Классификация моторных масел по API, ACEA, SAE и ILSAC

Классификация моторных масел: Что такое API, ACEA, SAE и ILSAC? Допуски и спецификации автопроизводителей. Ознакомится подробнее с расшифровкой классификации масел вы сможете на Авто Mail.ru

При выборе моторных масел автомобилисты нередко сталкиваются со множеством маркировок, которые требуется уметь расшифровывать, чтобы понимать, какой продукт лучше подходит для автомобиля. В мире существует несколько организаций, которые разработали стандарты для международных рынков масел. Это Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Europeens d"Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). Эти организации ведут контроль за разработкой и качеством смазочных материалов и разрабатывают требования для производителей масел.

Классификация масел по API: знак сертификации API «Звезда»

Знак сертификации API “Звезда”

В первую очередь необходимо обратить внимание на знак сертификации, который стоит на канистре или банке с маслом. Если на этикетке есть крупная звезда с множеством лучей, то это знак Международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC). Знак сертификации «Звезда» используется Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API) для обозначения масел, которые сохраняют идеальный баланс между топливной экономичностью и защитой двигателя.

Знак сертификации API «Пончик»

Знак сертификации API «Пончик»

Этот знак получил свое неофициальное название из-за схожести с кулинарным продуктом. Знак применяется Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API) для обозначения масел, способных сохранять эксплуатационные свойства в широком диапазоне температур. Это значит, что стандартная вязкость масла будет стабильной зимой и летом. При низких температурах масло должно сохранять высокую текучесть, а значит, обеспечивает хорошую топливную экономичность при холодном старте.

Знак сертификации API «Щит»

Знак сертификации API «Щит»

Еще один знак Международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC) под названием «Щит» применяется для масел, которые используются в экологических моторах, где важно обеспечить внутреннее низкое сопротивление. Как правило, такой знак получают масла с вязкостью SAE 0W-16.

Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей

Моторные масла изготавливаются не только для современных машин, выпущенных в этом десятилетии, но и для старых транспортных средств, которые рассчитывались в том числе на минеральные сорта масла в конце прошлого века. Поэтому при выборе масла необходимо уточнить классификацию. В системе API есть несколько типов моторных масел.

API SG

Это устаревший класс смазывающих жидкостей для использования в моторах 40-летней давности. Разрабатывался класс в 80-е годы прошлого века и был введен в 1988 году. Такие масла лучше использовать для старых двигателей, которые все еще эксплуатируются на дорогах. Моторные масла API SG обладают хорошей защитой от износа. Они создают надежную пленку между трущихся деталей, препятствующую износу.

API SJ

Этот класс моторных масел использовался с 1996 по 2001 годы. Такие смазывающие жидкости разрабатывались для моторов с каталитическими нейтрализаторами и имели высокую термоокислительную способность, а значит, подходили далеко не для всех моторов.

API SL

Моторные масла класса SL были разработаны в начале 2000-х годов и применялись до 2004 года. Они подходят для бензиновых двигателей, оборудованных каталитическими нейтрализаторами и турбонаддувом. Масла класса SL обладают хорошей стойкостью к испаряемости, имеют энергосберегающие, антиокислительные, моющие и противоизносные присадки.

API SM

Класс API SM былы утвержден в 2004 году. К нему относятся масла с новыми требованиями по стойкости к окислению. Эти масла хорошо работают при отрицательных температурах. Они отвечают новым требованиям на предельно допустимые содержания фосфора для зимних масел.

API SN

Класс масел SN был введен в 2010 году. Они отвечают более строгим экологическим нормам по содержанию фосфора и лучше работают в моторах с системами нейтрализации выхлопных газов. Масла API SN могут применяться в двигателях, предназначенных для работы на биотопливе.

API SN Plus

Масла класса API SN Plus отличаются от API SN тем, что они сертифицируются помимо прочего по еще одному параметру, а именно проверяются на эффект преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси LSPI (Low Speed Pre-Ignition). Такие масла лучше защищают мотор от детонаций.

