Классификация моторных масел: что означает и как выбрать правильный вариант

Современные автомобили используют самые разные расходные материалы. Одним из главных можно назвать моторное масло, нуждающееся в регулярной замене. Расскажем о классификации моторных масел, которую годами применяет большинство производителей.
Авторы и эксперты
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Олеся Яшина
Эксперт компании ППР
API
SAE
ILSAC
JASO
Как выбрать
Мнение эксперта
Главное
API
SAE
ILSAC
JASO
Как выбрать
Мнение эксперта
Главное
Еще
Масло заливается в двигатель
Существует множество разных видов моторного маслаИсточник: Авто Mail

Выбор моторного масла зависит от множества факторов: особенностей двигателя, условий эксплуатации автомобиля и запросов водителя. Поэтому автомобилисту так важно разбираться в маркировке, и понимать, какой товар он покупает. В статье расскажем, что такое классификация моторных масел и о чем говорят обозначения на упаковке.

Классификация моторных масел по API

API (American Petroleum Institute) – это американский институт нефти, создавший систему классификации моторных масел, основанную на их характеристиках и предназначении. 

Что такое API и как расшифровать маркировку

Разобраться с видами современных масел помогла эксперт по развитию и продвижению сервиса «Ремонт и ТО» компании «Передовые Платежные Решения» (ППР) Олеся Яшина:

«Маркировка API состоит из двух букв: первая указывает на тип масла (S – для бензиновых двигателей, C – для дизельных), а вторая говорит об уровне его качества. Так, масло с маркировкой SP подходит для бензиновых моторов последних поколений, а продукция с маркировкой CJ-4  предназначена для дизельных двигателей, используемых в жестких условиях».

Сертификационные знаки API

Знак сертификации API «Звезда» говорит, что масло отвечает всем имеющимся стандартам по защите двигателя и топливной экономичности. Товар с таким знаком рекомендуют автомобилистам большинство производителей.

Знак сертификации API «Звезда»
Знак сертификации API «Звезда»Источник: akross-oil.ru

Знак API «Пончик» отражает сразу несколько показателей. В верхней части указано, для каких категорий двигателей предназначен этот продукт(S для бензина и C – для дизеля). Цифры в центре дают понимание о вязкости и сезонности масла. А в нижней части указано, что масло обеспечивает повышенную топливную экономичность. Этот знак чаще всего используют для обозначения марок, способных сохранять свои свойства в широком диапазоне температур.

Знак сертификации API «Пончик»
Знак сертификации API «Пончик»Источник: akross-oil.ru

Знаком сертификации API «Щит» отмечают масла, соответствующие самым высоким требованиям ILSAC GF-6B. Он может применяться только к маслам вязкости SAE 0W-16, которые используются в экологичных моторах, где важно обеспечить внутреннее низкое сопротивление.

Знак сертификации API «Щит»
Знак сертификации API «Щит»Источник: akross-oil.ru

Категории API для бензиновых двигателей

Все используемые в ДВС виды масел получили свое обозначение.

API SA, SB, SC, SD, SE, SF и SG
Устаревшие классы масел, которые уже не используют
API SH
Введен с 1992 года для замены предыдущих классов. В настоящее время считается условно действующим, так как не соответствует ряду современных критериев
API SJ
Такие масла подходят для любых моторов и заменяют все ранее используемые категории. Продукция обладает повышенной защитой мотора от коррозии, износа и окисления
API SL
Масла предназначены для двигателей, разработанных до 2004 года. Они лучше работают с катализаторами, имеют повышенные энергосберегающие, моющие и антиокислительные свойства
API SM
Ужесточены требования по стойкости к окислению и эксплуатационным свойствам при морозах. Масла содержат пониженное количество фосфора
API SN
Более современный класс с высокими требования по содержанию фосфора. Обеспечивает высокие показатели износостойкости и энергосбережения. Можно использовать для моторов на биотопливе
API SN+
Промежуточный класс, в котором масла дополнительно проверяют на риск преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси — тест Sequence IX
API SP
Современные ресурсосберегающие масла с повышенной защитой турбокомпрессоров. Обладают высокими свойствами защиты от износа, отложений на поршне и детонации
API SQ
Самый современный класс для использования в атмосферных и турбированных двигателях с системой непосредственного впрыска. Обладает улучшенными эксплуатационными показателями и соответствует всем экологическим требованиям

Категории API для дизельных двигателей 

Для моторов на дизельном топливе специалисты разработали свои обозначения.

