
Выбор моторного масла зависит от множества факторов: особенностей двигателя, условий эксплуатации автомобиля и запросов водителя. Поэтому автомобилисту так важно разбираться в маркировке, и понимать, какой товар он покупает. В статье расскажем, что такое классификация моторных масел и о чем говорят обозначения на упаковке.
Классификация моторных масел по API
API (American Petroleum Institute) – это американский институт нефти, создавший систему классификации моторных масел, основанную на их характеристиках и предназначении.
Что такое API и как расшифровать маркировку
Разобраться с видами современных масел помогла эксперт по развитию и продвижению сервиса «Ремонт и ТО» компании «Передовые Платежные Решения» (ППР) Олеся Яшина:
«Маркировка API состоит из двух букв: первая указывает на тип масла (S – для бензиновых двигателей, C – для дизельных), а вторая говорит об уровне его качества. Так, масло с маркировкой SP подходит для бензиновых моторов последних поколений, а продукция с маркировкой CJ-4 предназначена для дизельных двигателей, используемых в жестких условиях».
Сертификационные знаки API
Знак сертификации API «Звезда» говорит, что масло отвечает всем имеющимся стандартам по защите двигателя и топливной экономичности. Товар с таким знаком рекомендуют автомобилистам большинство производителей.

Знак API «Пончик» отражает сразу несколько показателей. В верхней части указано, для каких категорий двигателей предназначен этот продукт(S для бензина и C – для дизеля). Цифры в центре дают понимание о вязкости и сезонности масла. А в нижней части указано, что масло обеспечивает повышенную топливную экономичность. Этот знак чаще всего используют для обозначения марок, способных сохранять свои свойства в широком диапазоне температур.

Знаком сертификации API «Щит» отмечают масла, соответствующие самым высоким требованиям ILSAC GF-6B. Он может применяться только к маслам вязкости SAE 0W-16, которые используются в экологичных моторах, где важно обеспечить внутреннее низкое сопротивление.

Категории API для бензиновых двигателей
Все используемые в ДВС виды масел получили свое обозначение.
API SA, SB, SC, SD, SE, SF и SG | Устаревшие классы масел, которые уже не используют |
API SH | Введен с 1992 года для замены предыдущих классов. В настоящее время считается условно действующим, так как не соответствует ряду современных критериев |
API SJ | Такие масла подходят для любых моторов и заменяют все ранее используемые категории. Продукция обладает повышенной защитой мотора от коррозии, износа и окисления |
API SL | Масла предназначены для двигателей, разработанных до 2004 года. Они лучше работают с катализаторами, имеют повышенные энергосберегающие, моющие и антиокислительные свойства |
API SM | Ужесточены требования по стойкости к окислению и эксплуатационным свойствам при морозах. Масла содержат пониженное количество фосфора |
API SN | Более современный класс с высокими требования по содержанию фосфора. Обеспечивает высокие показатели износостойкости и энергосбережения. Можно использовать для моторов на биотопливе |
API SN+ | Промежуточный класс, в котором масла дополнительно проверяют на риск преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси — тест Sequence IX |
API SP | Современные ресурсосберегающие масла с повышенной защитой турбокомпрессоров. Обладают высокими свойствами защиты от износа, отложений на поршне и детонации |
API SQ | Самый современный класс для использования в атмосферных и турбированных двигателях с системой непосредственного впрыска. Обладает улучшенными эксплуатационными показателями и соответствует всем экологическим требованиям |
Категории API для дизельных двигателей
Для моторов на дизельном топливе специалисты разработали свои обозначения.
