Самая простая операция по техническому обслуживанию транспортного средства — это замена масла. Производители легковых машин допускают ее выполнение самими водителями. Мы подготовили подробную инструкцию по выполнению работ.
Функции масла в двигателе автомобиля
Главное назначение моторного масла это, конечно же, смазка всех деталей. Двигатель не может работать без смазывающей жидкости, иначе трение нарастает, и при малейшей нагрузке вся механика работает на износ. Двигатель без масла может заклинить.
При добавлении масла между деталями образуется пленка, препятствующая соприкосновению металлических поверхностей. Благодаря этому в разы увеличивается срок службы мотора. Однако у моторного масла есть и другие функции помимо смазки.
Функции моторного масла | Назначение |
Противоизносные | Создание смазывающей пленки между деталями |
Противозадирные | Обеспечивается стабильность смазывающей пленки в точках высокого давления |
Вязкостно-температурные | Обеспечивается стабильность масла для работы в широком диапазоне температур |
Антикоррозионные | Защита металлических деталей от окисления |
Моющие | Удаление нагара и прочих отложений в старых моторах |
Охлаждающие | Отвод избыточного тепла |
Нередко под разные типы силовых агрегатов применяют свои сорта масла, специально разработанные для функционирования в тех или иных уникальных условиях. К примеру, для моторов с высокой степенью сжатия и с непосредственным впрыском изготавливают строго определенные типы смазывающих жидкостей.
Как часто нужно менять масло в двигателе
В технических регламентах по обслуживанию автомобилей производители указывают интервалы замены масла. Обычно это 10−15 тысяч километров пробега. Однако правильнее ориентироваться не на пробег, а на моточасы работы силового агрегата. Минеральное масло ходит примерно 150 моточасов, полусинтетика — 250 моточасов. Для синтетических масел определен срок службы в 300 моточасов.
Для дорогих синтетических масел 300 моточасов сопоставимо с 15 тыс. км пробега, но только при движении с высокими скоростями по междугородним трассам. В рваном городском ритме с частыми дорожными заторами 300 моточасов можно «потратить» за 7 тыс. км пробега.
Дешевые сорта масла ходят еще меньше, многое также зависит от условий эксплуатации.
Как проверить уровень масла в двигателе
Каждый автомобиль имеет щуп, расположенный в верхней части двигателя, рядом с заливной горловиной. На конце щупа есть мерная площадка с обозначениями верхнего и нижнего уровня смазывающей жидкости. Масло оставляет на ней следы, по которым и определяется уровень.
Нельзя допускать, чтобы масло уходило ниже мерной площадки. Также нельзя заливать его больше, чем требуется.
В некоторых автомобилях уровень масла можно посмотреть в меню бортового компьютера. Внутри силового агрегата установлен датчик, фиксирующий точное количество смазывающей жидкости. На других машинах есть датчики, показывающие падение уровня масла более чем на 1 л.
При критическом падении давления масла срабатывает третий датчик, предупреждающий водителя, что продолжать движение нельзя.
Что необходимо для замены масла в двигателе
- Масло. Каждый мотор имеет свой объем картера, куда помещается определенное количество масла. Перед заливкой важно купить именно столько масла, сколько требует инструкция. Чаще всего в малолитражные моторы входит около 4 л. Именно такие канистры чаще предлагают производители. Если объем двигателя и картера больше, то придется докупать дополнительные литровые бутылки.
- Фильтр. Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который подбирается в соответствие с рекомендациями производителей автомобиля.
- Прокладка пробки. Потребуется поменять и прокладку сливной пробки, а иногда и саму пробку. При контакте с горячим маслом прокладка нередко приходит в негодность, прикипает и рвется при откручивании пробки.
- Ванна для отработки. Необходимо найти резервуар для слива и хранения старого масла. Чаще всего в качестве такового используется старая пластиковая канистра от масла с вырезанной боковиной.
- Ключ для откручивания пробки. Чтобы открутить пробку, потребуется заметное усилие. Поэтому ключ с длинной ручкой лучше припасти заранее.
Как заменить масло в двигателе своими руками: пошаговая инструкция
Операцию по смене масла можно выполнить на эстакаде или в гараже с «ямой». Некоторые умельцы заезжают одним колесом на высокий бордюр и тем самым обеспечивают доступ к картеру. Не рекомендуется менять масло на машине, вывешенной на домкрате из-за риска ее возможного падения с причинением травм мастеру.