API SP

Масла класса API SP разрабатывались специально для малообъемных моторов с турбонаддувом и системами прямого впрыска. Эти масла имеют присадки на основе магния, которые помогают обеспечить двигателю лучшую защиту. Они защищают камеры сгорания от образования нагара, лучше сопротивляются появлению сажевого налета в турбине и борются с детонациями при средних и низких нагрузках. Борьба с так называемым эффектом LSPI (Low Speed Pre-Ignition), то есть детонациями, является одной из основных причин разработки нового стандарта для моторов со сложными система впрыска и наддува. Случаи непроизвольной детонации отмечались на турбированных моторах при случайном попадании в камеры сгорания мелких капелек обычного масла, что приводило к подрыву смеси в середине такта сжатия. Масла API SP имеют присадки, помогающие бороться с эффектом LSPI (Low Speed Pre-Ignition).

Классификация моторных масел API для дизельных моторов

Дизельные двигатели работают под гораздо большими нагрузками, из-за чего им необходимы немного иные смазывающие материалы. Силовые агрегаты на тяжелом топливе выдвигают свои требования к производителям масел, благодаря чему была разработана своя классификация масел для дизелей.

API CF-4

Масла стандарта API CF-4 разрабатывались в 90-е годы XX века для четырехтактных дизельных моторов, которые работают на высоких оборотах. Стандарт был введен в 1994 году и устанавливает нормативы по борьбе с нагаром в камерах сгорания.

API CF-2

Стандарт API CF-2 был разработано для работы в двухтактных дизелях и был принят в 1994 году. Эти масла использовались до 2009 года и для некоторых старых транспортных средств применяются до сих пор.

API CH-4

С ужесточением экологических требований в декабре 1998 года был введен новый стандарт для дизельных масел. Производители выдвинули требования по борьбе с высокотемпературным нагаром на поршнях и по предотвращению окисления и вспенивания масла при высоких нагрузках. Эти масла помогли снизить износ клапанов и увеличить ресурс дизельных моторов.

API CI-4

Стандарт был введен в 2002 году вместе с новыми экологическими нормами. Производители автомобилей потребовали от разработчиков смазывающих жидкостей новых продуктов с улучшенными моющими свойствами и повышенной устойчивостью к термическому окислению при работе на высоких нагрузках.

API CI-4 Plus

Для высоконагруженных моторов используется стандарт API CI-4 Plus, который требует масел с более жесткими требованиями по борьбе с образованием сажевых отложений внутри дизельных моторов.

API CJ-4

С ужесточением экологических норм и обязательным введением сажевых фильтров в 2006 году был разработан стандарт масел API CJ-4, который требует от производителей адаптировать смазывающие жидкости для работы с сажевыми фильтрами в дизельных машинах. Введены ограничения по использованию топлива с большим содержанием серы.

API CK-4

Новый стандарт API CJ-4 был принят в 2017 году для снижения токсичности выхлопа дизельных моторов. Стандарт предполагает совместимость масла с новыми сажевыми фильтрами, улучшает борьбу с окислением масла, вводит обязательно использование более эффективных присадок для защиты от отложений. В маслах стандарта API CK-4 улучшены противоизносные свойства.

API FA-4

Категория масел FA-4 была введена в 2017 году. Эти масла предназначены для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых дизельных двигателях, работающих на топливе с низким содержанием серы.

Моторное масло
Источник: legion-media.ru

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee) был учрежден двумя ассоциациями, а именно японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA) и Американской ассоциации производителей (AAMA). Главная цель — это установление более жестких требований к производителям масел.

Классификация моторных масел ILSAC используется для японских и американских легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. Позднее ILSAC приняли корейские и китайские автопроизводители.

ILSAC GF-3

Стандарт ILSAC GF-3 был разработан в 2001 году и соответствует классификации API SL. Этот стандарт применялся для повышения экологичности двигателей.

ILSAC GF-4

Стандарт моторного масла ILSAC GF-4 был введен в 2004 году и соответствует API SM От производителей масел потребовали улучшить моющие свойства смазывающей жидкости и повысить топливную экономичность за счет снижения вязкости при холодных пусках.