API CA, CB, CC, CD, CE | Устаревшие классы, сегодня практически не используемые |
API CF-4 | Действующий класс — масла, способные обеспечить защиту от нагара и с низким расходом на угар. Предназначены для четырехтактных дизелей |
API CF-2 | Предназначены для двухтактных дизельных моторов. Помогают снизить износ цилиндров и колец |
API CG-4 | Масла борются с образованием нагара на поршнях, износом, сажей и окислением. Но крайне зависимы от качества топлива |
API CH-4 | Соответствуют повышенным требованиям по защите клапанов двигателя от износа и образования нагара |
API CI-4 | Масла с улучшенными моющими свойствами, повышенным сопротивлением окислению и низким расходом на угар. Обладают хорошей прокачиваемостью при низких температурах |
API CI-4 Plus (CI-4+) | Стандарт для тех случаев, когда нужно придерживаться жестких требований к уровню сажи |
API CJ-4 | Класс масел с высокой сопротивляемостью окислению. Предназначены для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов и сажевым фильтром |
API CK-4 | Стандарт от 2016 года для современных дизельных двигателей. Масла хорошо защищены от окисления и отличаются высокими характеристиками по вязкости. При этом не слишком требовательны к качеству топлива |
API FA-4 | Так обозначают продукт, специально разработанный для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых дизельных двигателях. Эти масла хорошо совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами, но требуют содержания серы в топливе не выше 15 ppm |
Классификация моторных масел по SAE

SAE (Society of Automotive Engineers) — это общество инженеров из автомобильной отрасли, которые разработали систему классификации масла по параметрам его вязкости.
Что означает и как расшифровывается маркировка SAE
«Маркировка SAE состоит из числа перед буквой W (Winter), указывающей на зимнюю сезонность масла, и числа после буквы (например, 30 или 40), которое указывает на вязкость в летних условиях. Обозначение 5W-30 говорит, что что такое масло сохраняет свои свойства при низких температурах и подходит для поездок летом», — пояснила Олеся Яшина.
Согласно стандарту SAE J300 от 2024 года, моторные масла делят на 8 летних и 6 зимних. К летним относят продукцию с индексами 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60. Для эксплуатации зимой подходят 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Если в маркировке присутствуют обе цифры, то речь идет о всесезонных маслах.
Для летних масел важнее всего способность сохранять достаточную вязкость при нагревании. Чем эта цифра больше, тем стабильнее масло будет работать в жару и под нагрузкой. Для зимних главное оставаться достаточно жидкими при минусовых температурах.
Таблица вязкости SAE
Для зимних масел важны показатели вязкости проворачивания(CCS) и прокачиваемости (MRV). Они говорят о том, насколько сложно будет запустить мотор в минусовую температуру.
Класс вязкости | CCS, МПа-с. Max и MRV, МПа-с, Max, при темп., °С | Кинематическая вязкость, мм2/при 100 °С | |
0W | 3250 при -30 … 30000 при -35 | 3,8 | |
5W | 3500 при -25 … 30000 при -30 | 3,8 | |
10W | 3500 при -20 … 30000 при -25 | 4,1 | |
15W | 3500 при -15 … 30000 при -20 | 5,6 | |
20W | 4500 при -10 … 30000 при -15 | 5,6 | |
25W | 6000 при -5 … 30000 при -10 | 9,3 |
Летним маслам важнее высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига (HTHS), дающая представление о толщине масляной пленки в пятне на деталях двигателя. Чем выше этот параметр, тем она толще и лучше защищает от износа.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/при 100 °С, min и max | HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, min | |
8 | 4,0 — 6,1 | 1,7 | |
12 | 5,0 — 7,1 | 2,0 | |
16 | 6,1 — 8,2 | 2,3 | |
20 | 6,9 — 9,3 | 2,6 | |
30 | 9,3 — 12,5 | 2,9 | |
40 | 5,0 — 7,1 | 2,9(10W-40, 5W-40, 10W-40) | |
40 | 5,0 — 7,1 | 3,7(15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40) | |
50 | 5,0 — 7,1 | 3,7 | |
60 | 5,0 — 7,1 | 3,7 |
Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — особый международный комитет, работающий над стандартами для производителей масел. Это плод совместной работы японских и американских специалистов, поэтом похож по многим показателям на API.
