Илон Маск не сдержал обещания, данные четыре года назад

Серийный электрический пикап Tesla Cybertruck получился не таким, каким его задумывали во время первого показа в 2019 году

В ходе нашумевшей премьеры пикапа Tesla Cybertruck в далеком 2019 году глава компании Tesla Илон Маск сделал несколько громких заявлений на тему оснащения будущего серийного электромобиля. Cybertruck должен был стать настоящей революцией — и в каком-то смысле он действительно ей стал — однако многие необычные решения до конвейера, увы, так и не добрались в процессе длительной подготовки к старту серийного производства и последующей сертификации.

Концепт-кар Tesla Cybertruck 2019 года
Концепт-кар Tesla Cybertruck 2019 года
Серийная Tesla Cybertruck 2023 года
Серийная Tesla Cybertruck 2023 года

Конечно, серийный Cybertruck обрел и массивную щетку стеклоочистителя, и корпуса боковых зеркал, и привычные блоки светодиодных фар, а сама машина стала чуть более компактной (по словам самого Маска, примерно на три процента). Но это далеко не все отличия товарной машины от прототипа четырехлетней давности — от многих обещаний пришлось отказаться, зато впоследствии серийному экземпляру достались обновки, которые изначально не были заявлены. Словом, не все так плохо.

С чем обманули?

Начнем с возможностей батареи: четыре года назад Маск обещал 800-километровый запас хода на одном заряде, однако серийная модель способна проехать лишь 515 километров без подзарядки — и только 724 километра с учетом подзарядки от запасного портативного блока. Столько было заявлено для трехмоторной топ-версии, а полноприводная версия с двумя электромоторами, кстати, оказалась чуть более дальнобойной: 547 «своих» километров и предельные 756 километров после подзарядки от опциональной батареи.

Шестиместный интерьер прототипа Tesla Cybertruck
Источник: Tesla

В шестиместном салоне прототипа было дополнительное третье кресло спереди со складной спинкой, расположенное между привычными сиденьями водителя и пассажира. Такая же компоновка интерьера (надо сказать, довольно распространенная в коммерческих автомобилях) несколько лет назад была предложена для внедорожника Land Rover Defender, однако серийный Cybertruck утратил эту вместительную шестиместную схему устройства салона — до конвейера такие машины не добрались.

Также к списку досадных утрат можно отнести встроенный прямо в створку грузового отсека пикапа выдвижной пандус — им щеголял и концепт-кар 2019 года (на фото ниже), и первые предсерийные машины, однако на наиболее свежих экземплярах, которые проходили испытания на дорогах общего пользования, его уже не было. По всей видимости, разработку такой створки инженеры посчитали чересчур дорогой и накладной. Вместо этого в компании в качестве опции стали предлагать более простые и компактные пандусы, которые больше напоминают небольшие лесенки.

Tesla Cybertruck
Источник: Tesla

Еще можно вспомнить про колеса с возможностью подкачки шин: разработчики анонсировали встроенные компрессоры, которые позволяли менять давление в покрышках. Полезная функция для любителей бездорожья! У конкурента пикапа Cybetruck в лице Rivian R1T она, кстати, есть. Tesla же в итоге ограничилась обычным компрессором, который покупателям предлагают в качестве аксессуара — правда, менять давление в шинах дистанционно с его помощью, конечно, не получится.

Финальный аккорд в пятерке обещаний оказался довольно спорным: во время первого показа Маск о нем не говорил, однако в 2020 году все-таки обмолвился, подарив поклонникам марки Tesla новую захватывающую тему для обсуждений. Речь о возможностях пикапа в глубокой воде — тогда он сказал, что Cybetruck может оказаться «настолько водостойким, что сможет выполнять функции лодки». Правда, с тех пор Маск к этой теме не возвращался.

Tesla Cybertruck
Источник: Tesla

С чем приятно удивили?

Теперь взглянем на обновки, которые Cybertruck обрел по дороге к серийному производству. Во-первых, пикапу достались тяговые батареи на основе аккумуляторных ячеек формата 4680 (диаметр 46 мм, высота 80 мм). Они оказались вдвое дешевле в производстве, чем прежние ячейки типа 2170, они меньше греются и позволяют на 16% увеличить запас хода, а еще их значительно проще выпускать.

Вторая приятная новость тоже касается техники: Cybertruck получил 48-вольтовую электросистему. 48-вольтовая система имеет решающее значение для электромобиля, поскольку она оснащена энергоемкими компонентами, которые могут использовать более высокое напряжение для экономии проводки. Это означает, что все электрические компоненты, в том числе систему терморегуляции, пришлось разрабатывать с нуля. Ожидается, что в будущем все электромобили Tesla перейдут на 48 вольт.

Шасси Tesla Cybertruck
Источник: Tesla

Не было заявлено в планах и рулевого управления «по проводам» с полноуправляемым шасси: да-да, колеса на задней оси у серийной модели Tesla Cybetruck тоже умеют поворачивать. Сообщалось, что первой руль «по проводам» (у него нет прямой связи с колесами) примерит обновленная Tesla Model 3, но в итоге эта прогрессивная система досталась гигантскому пикапу. Но это было практически очевидно, когда стало известно, что у пикапа будет полноуправляемое шасси: на обычной машине трудно физически связать задние колеса с рулем в салоне.

Еще одним приятным бонусом стала возможность подключать внешние энергопотребители к зарядному разъему электромобиля. Да, Cybertruck может подзаряжать бытовые приборы и даже другие электромобили! По меркам индустрии это, конечно, уже не новшество, но раньше электромобили Tesla, к примеру, так не умели. А теперь с их помощью можно даже запитать небольшой дом.

Tesla Cybertruck
Источник: Tesla

И последнее: крепкие стекла. Да, в самом начале той роковой презентации Маск заявил, что кузов выдерживает выстрелы из огнестрельного оружия, а стекла разбить невозможно. В итоге Cybertruck до конца мероприятия стоял с разбитыми стеклами — с тех пор никто всерьез не рассчитывал на то, что стекла и впрямь будут отличаться от остекления на других обычных машинах. Но нет, стекла серийного пикапа действительно оказались стойкими: металлические шары в них по-прежнему лучше не бросать, а вот мячи для бейсбола им оказались нипочем.

Кирилл Кадощук