Mazda вернулась к выпуску роторных двигателей спустя 11 лет

На этот раз роторным агрегатам нашли необычное применение — увы, японцы пока не планируют возрождать свою легендарную линейку спорткаров

У компании Mazda большое событие — знаменитый своими спорткарами RX-7 и RX-8 японский бренд возобновил выпуск машин с роторно-поршневыми двигателями после долгой паузы. Длилась она долгие 11 лет: последняя Mazda RX-8 с таким мотором сошла с конвейера в июне 2012 года. Возвращаться к выпуску спортивной линейки в компании не спешат — на сей раз двигатель Ванкеля предназначен для гибридного кроссовера Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV.

Изначально Mazda MX-30 увидела свет в формате электромобиля, однако рыночные успехи японского паркетника с купеобразным кузовом и 200-километровым запасом хода по циклу WLTP оказались весьма скромными — уже через год японцы без лишнего шума представили версию с бензиновым атмосферником Skyactiv-G 2.0 (156 л.с., 199 Нм) и простеньким стартер-генератором.

Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV экстерьер
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV экстерьер
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV экстерьер

Через 3,5 года после дебюта исходной полностью электрической версии компания подготовила полноценную гибридную модификацию с так называемым удлинителем хода — и в качестве бортового генератора для подзарядки тяговой батареи электромобиля инженеры Mazda выбрали свой фирменный роторный агрегат.

Причин отказаться от выпуска роторно-поршневых двигателей в 2012 году у компании Mazda было достаточно: повышенный расход масла, невысокий ресурс (и, как следствие, высокие траты на гарантийные обязательства), но самое главное — невозможность соблюдения строгих экостандартов. Хотя сейчас на руку, как ни странно, сыграла вездесущая электрификация: в качестве элемента последовательной гибридной силовой установки роторный агрегат раскрывается по-новому. Во-первых, он компактный и сбалансированный, а во-вторых, такой мотор наиболее эффективен на высоких оборотах. И в-третьих — работа в установившемся режиме позволяет заметно снизить вредные выбросы и расход масла.

Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV техника
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV техника
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV техника
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV техника

Расположенный под капотом кроссовера односекционный агрегат объемом 830 кубических сантиметров работает исключительно на подзарядку аккумулятора — он не имеет механической связи с ведущими колесами, поэтому высокие мощность и крутящий момент ему ни к чему. Роторно-поршневой двигатель с системой непосредственного впрыска топлива и рециркуляцией выхлопных газов выдает всего лишь 75 л.с. при 4700 об/мин, а установленный вместе с ним на передней оси электромотор развивает 166 «лошадей».

Снаряженная масса новинки составляет 1703 кг, в то время как ранняя электрическая модификация тянет на 1720 кг — использование роторного помощника позволило заменить тяговую батарею на более легкую. Поэтому емкость спрятанного под полом салона тягового аккумулятора составляет 17,8 кВт∙ч против 35,5 кВт∙ч у чисто электрической версии — и на электротяге дальность хода без подзарядки у гибридного кроссовера ограничена всего лишь 85 километрами пробега.

Однако установка роторного удлинителя хода и 50-литрового бензобака позволила увеличить ее до 600 км — то есть более легкая гибридная Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV с полным баком и заряженной батареей способна уехать втрое дальше исходного электромобиля! При этом заряжать батарею по-прежнему можно в том числе от терминалов переменного или постоянного тока.

Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV салон
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV салон
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV салон
Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV салон

Максимальная скорость не изменилась: она по-прежнему принудительно ограничена на отметке 140 км/ч. Но более мощный электромотор (166 л.с. и 260 Нм против 145 л.с. и 271 Нм у чисто электрической версии) позволил сократить время разгона до 100 км/ч с 9,7 до 9,1 секунды. Перечень дорожных режимов включает три пресета: гибридный Normal, электрический EV, а также Charge — для подзарядки батареи на ходу.

Выпускают кроссоверы MX-30 e-Skyactiv R-EV на заводе компании Mazda в Хиросиме. Ключевым рынком сбыта для гибридной модели станет Европа: полный прайс-лист в компании пока не опубликовали, хотя ранее японцы обещали, что стоимость новинки (продажи стартуют до конца лета) не будет отличаться от цены электрической версии. К слову, совсем скоро компания будет отмечать еще одно важное событие: в период с 1967 по 2012 год Mazda успела выпустить 1,99 млн автомобилей с роторно-поршневыми двигателями, так что в ближайшее время мы увидим двухмиллионную «Мазду» с мотором Ванкеля.

Кирилл Кадощук