ILSAC GF-5

Класс моторных масел ILSAC GF-5 бал разработан в 2010 году и во многом повторяет стандарт API SN. За счет использования новых присадок повысились энергосберегающие свойства масла и введены требования по совместимости с каталитическими нейтрализаторами. Этот же стандарт предполагает работу масла в двигателях на биотопливе.

ILSAC GF-6

Класс моторных масел ILSAC GF-6 вступил в действие в начале 2020 года и соответствует API SP. Новое масло предназначено для работы при больших нагрузках в малолитражных моторах и должно обеспечивать снижение окисления, увеличение защитных свойств, выравнивание вязкостных характеристик в широком диапазоне температур. Масла этого стандарта рассчитаны на снижение эффекта детонаций LSPI (Low Speed Pre-Ignition) при малых нагрузках. Этот стандарт применим к широкому ассортименту всесезонных масел. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак — «Щит».

  • Масло стандарта ILSAC GF-6A подходит для гибридных автомобилей японских производителей.
  • Масла класса ILSAC GF-6B для гибридов предназначены для быстрого пуска мотора в условиях низких температур.

Классификация моторных масел по ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей ACEA, включающая 15 крупных компаний в том числе BMW, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls-Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo, Honda, Toyota и Hyundai, тоже создала свой стандарт для производства моторных масел. Изготавливать масла по их стандартам может любой производитель, способный обеспечить необходимое качество продукта. Для нас этот стандарт наиболее близок, так как европейские автомобили наиболее распространены.

В обозначениях европейской классификации моторных масел фигурируют латинские буквы. Они обозначают следующее:

A — для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями;
B — для легковых и легких коммерческих машин;
C — для дизельных моторов с системами очистки выхлопных газов;
E — для дизельных двигателей тяжелого коммерческого транспорта.

ACEA A/B: полнозольные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей

ACEA A1/B1

Этот стандарт был разработан еще в 1996 году и сейчас не используется. Масла такого типа больше не продаются, однако производители называют аналоги масел, которые подойдут для старых автомобилей. В данном случае альтернативой будут моторные масла ACEA A5/B5. Эти масла обладают низкой вязкостью и хорошо подходят для стран с холодным климатом.

ACEA A3/B3

Моторные масла A3/B3 подходят для увеличенных интервалов смены масла и удобны для личных легковых автомобилей. Эти всесезонные масла подойдут как для бензиновых моторов, так и для дизельных.

ACEA A3/B4

Эти масла используются для нагруженных высокофорсированных двигателей с турбонаддувом и непосредственным впрыском. Они подходят для бензиновых и дизельных моторов. Смазывающие материалы класса АСЕА А3/В4 обладают хорошими энергосберегающими свойствами.

ACEA A5/B5

Эти масла имеют длинный интервал замены и предназначены для двигателей особых конструкций. Обычно этот стандарт масла подходит для тяжелых условий эксплуатации двигателей больших объемов. Такие масла нельзя использовать в силовых агрегатах с высокими требованиями по экологичности выхлопа, потому как они могут не обеспечивать их полной защиты.

ACEA A7/B7

Эт масла подходят для двигателей с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, но имеют лучшую защиту от детонаций (LSPI). Эти масла предназначены для крупных двигателей внедорожников и не подойдут для малолитражных силовых агрегатов.

ACEA C: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенные фильтрами твердых частиц

ACEA C1

При появлении систем очистки выхлопных газов потребовались масла, которые бы были совместимы с сажевыми фильтрами дизельных моторов. Масла стандарта ACEA C1 относят к маловязким энергосберегающим маслам, которые имеют низкое содержание фосфора и серы.

ACEA C2

Этот стандарт предназначен для высокофорсированных дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков. Совместимы с каталитическими нейтрализаторами бензиновых двигателей и сажевыми фильтрами. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов. Использовать их можно для автомобилей класса Евро 3 и ниже.

ACEA C3

Стабильные масла с низким образованием золы. Они пригодны для машин с экологическим стандартом Евро 4 и старых каталитических нейтрализаторов. Многоступенчатые системы очистки требуют иных масел.

ACEA C4

Малозольные масла могут использоваться высоконагруженных дизельных моторах.

ACEA C5

Этот стандарт создавался для рынков с некачественным топливом с большим количеством химических примесей, влияющих на процесс сгорания топлива. Масла С5 рассчитаны на работу с системами фильтрации выхлопных газов.