API CA, CB, CC, CD, CE
Устаревшие классы, сегодня практически не используемые
API CF-4
Действующий класс — масла, способные обеспечить защиту от нагара и с низким расходом на угар. Предназначены для четырехтактных дизелей
API CF-2
Предназначены для двухтактных дизельных моторов. Помогают снизить износ цилиндров и колец
API CG-4
Масла борются с образованием нагара на поршнях, износом, сажей и окислением. Но крайне зависимы от качества топлива
API CH-4
Соответствуют повышенным требованиям по защите клапанов двигателя от износа и образования нагара
API CI-4
Масла с улучшенными моющими свойствами, повышенным сопротивлением окислению и низким расходом на угар. Обладают хорошей прокачиваемостью при низких температурах
API CI-4 Plus (CI-4+)
Стандарт для тех случаев, когда нужно придерживаться жестких требований к уровню сажи
API CJ-4
Класс масел с высокой сопротивляемостью окислению. Предназначены для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов и сажевым фильтром
API CK-4
Стандарт от 2016 года для современных дизельных двигателей. Масла хорошо защищены от окисления и отличаются высокими характеристиками по вязкости. При этом не слишком требовательны к качеству топлива
API FA-4
Так обозначают продукт, специально разработанный для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых дизельных двигателях. Эти масла хорошо совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами, но требуют содержания серы в топливе не выше 15 ppm

Классификация моторных масел по SAE

Моторное масло 5W-30 по классификации SAE
Система классификации SAE маркирует моторные масла по их вязкости и сезонностиИсточник: legion-media.ru

SAE (Society of Automotive Engineers) — это общество инженеров из автомобильной отрасли, которые разработали систему классификации масла по параметрам его вязкости.

Что означает и как расшифровывается маркировка SAE

«Маркировка SAE состоит из числа перед буквой W (Winter), указывающей на зимнюю сезонность масла, и числа после буквы (например, 30 или 40), которое указывает на вязкость в летних условиях. Обозначение 5W-30 говорит, что что такое масло сохраняет свои свойства при низких температурах и подходит для поездок летом», — пояснила Олеся Яшина.

Согласно стандарту SAE J300 от 2024 года, моторные масла делят на 8 летних и 6 зимних. К летним относят продукцию с индексами 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60. Для эксплуатации зимой подходят 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Если в маркировке присутствуют обе цифры, то речь идет о всесезонных маслах.

Для летних масел важнее всего способность сохранять достаточную вязкость при нагревании. Чем эта цифра больше, тем стабильнее масло будет работать в жару и под нагрузкой. Для зимних главное оставаться достаточно жидкими при минусовых температурах.

Таблица вязкости SAE

Для зимних масел важны показатели вязкости проворачивания(CCS) и прокачиваемости (MRV). Они говорят о том, насколько сложно будет запустить мотор в минусовую температуру.

Класс вязкости
CCS, МПа-с. Max и MRV, МПа-с, Max, при темп., °С
Кинематическая вязкость, мм2/при 100 °С

0W
3250 при -30 … 30000 при -35
3,8

5W
3500 при -25 … 30000 при -30
3,8

10W
3500 при -20 … 30000 при -25
4,1

15W
3500 при -15 … 30000 при -20
5,6

20W
4500 при -10 … 30000 при -15
5,6

25W
6000 при -5 … 30000 при -10
9,3

Летним маслам важнее высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига (HTHS), дающая представление о толщине масляной пленки в пятне на деталях двигателя. Чем выше этот параметр, тем она толще и лучше защищает от износа.