Что такое ILSAC и чем он отличается от API
Как объяснила Олеся Яшина, в отличие от API, который устанавливает только минимальные требования к маслам, ILSAC включает дополнительные тесты, обеспечивающие более высокую защиту двигателя и экономию топлива. Маркировка ILSAC состоит из буквы и номера, например, GF-5, и указывает на соответствие определенным стандартам.
Чтобы комитет присвоил маслу определенный класс, продукция должна соответствовать важным требованиям:
- пониженная вязкость масла;
- уменьшенные параметры пенообразования;
- минимальное содержание фосфора, что улучшает срок работы каталитического нейтрализатора;
- фильтруемость при температурах ниже нуля, позволяющая работать в суровом климате;
- стойкость и сохранение рабочих функций при повышенном давлении;
- высокая топливная экономичность;
- низкая летучесть.
Таблица спецификаций ILSAC
Специалисты комитета ввели собственные индексы, обозначающие масла с разными характеристиками.
ILSAC GF-1 | В настоящее время уже устарел. Соответствует стандарту API SH |
ILSAC GF-2 | Введен специалистами в 1997 году и теперь почти не используется. Соответствует стандарту API SJ |
ILSAC GF-3 | Масла отличаются экологичностью, позволяют экономить бензин или дизельное топливо, улучшают производительность мотора, особенно при высоких нагрузках, близких к критическим. Соответствует API SL, но требований к качеству больше |
ILSAC GF-4 | Действует с 2004 года, соответствует требованиям качества API SM. Такие масла имеют повышенные моющие свойства, сниженное содержание топлива. Они продлевают ресурс двигателя и экономят топливо |
ILSAC GF-5 | Схож со стандартом API SN, однако имеет более высокие требования по защите от отложений, шламообразованию и экологичности выхлопа. Такие масла можно заливать в двигатели на биотопливе, а менять нужно значительно реже |
ILSAC GF-6 | Современный стандарт от 2020 года, основанный на требованиях API SP. Однако включает в себя улучшения по показателям экономии топлива, сохранения ресурса двигателя и защиты от детонации |
ILSAC GF-6A | Подкатегория стандарта GF-6, распространяющаяся на всесезонные масла классов вязкостей 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30 |
ILSAC GF-6B | Распространяется исключительно на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16. Для нее ввели специальный знак сертификации «Щит» |
ILSAC GF-7 | Новое поколение стандартов для масел, используемых в бензиновых двигателях. Соответствует самым строгим современным требованиям по экономии топлива и снижению выбросов. Кроме того, масла обеспечивают лучшую прокачку на холоде и более совершенную защиту поршня и цепи ГРМ |
Классификация моторных масел по JASO

JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — японская организация, устанавливающая стандарты масел для большей части Азии. Причиной для их разработки стали растущие требования к качеству продукции и ее влиянию на окружающую среду, что было особенно остро в Японии.
JASO для двухтактных двигателей
Продукция используется на некоторых видах техники, и получила обозначение «F».
JASO FB | Масла для мотоциклов и различных видов мототехники. Добавляется в топливо |
JASO FC | Качественные бездымные масла для двухтактных моторов |
JASO FD | Масла с улучшенные моющими свойствами и защищающие двигатель от отложений. Отвечают самым высоким требованиям |
JASO для четырехтактных мотоциклетных двигателей
Специалисты разработали раздел мотоциклетных масел «М».
JASO MB | Самый жидкий вариант смазки, не подходящий для мотоциклов со сцеплением в масле |
JASO MA-1 | Масла со средним коэффициентом трения подходят для мототехники, использующие «мокрое» сцепление при низких нагрузках |
JASO MA-2 | Моторное масло высоким коэффициентом трениям с присадками, гарантирующими повышенную защиту при больших нагрузках. Используются на спортивных мотоциклах |
JASO для дизельных двигателей
«Когда выяснилось, что стандарты API не всегда подходят к дизельным двигателям японского производства, пришлось разработать новые. Эти масла должны были соответствовать высоким требованиям по защите двигателя и снижению вредных выбросов», — рассказала эксперт.