ACEA C6

Эти масла предназначены для экологического стандарта Евро 5 и имеют защиту от детонаций. За счет пакетов присадок удается победить эффект LSPI, возникающий в середине цикла сжатия. Масла стандарта ACEA C6 лучше борются с отложениями в турбокомпрессорах.

ACEA E: моторные масла для дизельных двигателей тяжелого коммерческого транспорта

ACEA E2

Эти масла подходят для старых грузовиков и тракторов с дизельными моторами. Их можно использовать для силовых агрегатов экологического стандарта Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV. Но лучше всего масла класса ACEA E2 подходят для дизелей старых конструкций без сажевых фильтров и с системой рециркуляции отработавших газов. Можно их использовать на моторах с системами впрыска мочевины.

ACEA E4

Моторные масла класса ACEA E4 предназначены для турбированных дизелей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV. Рекомендуется использовать их на двигателях, снабженных системой снижения выбросов оксидов азота. Однако они не могут применяться в агрегатах с сажевыми фильтрами.

ACEA E6

Масла категории ACEA E6 рекомендуются для дизельных двигателей с системами турбонаддува с сажевыми фильтрами. Они могут применяться только вместе с топливом с низким содержанием серы.

ACEA E7

Масла стандарта ACEA E7 рекомендуются для двигателей с системой турбонаддува, снижения выброса оксидов азота и рециркуляции отработавших газов. Они помогают бороться с эффектом образования нагара в компрессоре.

ACEA E8

В 2022 году вышли в продажу новые масла категории ACEA E8, которые должны заменить продукты ACEA E6. Эти продукты относятся к малозольным маслам, повышающим КПД двигателя и могут работать с грузовыми дизельными двигателями экологических стандартов Euro V и Euro VI.

Масла ACEA E8 подходят для для дизелей с рециркуляцией отработавших газов, с фильтрами твердых частиц или без них, так и для двигателей, оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота. Этот стандарт предполагает использование топлива с низким содержанием серы. Хороши масла для повышенных интервалов замены.

ACEA E9

Масла для нагруженных дизельных двигателей ACEA E9 рекомендуются для грузовиков стандартов Euro V и Euro VI, оснащенных сажевыми фильтрами. Стандарт требует использование только современного топлива с низким содержанием серы. Масла ACEA E9 имеют стандартные интервалы замены.

ACEA E11

C 2022 года производятся масла категории ACEA E9, которые относятся к среднезольным, и рекомендуются для высокофорсированных дизелей Euro V и Euro VI. Современные пакеты присадок обеспечивают чистоту поршней и клапанов и лучше защищает трущиеся детали от износа. Масла класса ACEA E11 создавались для тяжелых условий эксплуатации.

Масло подходят для больших интервалов замены, предназначено для работы на грузовиках с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота. Могут работать только в сочетании с топливом с низким содержанием серы.

Масло
Источник: legion-media.ru

Классификация моторных масел по SAE

Классификация SAE была разработана Международным сообществом автомобильных инженеров SAE — Society of Automotive Engineers. Сейчас действует стандарт SAE J300, который распределят смазывающие жидкости по вязкости. В соответствие с ним все автомобильные масла делятся на зимние, летние или всесезонные.

Стандарт подразделяет моторные масла на 11 классов. Шесть относятся к зимним маслам, а пять к летним.

Зимние масла маркируются литерой W (Winter-Зима) и цифровым кодом, по которому определяется вязкость при нижней температурной границе, влияющей на предельную прокачиваемость.

Зимние масла имеют маркировку SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. В маркировке указывается максимальные значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100 градусах. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при критически низкой температуре.

Это важно в момент холодного запуска мотора. Мотор с маслом SAE 0W пускается в морозы гораздо легче, чем с маслом 25W.

К летним маслам относится маркировка SАЕ 20, 30, 40, 50, 60. Чем больше цифра маркировки, тем стабильнее масло работает при высоких температурах, достигающих 150 градусов.

