НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Автомобили вне жанров

15 октября 2024 10:55
Автомобили с нестандартными типами кузова

Когда-то кузов хэтчбек считался прогрессивной находкой, а первые массовые кроссоверы — яркими молодежными моделями. Спустя время и те, и другие заполонили дороги по всему миру. Хотя не всем автомобилям, которые не вписывались в привычные стандарты, удалось оставить заметный след в истории — многие проекты на стыках разных классов не получали продолжения. Зато становились единственными в своем роде!

Suzuki X-90

Источник: Suzuki

Наглядный пример — двухдверный внедорожник с трехобъемным кузовом и двухсекционной съемной крышей. К какому классу машин его причислять? Что в приоритете: способности на бездорожье или все-таки открытый верх для летних поездок? Дебют модели пришелся на ранний период развития кроссоверов, когда Toyota RAV4 и Honda CR-V еще не успели превратиться в безликие пятидверные паркетники. В Suzuki пытались нащупать новую нишу, но с X-90 создатели промахнулись: автомобиль, который составил компанию моделям Jimny/Samurai и Vitara/Escudo/Sidekick, получил смешанные отзывы из-за неоднозначной внешности и непрактичного кузова.

Plymouth Prowler

Источник: Plymouth

Массовый Chrysler PT Cruiser, ставший объектом насмешек на долгие годы, был довольно нестандартным автомобилем, хотя и не самым проблемным с точки зрения «кузовной» классификации: в семейство входили пятидверный хэтчбек и кабриолет. Но во второй половине 1990-х в разношерстной линейке концерна Chrysler ему предшествовал еще более необычный автомобиль — эпатажный родстер Plymouth Prowler, который напоминал бунтарские хот-роды, построенные на базе довоенных двухдверок. Только новый, построенный на конвейере, а не в гараже, и с гарантией от производителя. Prowler до сих пор приковывает взгляды, хотя по технической части машина не впечатляла даже на момент премьеры.

Peugeot 1007

Источник: Peugeot

Еще одна машина, которая совмещала в себе черты автомобилей-антиподов, — на сей раз из Франции. Что будет, если установить на маленький хэтчбек задние боковые двери от минивэна и убрать передние? Ответом на вопрос, который в принципе можно было и не озвучивать, стал Peugeot 1007. Автомобиль, который годился на роль необычного концепт-кара, но каким-то чудом добрался до массового производства. Эти машины даже продавали на российском рынке, хотя ни у нас, ни на других рынках популярными они так и не стали. Но какая же экзотика: компактный кузов с тремя дверьми, из которых две — сдвижные!

Chevrolet SSR

Источник: Chevrolet


А как вам пикап-кабриолет с V8 под капотом, жесткой крышей и закрытым багажником? Был и такой — Chevrolet SSR можно было бы приписать к купе-кабриолетам, если бы не непропорционально длинный багажный отсек и дизайнерские отсылки к пикапам середины прошлого века. Ни в какие привычные рамки SSR не вписывался: для спорткара чересчур грузовой, для пикапа — слишком непрактичный. Неудивительно, что на дорогах эти машины попадались нечасто даже 20 лет назад. Сегодня Chevrolet SSR — настоящая редкость и в Америке, и тем более у нас.

Nissan Murano CrossCabriolet

Источник: Nissan

По другую сторону вселенной кабриолетов обитали кроссоверы с открытым верхом. Но если компактные Range Rover Evoque и Volkswagen T-Roc со складными крышами получились довольно симпатичными, то грузный Nissan Murano CrossCabriolet редко получал восхищенные отзывы. Полноприводный двухдверный Murano с открытым верхом весил под две тонны и не мог похвастать изящным дизайном. Несмотря на габариты (от носа до кормы Murano CrossCabriolet насчитывал 4829 мм), на строго двухместном заднем ряду было тесновато, а багажник со сложенной крышей вмещал всего лишь 220 литров.

Mercedes-Benz R 63 AMG

Источник: Mercedes-Benz

Сам по себе Mercedes-Benz R-класса уже трудно было отнести к какому-то одному автомобильному сегменту: для статуса традиционного минивэна ему не хватало сдвижных дверей, а для «универсала повышенной вместимости» машина была великовата. Но мощная AMG-версия окончательно разрывала все шаблоны: 510-сильный двигатель V8 объемом 6,2 литра сочетался с трансмиссией AMG Speedshift 7G-Tronic и полным приводом 4Matic, разгон до 100 км/ч — в пределах пяти секунд. Конкурентов у модели попросту не было, но этот смелый эксперимент успехом не увенчался: покупателей нашли лишь 200 экземпляров по всему миру. Сегодня R 63 AMG остается одной из самых редких AMG-моделей в истории.

