можно еще поездить со старым маслом и фильтром, пока не потемнеет. Это большая ошибка. Металлическая стружка в масле не влияет на его цвет, зато убивает двигатель изнутри.
Как правильно выбрать масляный фильтр для автомобиля на замену
В идеале лучше всего использовать «родной» масляный фильтр той же марки, что был установлен производителям. Он полностью подходит и по габаритам, и по техническим характеристикам. Если по какой-то причине это невозможно, при выборе фильтра обращайте внимание на следующие критерии:
1. Тип фильтра
Масляные фильтры делятся на три типа: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. В полнопоточных фильтрах масло проходит через мембрану в полном объеме, в частичнопоточных очистка проходит в отдельном отсеке, а в комбинированных сочетаются оба вида очистки. Чтобы узнать, какой тип подходит вашему автомобилю, загляните в руководство к нему.
2. Резьба
Диаметр и толщина резьбы на крышке корпуса должны совпадать с резьбовым отверстием в двигателе. Иначе фильтр будет прилегать неплотно, или вовсе не установится.
3. Внутренний клапан
Рабочие параметры давления на перепускном клапане должны совпадать с параметрами двигателя. Если на клапане рабочее давление выше необходимого, мотор будет испытывать масляное голодание, а это преждевременный износ. Если давление слишком низкое, масло начнет ходить прямиком через клапан, минуя очистку.
4. Качество корпуса
Металлический корпус фильтра должен быть прочным, жестким, не поддаваться на сгиб. Любые вмятины или повреждения на корпусе — повод отказаться от покупки.
5. Состояние резиновой прокладки
Прокладка на крышке корпуса должна сидеть плотно, быть прочной, но сохранять эластичность. Ни в коем случае недопустимы трещины и другие повреждения.
В сети можно найти удобные сервисы подбора аналогов любых деталей, включая масляные фильтры. Просто вводите туда марку «родного» фильтра, и система поможет выбрать аналог достойного качества. Конкретные адреса указывать не буду, чтобы не делать никому рекламу, но ищутся они достаточно легко.
Как поменять масляный фильтр своими руками: пошаговая инструкция с видео
Итак, приступаем. Рассказываю в подробностях, как поменять масляный фильтр самостоятельно. Сразу скажу: сама не меняла, но внимательно смотрела, как это делает муж, всё записывала и подавала ему инструменты.
1. Подготовка оборудования
Для замены масляного фильтра вам потребуются:
- Съемный ключ подходящего диаметра. Если его нет, можно воспользоваться обычным ремнем и даже отверткой;
- Торцевой ключ;
- Емкость для слива отработанного масла. Лучше всего обрезанная пластиковая канистра, но сгодится и неглубокий тазик;
- Новый масляный фильтр:
- Свежее моторное масло;
- Воронка для залива масла;
- Защитные перчатки и рабочая одежда. Вероятность изгваздаться в масле ненулевая.
2. Подготовка автомобиля
Перед заменой фильтра автомобиль необходимо прогреть. Включите двигатель и оставьте его на холостом ходу на 1−2 минуты. Нагретое масло становится более жидким и лучше сливается.
Для удобства работы загоните автомобиль на эстакаду, если есть такая возможность. Если нет, поднимите его на домкрат.
Никогда не рассчитывайте только на домкрат! Дополнительно укрепите поднятый автомобиль опорной стойкой.
3. Слив масла
Перед заменой фильтра необходимо слить старое масло:
- Снимите крышку масляной горловины с двигателя;
- Снимите защиту с днища, если она там есть.
- Найдите сливную пробку, подставьте под неё емкость для отработанного масла;
- Торцевым ключом аккуратно ослабьте пробку, выньте её и дайте маслу полностью стечь.
4. Замена фильтра
В большинстве автомобилей масляный фильтр расположен сверху, его достаточно легко найти. Бывают модели, у которых фильтр засунут под двигатель и доступ к нему затруднен: в таких случаях для замены лучше обратиться на СТО. Надеюсь, вы выяснили этот момент прежде, чем слили масло.
- Фильтр скручивается с помощью съемного ключа: цепного (подходит под разные диаметры) или чашечного. На СТО используются наборы чашечных ключей разных размеров, но для личного пользования достаточно приобрести одну чашку нужного размера.
- Скрутив старый фильтр, почистите резьбовое отверстие и убедитесь, что к нему не прилипли куски старой прокладки.
- Резиновую прокладку нового фильтра смажьте моторным маслом и прикрутите фильтр руками. Не нужно затягивать его с помощью ключа, а то при следующей замене не снимете.
В отсутствие съемного ключа умельцы скручивают фильтр руками или при помощи брючного ремня, но если крышка сильно прикипела к двигателю, с этим могут быть проблемы.
5. Залив свежего масла
- Первым делом закройте сливную пробку внизу и заверните её торцевым ключом;
- Залейте моторное масло через горловину с помощью воронки;
- Закройте крышку масляной горловины и протрите подтеки на двигателе;
- Включите двигатель на 1−2 минуты, чтобы масло проциркулировало;
- Выключите двигатель, откройте крышку горловины и проверьте уровень масла с помощью щупа. При необходимости, долейте.
6. Утилизация
Не выкидывайте старый фильтр в бытовой мусор. Отработанное масло и фильтры бесплатно принимают в утилизацию на многих СТО.
Всё вышесказанное касается замены неразборных фильтров, установленных на большинстве современных автомобилях. Если же на вашем авто используется разборный масляный фильтр, в нем достаточно открутить крышку, вынуть засоренный фильтрующий элемент и поставить новый. Бывают ситуации, когда корпус разборного фильтра получает повреждения и требует замены. Снять его своими руками довольно сложно: лучше обратиться в мастерскую.
Можно ли заменить масляный фильтр без слива масла
Обычно такой вопрос на повестке дня не встает: рабочий срок фильтра совпадает со сроком жизни моторного масла, менять их одновременно проще и удобнее. Однако иногда случается так, что масло еще совсем свежее, а фильтр оказался некачественный, или повредился при эксплуатации. В таких ситуациях фильтр можно заменить без замены масла.
Конструкция автомобильного двигателя такова, что большая часть масла находится внутри мотора. В фильтре окажется 15−25% от общего количества масла, в зависимости от модели: этот объем будет для вас утерян.
Перед заменой фильтра без слива подстелите под него ветошь, чтобы впиталось масло, вытекшее при откручивании. После замены проверьте уровень масла щупом и долейте до нужного.
Отзыв эксперта
Замена масляного фильтра своими руками — несложная процедура, особенно если к ней предварительно подготовиться. Приобретите все нужные инструменты, фильтр и свежее масло, посмотрите пару видео в Интернете. Если вы совсем неопытный водитель, рекомендую для первой замены масла заехать на СТО и внимательно посмотреть, как всё делает механик.
Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о замене масляного фильтра
Самое важное о замене масляного фильтра самостоятельно в итоговом списке:
- Обычно фильтры меняют одновременно с заменой масла. Делать это нужно не реже, чем указано в регламенте;
- Фильтр на замену должен подходить вашему автомобилю по габаритам и техническим характеристикам;
- Заранее узнайте, где в вашем авто находится масляный фильтр. В некоторых моделях он запрятан вглубь, и без специального оборудования к нему не подобраться;
- Для замены вам потребуются специальные инструменты: съемный ключ, торцевой ключ, а также емкость для слива масла, перчатки и рабочая одежда;
- Отдавайте старый фильтр и отработанное масло на утилизацию;
- При необходимости фильтр можно заменить без слива масла; какая-то часть масла при этом потеряется, и её необходимо будет восполнить для нормальной работы двигателя.