НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовКрутые гонкиВнутри заводаСезонная смена шин

Не включаются передачи на заведенном двигателе: в чем причина неисправности и что делать

28 октября 2024 10:59
В условиях современного города важна мобильность, поэтому полезным становится автомобиль, способный быстро и с комфортом доставить человека практически в любую точку. Однако если не включаются передачи на заведенном двигателе, то все планы могут неожиданно нарушиться
Каждый водитель может столкнуться с неисправностями механической коробки передач
Источник: Freepik

Для автомобилиста любая поломка его «железного коня» достаточно неприятна. А если не включаются передачи на заведенном двигателе, ситуация может вызвать настоящий стресс. Почему может возникать такая поломка, как ее исправить и что делать, чтобы в будущем избегать таких неприятностей, подробно рассмотрим в статье.

Виды коробок передач

За годы существования автомобилестроения инженеры разработали несколько вариантов коробки переключения передач. Коротко расскажем о каждом из них.

МКПП
Позволяет водителю самостоятельно выбирать передачи. МКПП обеспечивает более высокий уровень контроля при наборе скорости и движении, особенно в сложных условиях. Обычно менее подвержена поломкам и дешевле в обслуживании, но требует навыков и опыта при вождении
АКПП
Переключает передачи в зависимости от скорости и нагрузки двигателя, избавляя водителя от необходимости делать это вручную. Особенно эффективна в городских условиях с частыми остановками. Однако автоматические коробки могут быть более сложными в обслуживании и хуже выдерживают нагрузки
Вариатор
Это тип бесступенчатой трансмиссии, который не имеет фиксированных передач. Он использует вместо привычных шестерней систему конусов и ремней. Вариаторы обеспечивают плавное ускорение и повышают эффективность расхода топлива, но довольно быстро изнашиваются
Роботизированная коробка
Это автоматическая трансмиссия, основанная на механической конструкции, но с управлением через электронные системы. Она может работать в автоматическом режиме или предоставлять возможность ручного переключения. РКПП предлагают быстрые переключения, но могут уступать в плавности хода по сравнению с традиционными АКПП
DSG
Direct Shift Gearbox — АКПП с двойным сцеплением, разработанная компанией Volkswagen. Она сочетает преимущества механических и автоматических трансмиссий, обеспечивая быстрое и плавное переключение передач. Среди минусов — сложная конструкция и дорогой ремонт
Секвентальная коробка
Тип трансмиссии, в котором можно переключать передачи только последовательно, от самой низкой к самой высокой. В отличие от традиционных механических коробок, где переключение может быть произвольным, в секвентальных используется фиксированный механизм

Как устроена коробка передач автомобиля

Коробка передач помогает изменить крутящий момент, передаваемый от двигателя на колеса. Поэтому автомобиль может двигаться с разными скоростями, ехать вперед или назад. Это один из важнейших агрегатов трансмиссии, используется на всех автомобилях с двигателем внутреннего сгорания.

В корпусе механической коробки переключения передач (МКПП) объединены валы, синхронизаторы, шестерни, рычаг для переключения скоростей, подшипники, сальники.

  • Ведущий (первичный) вал. Через систему сцепления соединяется с маховиком двигателя.
  • Ведомый (вторичный) вал. Получает движение от первичного вала и передает его другим элементам механизма.
  • Шестерни. За счет жесткого зацепления они передают крутящий момент с ведущего на ведомый вал, который затем уходит на вращение колес автомобиля.
  • Синхронизатор. Используется для безударного переключения передач. Он уравнивает скорость шестерни и муфты включения передачи. Процесс занимает менее секунды, поэтому для водителя все происходит незаметно.
  • Подшипники. Обеспечивают правильную установку подвижных компонентов коробки передач и значительно снижают возникающее между деталями трение. 

Почему не включаются передачи на заведенном двигателе: основные причины

Разобранная механическая коробка передач
Источник: Freepik

Если у автомобиля не включаются передачи на заведенном двигателе, причины можно установить по некоторым внешним признакам. Практически все они обычно появляются постепенно и их можно заметить заранее. Рассмотрим самые частые неполадки.