Subaru Baja

Источник: Subaru

Когда-то давно в модельном ряду Subaru был маленький полноприводный пикап BRAT — эти машины поставляли на многие континенты, но одним из ключевых рынков был, конечно, американский, где такие двухдверные грузовички пользовались спросом вплоть до второй половины 1980-х. В 2002 году у модели появился идейный наследник, разработанный на основе полноприводного универсала Outback. Новая модель Baja отличалась от предшественника более просторным четырехдверным кузовом, который сочетался с 1040-миллиметровой грузовой платформой и откидным бортиком на корме. Эта необычная концепция, кстати, жива до сих пор, но уже в гамме китайского бренда Geely.

Renault Avantime

Источник: Renault

Помните время, когда флагманской моделью в линейке Renault был не очередной кроссовер, а уникальный трехдверный однообъемник? Им был дорогой Renault Avantime без средней стойки крыши, который сочетал в себе черты минивэна, shooting brake и даже купе-кабриолета с посадочной формулой 2+2. За последнее отвечал режим Grand Air, который позволял по нажатию одной кнопки опускать все стекла и открывать большую панорамную крышу. Родственный минивэн Renault Espace, конечно, пользовался куда большим спросом, чем необычная трехдверка — Avantime сняли с производства раньше запланированного срока из-за неважных объемов продаж.

Tesla Model X

Источник: Tesla

Флагманский электромобиль Tesla уже давно примелькался даже на наших дорогах, поэтому эти машины в потоке все чаще остаются незамеченными. Хотя внешность Model X по-прежнему вызывает споры — это кроссовер или обычный минивэн? Масла в огонь подливают классные подъемные двери типа крыло чайки и безумная версия Plaid с трехмоторной системой мощностью 1034 л.с. К счастью, после дебюта пикапа Cybertruck немолодому флагману больше не нужно притворяться внедорожником — правда, на этом фоне нежанровый Model X продолжает терять покупателей.

Mazda MX-30

В компании Mazda тоже любят необычные боковые двери — чего стоит один только роторный спорткар RX-8. Кроссоверу MX-30 достались такие же задние боковые створки, которые открываются против хода, хотя сами японцы старательно избегают термина SUV, делая акцент на драйверском имидже модели. Любопытный набор силовых установок дополняет непривычное для нашего времени позиционирование и диковинный кузов без средней стойки: сначала MX-30 представлял собой чистый электромобиль, но потом ему досталась версия с бензиновым атмосферником Skyactiv-G 2.0 и стартер-генератором, а в 2023 году свет увидела уникальная модификация R-EV с роторно-поршневым двигателем, который выполняет роль удлинителя хода для подзарядки тяговой батареи электромобиля.

Toyota Sera

Источник: Toyota

Пик популярности купеобразных трехдверных хэтчбеков пришелся на 1990-е и начало 2000-х — эти машины сочетали в себе классный дизайн и практичность, но при этом были относительно недорогими. Одним из самых ярких представителей класса была Toyota Sera, которая щеголяла подъемными дверями с необычным остеклением: считается, что они вдохновили создателя суперкара McLaren F1 Гордона Марри на утверждение схожей конструкции для своей машины. Но за внешностью, ставшей основой для дизайна легендарного F1, скрывались самое обычное переднеприводное шасси и 104-сильный полуторалитровый двигатель.

AMC Eagle

Источник: AMC

Семейство моделей Eagle стало финальным аккордом в истории американской компании AMC. Но зато каким! Именно Eagle в Северной Америке стал своеобразным прообразом кроссоверов — машины с полным приводом и высоким дорожным просветом компания предлагала с самыми разными кузовами от седанов, универсалов и хэтчбеков до купе и даже кабриолетов. Наиболее популярным был Eagle в кузове универсал, отчетливо предвещавший будущую формулу создания SUV. Но двухдверные полноприводные легковушки привычными так и не стали.

Nissan EXA

Источник: Nissan

Любопытную идею создания семейства машин с разными кузовами на одной платформе развили в компании Nissan. Японцы пошли дальше, предложив одну модель со сменными каркасами для задней части кузова: Nissan EXA можно было превратить из обычного купе в таргу, кабриолет и даже универсал. Пришедший на смену модели EXA новый Nissan NX получил лишь версию со съемными секциями крыши, но в универсал его превратить, увы, было нельзя.

Chevrolet HHR SS Panel Van

Источник: Chevrolet

Представленный в 2005 году Chevrolet HHR стал запоздалым ответом на Chrysler PT Cruiser — волна популярности ретроавтомобилей к дебюту модели начала утихать. Автомобиль, напоминавший не то большой универсал, не то кроссовер, стал основой для целого семейства модификаций. Ассортимент напоминал отечественный Largus: компанию пассажирской модели составили грузопассажирские версии с разными вариантами остекления кузова. Параллельно в Chevrolet предлагали спортивный HHR SS с 260-сильным двухлитровым турбомотором и пятиступенчатой механической коробкой передач. На закате выпуска модели появился уникальный спортивный грузовой фургон HHR SS Panel Van, сочетавший в себе лучшее из двух миров — редчайшая модель, за которой уже сегодня охотятся любители автомобильной экзотики.