Класс вязкостиКинематическая вязкость, мм2/при 100 °С, min и maxHTHS, МПа-с. Min при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, min
84,0 — 6,11,7
125,0 — 7,12,0
166,1 — 8,22,3
206,9 — 9,3
2,6

30
9,3 — 12,5
2,9

40
5,0 — 7,1
2,9(10W-40, 5W-40, 10W-40)

40
5,0 — 7,1
3,7(15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40)

505,0 — 7,1
3,7

605,0 — 7,1
3,7

Классификация моторных масел по ILSAC

Мужчина выбирает моторное масло в магазине
Классификация моторных масел по ILSAC осуществляется по ряду испытаний маслаИсточник: legion-media.ru

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — особый международный комитет, работающий над стандартами для производителей масел. Это плод совместной работы японских и американских специалистов, поэтом похож по многим показателям на API.

Что такое ILSAC и чем он отличается от API

Как объяснила Олеся Яшина, в отличие от API, который устанавливает только минимальные требования к маслам, ILSAC включает дополнительные тесты, обеспечивающие более высокую защиту двигателя и экономию топлива. Маркировка ILSAC состоит из буквы и номера, например, GF-5, и указывает на соответствие определенным стандартам.

Чтобы комитет присвоил маслу определенный класс, продукция должна соответствовать важным требованиям:

  • пониженная вязкость масла;
  • уменьшенные параметры пенообразования;
  • минимальное содержание фосфора, что улучшает срок работы каталитического нейтрализатора;
  • фильтруемость при температурах ниже нуля, позволяющая работать в суровом климате;
  • стойкость и сохранение рабочих функций при повышенном давлении;
  • высокая топливная экономичность;
  • низкая летучесть.

Таблица спецификаций ILSAC

Специалисты комитета ввели собственные индексы, обозначающие масла с разными характеристиками.

ILSAC GF-1В настоящее время уже устарел. Соответствует стандарту API SH
ILSAC GF-2Введен специалистами в 1997 году и теперь почти не используется. Соответствует стандарту API SJ
ILSAC GF-3Масла отличаются экологичностью, позволяют экономить бензин или дизельное топливо, улучшают производительность мотора, особенно при высоких нагрузках, близких к критическим. Соответствует API SL, но требований к качеству больше
ILSAC GF-4Действует с 2004 года, соответствует требованиям качества API SM. Такие масла имеют повышенные моющие свойства, сниженное содержание топлива. Они продлевают ресурс двигателя и экономят топливо
ILSAC GF-5Схож со стандартом API SN, однако имеет более высокие требования по защите от отложений, шламообразованию и экологичности выхлопа. Такие масла можно заливать в двигатели на биотопливе, а менять нужно значительно реже
ILSAC GF-6Современный стандарт от 2020 года, основанный на требованиях API SP. Однако включает в себя улучшения по показателям экономии топлива, сохранения ресурса двигателя и защиты от детонации
ILSAC GF-6AПодкатегория стандарта GF-6, распространяющаяся на всесезонные масла классов вязкостей 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30
ILSAC GF-6BРаспространяется исключительно на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16. Для нее ввели специальный знак сертификации «Щит»
ILSAC GF-7Новое поколение стандартов для масел, используемых в бензиновых двигателях. Соответствует самым строгим современным требованиям по экономии топлива и снижению выбросов. Кроме того, масла обеспечивают лучшую прокачку на холоде и более совершенную защиту поршня и цепи ГРМ


Классификация моторных масел по JASO

Масло заливается в двигатель
Классификация моторных масел по JASO актуальна для азиатского пространстваИсточник: legion-media.ru

JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — японская организация, устанавливающая стандарты масел для большей части Азии. Причиной для их разработки стали растущие требования к качеству продукции и ее влиянию на окружающую среду, что было особенно остро в Японии.

JASO для двухтактных двигателей

Продукция используется на некоторых видах техники, и получила обозначение «F».

JASO FB
Масла для мотоциклов и различных видов мототехники. Добавляется в топливо
JASO FC
Качественные бездымные масла для двухтактных моторов
JASO FD
Масла с улучшенные моющими свойствами и защищающие двигатель от отложений. Отвечают самым высоким требованиям

JASO для четырехтактных мотоциклетных двигателей

Специалисты разработали раздел мотоциклетных масел «М».