Отсутствие трансмиссионного масла в коробке передач

Масло играет большую роль в работе всего механизма трансмиссии. В МКПП оно выступает в качестве рабочего тела, снижает трение и охлаждает механизм. Если его слишком мало или оно очень грязное, начинаются проблемы.

Признаки неисправности:

  • появление шума в коробке при нейтральном положении;
  • при переключении передач шум из коробки значительно усиливается;
  • сами передачи удается переключить с большим трудом;
  • на корпусе коробки заметны потеки масла;
  • запах горящего масла, когда механизм КПП сильно перегревается.

Проблемы с механизмом сцепления

Неполадки в работе системы сцепления могут возникать по целому ряду причин. Но в целом их можно определить по некоторым специфическим признакам, которые возникают задолго до самой поломки:

  • неполное включение сцепления, хотя педаль выжата до конца;
  • пробуксовка сцепления или рывки при включении;
  • сильный гул или визг при нажатой педали;
  • очень длинный ход педали сцепления или ее заклинивание.

О наиболее вероятном виде поломки рассказал автомеханик с 15-летним стажем Алексей Стрельников. По его словам, в большинстве случаев не включаются передачи МКПП на работающем двигателе именно из-за сцепления.

«Если с маслом проблемы или шестернями, коробка будет трещать и шуметь. Однако с трудом, но включится. Если вообще передача не включается, то либо сцепление не работает, либо оно не выжимается. Причин может быть сразу несколько: гидравлика, трос сцепления или сама корзина сцепления».

Неисправность механизма переключения передач 

Проблемы с включением передач могут быть и в том случае, если пришли в негодность составляющие механизма переключения — тросы, рычаги или вилки. 

Признаки проблемы:

  • большой люфт рычага переключения передач;
  • при переключении нужно прикладывать больше усилий, чем обычно;
  • во время движения рычага слышны посторонние звуки;
  • некоторые передачи не включаются или выбиваются.

Поломка в механизме трансмиссии

В результате износа или механического повреждения могут выйти из строя шестерни КПП или синхронизаторы. На это указывают следующие признаки:

  • шум в нейтральном положении;
  • самопроизвольное выключение передач;
  • затрудненное включение передач;
  • потеки масла на корпусе КПП.
Детали механизма трансмиссии
Источник: Freepik

Что делать, если не включаются передачи на заведенном двигателе

Если проблема с коробкой передач все же возникла, ее необходимо решить в кратчайшие сроки. Что же можно сделать в таком случае?

Обратитесь в автосервис

Самое главное в такой ситуации, как и при лечении человека, — поставить правильный «диагноз». Опытный специалист быстро выяснит, почему на заведенном двигателе не включаются передачи. Если нужно починить кулису переключения передач или заменить деталь сцепления — речь идет о несложном и незначительном объеме работ. Ремонт по силам выполнить даже начинающему специалисту.

Но если пострадал механизм коробки передач, то предстоит сделать намного больше. Коробку понадобится снять с автомобиля и разобрать, установить место поломки и решить, как исправить проблему. Ремонт коробки передач довольно сложен, требует специального оборудования и навыков, поэтому такую сложную операцию нужно делать только в проверенном сервисе, который уже заслужил доверие автомобилистов.

Автоэксперт сервиса «Автокод», профессиональный автоподборщик и автоблогер Игорь Шагапов рекомендует обращаться в автосервис, как только появились первые серьезные признаки поломки: «Проблему можно заметить по тому, как изменилось положение педали сцепления. Если раньше оно „схватывало“ где-то в середине, а теперь в самом конце — пора на ремонт. Другая проблема, когда на повышенной передаче автомобиль перестал равномерно разгоняться. Происходит так называемая пробуксовка, которая обычно еще сопровождается специфическим запахом перегретого сцепления. Лучше не откладывать проблему и как можно быстрее добраться до автосервиса».

Кроме того, не стоит забывать о критичных уровнях пробега, при которых наступает время менять узел.

«Для иностранных автомобилей с оригинальным сцеплением это 100—150 тысяч километров. На российском автопроме все зависит от манеры вождения и качества деталей, иногда это всего 15—20 тысяч километров», — поделился опытом эксперт.