Всесезонные моторные масла, предназначенные для круглогодичного использования обозначаются кодом, который включает одновременно зимнюю и летнюю маркировку. Например SАЕ 0W-30, SAE 5W-40, SAE 20W-50 и т. п. Первая цифра показывает вязкость при критически низких температурах, а вторая — вязкость при работе во время нагрева масла до 150 градусов.

Классификация моторных масел JASO

Японская организация по стандартизации автомобилестроения JASO (Japanese Automotive Standards Organization) тоже имеет свою классификацию моторных масел, которая согласуется с европейский и американской. Она стандартизирует моторные масла для различных видов техники, в том числе для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и иных транспортных средств.

Классификация моторных масел по JASO для двухтактных двигателей

JASO FB

Эти масла предназначены для мотоциклов, мопедов, скутеров и другой мототехники. Масло добавляется в топливо.

JASO FC

Классификация JASO FC описывает бездымные масла для двухтактных моторов.

JASO FD

По сравнению с классом FC бездымные масла бездымные масла FD имеют улучшенные характеристики по очистке двигателя от отложений.

Классификация моторных масел JASO для четырехтактных мотоциклетных двигателей

JASO MA-1

Моторные масла со средним коэффициентом трения. Предназначены для мототехники со сцеплением, работающим в масле при низких нагрузках.

JASO MA-2

Моторное масло имеет пакет присадок, обеспечивающий повышенные защитные свойства для рабочих поверхностей, работающих при больших нагрузках. Моторные масла с самым высоким коэффициентом трения. Предназначены для спортивных мотоциклов.

Спецификации моторных масел по JASO для дизельных двигателей

JASO DH-1

Масла JASO DH-1 рекомендуются для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF). Допускается работа масла в моторах, предназначенных для топлива с малым содержанием серы.

JASO DH-2

Масла для грузовых автомобилей с дизельными двигателями, оснащенных системами доочистки выхлопных газов и сажевыми фильтрами.

JASO DL-1

Моторные масла для легковых автомобилей, двигатели которых работают при умеренных нагрузках. Класс масел JASO DL-1 предназначен для работы в двигателях с системами доочистки выхлопных газов. Топливо рекомендуется с низким содержанием серы.

Классификация моторных масел по ГОСТ РФ

Государственный стандарт на моторные масла ведет свое начало в технической документации СССР. Последняя редакция ГОСТ 17479.1−2015 была принята в 2015-м.

Согласно ГОСТ 17.479.1−2015, моторные масла разделяются на три класса: зимние, летние и всесезонные.

Зимние масла имеют обозначение 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» указывает на зимнее назначение сорта моторного масла. Они соответствуют классификации SAE 5W, 10W, 15W, 20W.

Летние сорта моторных масел имеют классификацию: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24, которые соответствуют классификации SAE 20, 20, 30, 30, 40, 40, 50, 60.

Всесезонные масла обозначаются дробью — 3з/8; 4з/6; 4з/10 и т. д. Эти обозначения соответствуют SAE 5W20, 10W20, 10W30.

Допуски и спецификации автопроизводителей

Автопроизводители при разработке новых двигателей работают в тесном взаимодействии с изготовителями масла и выдают им задания на разработку специальных масел. Как правило допуски производителей имеют свои коды, однако они имеют прямые аналоги в международных системах классификации. К примеру, Mercedes Benz имеет следующие коды для обозначения масел:

  • MB 229.1
  • MB 229.3
  • MB 229.5
  • MB 229.31
  • MB 229.51
  • MB 229.52

Volkswagen пользуется своей классификацией:

  • VW 502.00/505.00
  • VW 504.00/507.00

General Motors применяет классификацию GM Dexos2. Ее соответствие международным системам классификации можно посмотреть в справочниках автопроизводителей.

Заключение

Почти все перечисленные системы классификации моторных масел перекликаются друг с другом. На одной канистре с маслом можно увидеть маркировку автопроизводителей, а также коды API, ACEA, SAE и ILSAC. Российские производители масел добавляют к ним обозначения отечественного ГОСТ. Однако подбор масла для конкретного автомобиля лучше всего производить по VIN-номеру транспортного средства. Современные масла имеют слишком большое количество особенностей, которые трудно разобрать простому автомобилисту.