JASO MB
Самый жидкий вариант смазки, не подходящий для мотоциклов со сцеплением в масле
JASO MA-1
Масла со средним коэффициентом трения подходят для мототехники, использующие «мокрое» сцепление при низких нагрузках
JASO MA-2
Моторное масло высоким коэффициентом трениям с присадками, гарантирующими повышенную защиту при больших нагрузках. Используются на спортивных мотоциклах

JASO для дизельных двигателей

«Когда выяснилось, что стандарты API не всегда подходят к дизельным двигателям японского производства, пришлось разработать новые. Эти масла должны были соответствовать высоким требованиям по защите двигателя и снижению вредных выбросов», — рассказала эксперт.

JASO DH-1
Могут использоваться в двигателях, не оборудованных сажевым фильтром и выпущенных до вступления долгосрочных норм по выбросам отработанных газов. Нормально работают с топливом, содержащим много серы. Хорошо сопротивляются вспениванию и испарению, защищают от износа и образования сажи
JASO DH-2
Масла для грузовиков и автобусов, двигатели которых работают под большой нагрузкой и оснащены устройствами предварительной очистки отработанных газов. Хорошо защищают от износа и отложений, но чувствительны к содержанию серы в топливе
JASO DL-1
Моторные масла для средне нагруженных двигателей с катализаторами и сажевыми фильтрами, применяемых на легковых автомобилях. Подходит только топливо с низким содержанием серы

Как выбрать моторное масло: полезные советы

Масло заливается в двигатель через воронку
Главное, что стоит учитывать при выборе моторного масла — рекомендации производителя автомобиляИсточник: legion-media.ru

Современные моторные масла отличаются высоким уровнем технологичности и качества. Производители постоянно разрабатывают новые формулы и улучшают эксплуатационные характеристики продукта. Выбрать подходящий вариант непросто, поэтому стоит воспользоваться советами специалистов:

  • Ознакомиться с рекомендациями производителя. В документации обычно всегда указано, какие именно масла подходят для конкретной модели. Для современных высокотехнологичных агрегатов использование неправильного масла может стать причиной быстрого износа.
  • Выбрать вязкость с учетом климатических условий. Если машину постоянно будут использовать в холод или на жаре, то нужно брать сезонное масло. Когда климат умеренный, то подойдет универсальный вариант.
  • Определить класс качества. По классификации API и ILSAC на этикетке канистры характеристики указаны в виде буквенно-цифрового обозначения. Нужно убедиться в том, чтобы качество не оказалось ниже рекомендуемого заводом-изготовителем.
  • Учесть условия эксплуатации. В некоторых случаях полезными могут оказаться специальные присадки, добавленные на заводе
  • Выбрать бренд, которому доверяют. Лучше не экономить на качестве, чтобы не получить непонятный суррогат вместо современного высокотехнологичного продукта.
  • Купить у официального представителя или в надежном магазине. Подделки могут нанести серьезный вред мотору и привести к дорогостоящему ремонту. Поэтому не стоит рисковать.

Мнение эксперта

«Правильный выбор моторного масла – это залог долговечности и надежности работы автомобиля. Важно помнить о рекомендациях производителя по выбору масла, так как это способствует продлению срока службы двигателя и устойчивой работе всех систем автомобиля. Настоятельно рекомендуем консультироваться с экспертами и внимательно изучать информацию на канистре, чтобы сделать осознанный выбор», — посоветовала Олеся Яшина.

Главное о классификации моторных масел

Отметим самые важные моменты, без которых сложно разобраться в разных видах продукции:

  • без моторных масел не смогут работать системы ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания;
  • современные масла представляют собой высокотехнологичный продукт с множеством важных и полезных свойств;
  • чтобы стандартизировать масла и обозначить их свойства специалисты разработали несколько видов классификаций;
  • американский институт нефти(API) разделяет масла по двигателям, где они используются, и характеристикам;
  • общество инженеров-автомобилестроителей(SAE) классифицирует масла по вязкости;
  • международный комитет ILSAC выдвигает повышенные требования к качеству и свойствам масел, что легко в основу его классификации;
  • японские специалисты разработали систему JASO, разделяющую масла по назначению и свойствам. Их волнует воздействие продукта на окружающую среду;
  • качественный продукт соответствует стандартам, что должно быть указано на его упаковке;
  • при выборе масла, подходящего для конкретного автомобиля, лучше всего использовать рекомендации производителя. Это особенно актуально для современных двигателей, чувствительных к топливу и качеству масла.