Ремонт механической коробки передач в автосервисе
Источник: Freepik

Избавьтесь от проблемы самостоятельно

Если неполадки незначительные, то люди с опытом ремонта автомобиля могут устранить неисправность самостоятельно. Для этого нужны гараж, яма для ремонта, набор инструментов и умение всем этим пользоваться. При достаточной сноровке поменять корзину сцепления, выжимной подшипник, вилку или кулису передач могут многие автолюбители.

Если все же решено своими руками исправить неполадку, то все действия необходимо выполнять предельно аккуратно, чтобы не усугубить ситуацию. Поэтому стоит трезво оценить свои возможности, прежде чем приступать к ремонту трансмиссии.

Такой же совет дает и опытный специалист с многолетним стажем Алексей Стрельников: «Тут нужно понимать возможности человека. Тот же тросик сцепления на некоторых машинах можно просто под капотом поменять. Или главный цилиндр сцепления, который на педали, может перепускать. Это вполне можно поменять самостоятельно».

Профилактика поломок в коробке передач

Чтобы не столкнуться с ситуацией, когда не включаются передачи МКПП на заведенном двигателе, важно придерживаться довольно простых правил. Они помогут продлить срок службы коробки передач и избежать серьезных проблем на дороге.

  • Регулярная замена масла. От качества и чистоты трансмиссионного масла зависит работа механизмов коробки передач, поэтому один из основных способов профилактики — менять масло вовремя, в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Контроль уровня масла. Крайне важно не допустить снижения уровня смазки до критических параметров. Иначе возможны перегрев и повреждение деталей. 
  • Внимание к сцеплению. Сцепление постепенно изнашивается и нуждается в замене. Об этом заранее предупредят «симптомы», о которых мы говорили ранее. Специалисты советуют выбирать только качественные компоненты, которые прослужат дольше.
  • Систематические техосмотры. Желательно регулярно проверять состояние всей системы переключения передач, если это конструктивно возможно. Нередко устранение небольшой проблемы защищает всю систему от серьезных поломок.
  • Снижение нагрузок на систему. Важно как можно меньше нагружать автомобиль и его трансмиссию, реже использовать пониженные передачи. Крайне негативно на сцеплении сказывается буксировка тяжелых грузов и поездки по бездорожью. 
  • Внимание к посторонним звукам. Иногда полезно выключить музыку в салоне и прислушаться к звукам, которые издает автомобиль. Если появился подозрительный скрежет при переключении передач, это может указать на приближающуюся проблему.
В случае обнаружения неполадок или подозрительных звуков обращайтесь в автосервис
Источник: Freepik

Советы и рекомендации эксперта

«Чтобы не встать однажды на дороге в автомобиле, который перестал ехать, нужно к нему бережно относиться. Не только менять вовремя масло и проходить техосмотр, но и водить аккуратно. Еще раз стоит напомнить об опасности буксировок, особенно тяжелых автомобилей в гору. Бывали случаи, когда этого хватало, чтобы полностью испортить корзину сцепления», — посоветовал Алексей Стрельников.

Рекомендуем не дожидаться, когда машина окончательно встанет. Почти всегда признаки износа сцепления или КПП появляются заранее, заметны пробуксовки или гудение. После такого лучше сразу обратиться в сервис, чтобы не доводить ситуацию до серьезной поломки.

Что нужно запомнить на случай поломки коробки передач автомобиля

Подведем итоги и сделаем выводы, что же следует предпринять, если не включаются передачи на заведенном двигателе:

1. Коробка передач обычно не ломается неожиданно. На приближение ремонта указывают определенные симптомы, которые не стоит игнорировать. Если такие признаки уже появились, лучше не тянуть и сразу обращаться к специалистам.

2. К серьезной поломке автомобиля приближает агрессивное вождение, буксировка других машин или прицепа, нерегулярная замена масла в КПП. 

3. Аккуратное отношение к автомобилю и выполнение рекомендаций производителя по техобслуживанию и замене рабочих жидкостей — залог беспроблемной эксплуатации транспорта.

4. Если неприятность все же случилась и не включаются передачи МКПП на заведенном двигателе, нужно обратиться в сервис с хорошим механиком-диагностом. Специалист быстро установит причину поломки и подскажет, можно ли поменять неисправную запчасть или проще заменить целый узел.

5. В зависимости от навыков человека и его возможностей ремонт можно провести своими силами или отвезти машину в автосервис.