JASO DH-1 | Могут использоваться в двигателях, не оборудованных сажевым фильтром и выпущенных до вступления долгосрочных норм по выбросам отработанных газов. Нормально работают с топливом, содержащим много серы. Хорошо сопротивляются вспениванию и испарению, защищают от износа и образования сажи |
JASO DH-2 | Масла для грузовиков и автобусов, двигатели которых работают под большой нагрузкой и оснащены устройствами предварительной очистки отработанных газов. Хорошо защищают от износа и отложений, но чувствительны к содержанию серы в топливе |
JASO DL-1 | Моторные масла для средне нагруженных двигателей с катализаторами и сажевыми фильтрами, применяемых на легковых автомобилях. Подходит только топливо с низким содержанием серы |
Как выбрать моторное масло: полезные советы

Современные моторные масла отличаются высоким уровнем технологичности и качества. Производители постоянно разрабатывают новые формулы и улучшают эксплуатационные характеристики продукта. Выбрать подходящий вариант непросто, поэтому стоит воспользоваться советами специалистов:
- Ознакомиться с рекомендациями производителя. В документации обычно всегда указано, какие именно масла подходят для конкретной модели. Для современных высокотехнологичных агрегатов использование неправильного масла может стать причиной быстрого износа.
- Выбрать вязкость с учетом климатических условий. Если машину постоянно будут использовать в холод или на жаре, то нужно брать сезонное масло. Когда климат умеренный, то подойдет универсальный вариант.
- Определить класс качества. По классификации API и ILSAC на этикетке канистры характеристики указаны в виде буквенно-цифрового обозначения. Нужно убедиться в том, чтобы качество не оказалось ниже рекомендуемого заводом-изготовителем.
- Учесть условия эксплуатации. В некоторых случаях полезными могут оказаться специальные присадки, добавленные на заводе
- Выбрать бренд, которому доверяют. Лучше не экономить на качестве, чтобы не получить непонятный суррогат вместо современного высокотехнологичного продукта.
- Купить у официального представителя или в надежном магазине. Подделки могут нанести серьезный вред мотору и привести к дорогостоящему ремонту. Поэтому не стоит рисковать.
Мнение эксперта
«Правильный выбор моторного масла – это залог долговечности и надежности работы автомобиля. Важно помнить о рекомендациях производителя по выбору масла, так как это способствует продлению срока службы двигателя и устойчивой работе всех систем автомобиля. Настоятельно рекомендуем консультироваться с экспертами и внимательно изучать информацию на канистре, чтобы сделать осознанный выбор», — посоветовала Олеся Яшина.
Главное о классификации моторных масел
Отметим самые важные моменты, без которых сложно разобраться в разных видах продукции:
- без моторных масел не смогут работать системы ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания;
- современные масла представляют собой высокотехнологичный продукт с множеством важных и полезных свойств;
- чтобы стандартизировать масла и обозначить их свойства специалисты разработали несколько видов классификаций;
- американский институт нефти(API) разделяет масла по двигателям, где они используются, и характеристикам;
- общество инженеров-автомобилестроителей(SAE) классифицирует масла по вязкости;
- международный комитет ILSAC выдвигает повышенные требования к качеству и свойствам масел, что легко в основу его классификации;
- японские специалисты разработали систему JASO, разделяющую масла по назначению и свойствам. Их волнует воздействие продукта на окружающую среду;
- качественный продукт соответствует стандартам, что должно быть указано на его упаковке;
- при выборе масла, подходящего для конкретного автомобиля, лучше всего использовать рекомендации производителя. Это особенно актуально для современных двигателей, чувствительных к топливу и качеству масла.