Прописанные в инструкции по эксплуатации автомобиля данные о расходе топлива всегда поражали отечественных водителей: да как у них получаются такие цифры? Ни в жизнь! Всегда по итогу выходит на несколько литров больше: наши исконные пробки, до сих пор низкое качество горючего на многих заправках, а также высокие скорости на магистралях накладывают отпечаток на расход даже нового автомобиля. Но с годами аппетиты растут и того выше. Это симптом неисправностей, которые намекают автовладельцу о необходимости провести обслуживание. А иногда и заняться ремонтом.
Тривиальное обслуживание — масло, фильтры, свечи — лучшее, что можно сделать для машины без оглядки на одометр. Мало кто знает, но эксплуатация в городе, где моточасы зашкаливают — тяжелое испытание для транспортного средства, так что проводить плановую замену расходных материалов нужно вдвое чаще прописанного в «мануалах». Это во-первых. Во-вторых, многие используют аналоговые запчасти, не тратятся на оригинал, а в мотор заливают масла, которые близки по характеристикам, но не по стоимости к прописанным заводом-изготовителем. В таком случае нужно также сократить межсервисный интервал. Это важно делать не только с точки зрения ресурса силовых агрегатов, но и с позиции расхода топлива: забитый воздушный фильтр, грязная дроссельная заслонка и выходившие свое свечи напрямую влияют на аппетит автомобиля.
Вышеперечисленное — сервисные операции, но ведь есть еще и ремонт! Локализовав повышенный расход топлива, стоит уделить повышенное внимание высоковольтным проводам: откройте капот и заведите машину вечером, когда начинает темнеть. Салют искр от высоковольтных проводов намекает на необходимость их замены.
Также стоит проверить катушки зажигания: если резиновый наконечник на окончании, который надевается на свечи, высох и растрескался — при сгибании его пальцами появляются сущие канавы — то их тоже пора заменить. Не катушки, заметим, а сами наконечники — это намного дешевле. Как показала практика, нужный элемент можно приобрести на маркетплейсе, а при замене, которая вряд ли займет более часа на все четыре катушки, стоит повысить герметичность «усадки» новых резинок за счет использования обычного герметика или формирователя прокладок. Для скептиков: год ездит машина на катушках зажигания, восстановленных подобным образом, и никаких нареканий не вызывает.
Очень распространенной причиной повышенного расхода топлива является подсос воздуха: трещина или дыра на патрубке, выходящем из воздушного фильтра, всегда приводит к тому, что дроссель начинает «богатить», переливая горючее. Заметить неисправность несложно: создав дым любым позволительным законом способом, можно очень быстро найти «течь». Пробой патрубка, износ прокладок или, как это бывает, подсос воздуха под форсунками всегда приводит к повышенному расходу топлива. Всегда. И ездить так не стоит: для «доезда» можно, конечно, герметизировать подручными средствами, хоть изолентой, если это поможет делу, но после — обязательно заменить на исправное.
Кстати, о протечках: горючее запросто может просто не попадать в дроссель, а оттуда — в камеры сгорания. Дело в том, что давление в системе достаточно велико, около трех атмосфер, так что даже минимальная прореха гарантирует высокую утечку. Крошечный «свищ» в топливном баке, изношенный или порванный шланг в магистрали, бедовые прокладки повсеместно запросто могут стать источником повышенного расхода топлива. Сюда же, пожалуй, отнесем и работу форсунок, которые от контакта с посредственным или просто грязным топливом могут выходить из строя — увы, не все АЗС регулярно моют свои терминалы, а бензовозы, особенно в регионах, внутренней чистотой не отличаются. Кстати, о проблемах с форсунками подскажут свечи: белый нагар говорит о том, что топливо в цилиндр поступает больше, чем нужно. А если такая свечка одна — то ответ очевиден.
Многие, конечно, сразу валят все беды на двигатель, дроссель и другие дорогущие агрегаты, начиная рвать на голове последние волосы. Спокойствие, только спокойствие, как завещал нам Карлсон: перед тем, как сходить сума и складывать пятизначные цифры на калькуляторе, надо проверить самые простые решения и обязательно обслужить автомобиль. С высокой долей вероятности, именно простое, возможно даже самостоятельное обслуживание позволит если не решить проблему, то ее купировать — значительно сократив то самое повышенное потребление. Локализация беды — половина дела, но оставшуюся половину нужно решать с холодной головой, а не истерично, начитавшись форумов, скупать дорогущие детали, которые, возможно, и не понадобятся вовсе!