1. Охладить двигатель
Перед сменой масла необходимо выключить мотор и дать ему остыть. Масло должно стечь в резервуар картера, на что уходит примерно полчаса, после чего можно приступать к работе.
2. Подготовиться к сливу масла
Подставить под сливное отверстие самодельную ванночку, снять крышку с заливной горловины и открутить сливную пробку на картере. Будьте внимательны, потому как масло польется мощной струей. Пробка при этом улетает в ванночку.
3. Слить масло
Необходимо дать маслу полностью стечь из картера в ванночку. Масло будет стекать тонкой струйкой в течение нескольких минут. Поэтому оставляем машину на время и приступаем к смене фильтра.
4. Снять масляный фильтр
Для демонтажа масляного фильтра необходимо выкрутить его против часовой стрелки. В некоторых автомобилях из-за плохого доступа к фильтру приходится использовать специальные съемники. Но на большинстве популярных моделей фильтр находится в доступном месте и выкручивается рукой без лишних приспособлений.
5. Установить сливную пробку
Установить сливную пробку с новой прокладкой и затянуть ее гаечным ключом. Для этого потребуется подлезть под днище автомобиля.
6. Установить фильтр
Предварительно смажьте прокладку фильтра моторным маслом. Закручивать фильтр нужно по часовой стрелке. Затягивать фильтр нужно прилагая среднее усилие. Если фильтр не дотянуть, то он будет протекать. Если перетянуть, то можно повредить прокладку или даже резьбу, из-за чего опять же начнутся протечки.
7. Залить масло
Залейте масло из канистры в горловину на клапанной крышке двигателя. По мерной линейке на канистре следите за количеством залитой жидкости. Залейте примерно 80% от необходимого количества масла и подождите, пока жидкость соберется внизу. Проверьте уровень с помощью щупа. Затем можно дозированно добавлять масло до нужного уровня.
8. Откачать лишнее масло
Если смазывающей жидкости залито больше, чем нужно, то ее придется откачивать с помощью шприца с шлангом через канал щупа.
9. Завести двигатель
Закройте крышку горловины, запустите мотор и дайте ему поработать несколько минут на холостых оборотах. Масляный насос прокачает жидкость по всем каналам и выдавит воздушные пробки. Ни в коем случае нельзя в эти минуты давать мотору нагрузку.
10. Заглушить мотор.
Проверьте еще раз уровень масла. Он должен находиться между отметками Min и Max.
С чем надо быть осторожным при замене масла
Рассказываем, на что стоит особенное внимание при замене моторного масла в автомобиле.
1. С фильтром
Фильтр содержит масло и при демонтаже может произойти его утечка. Будьте осторожны и не запачкайтесь. Если масло пролито в моторный отсек и попало на резиновые шланги системы охлаждения, то их необходимо тщательно промыть и обезжирить. Масло может разъедать резину, что со временем приводит к прорыву патрубков.
2. Со сливной пробкой
При смене масла пробку картера лучше сбрасывать в ванночку для «отработки», не касаясь ее руками. Если вы постараетесь удержать ее пальцами, то получите обильные брызги масла прямо в лицо.
3. С прокладкой корпуса фильтра
При установке и затягивании фильтра необходимо следить за прокладкой. Она должна быть равномерно смазана. Нельзя допускать сильной затяжки фильтра, вследствие чего прокладка может деформироваться, из-за чего возможны последующие протечки.
Цены на замену масла в двигателе в автосервисе
Замена масла — это самая простая операция, которая выполняется на станциях технического обслуживания. Ее стоимость разнится в зависимости от пафосности места и колеблется от 800 до 3000 рублей.
Мастерская | АвтоТехЦентр Люблино | Эксперт Дизель | Шинсервис | АвтоРусь |
Цена работы по замене масла | От 800 рублей | От 500 рублей | От 0 рублей при покупке масла | От 2000 рублей |
Советы автомобилистам по замене в двигателе автомобиля
Делимся несколькими важными советами, которые помогут избежать ошибок при замене масла в машине.
- Масло может портиться даже без пробега. В течение длительного стояния оно окисляется и выделяет осадок. Поэтому чем чаще заезжаешь на станцию технического обслуживания, тем лучше. Даже без пробега синтетическое масло нужно менять минимум раз в год.
- Если испачканные в масле руки скользят и трудно открутить фильтр, то можно взять кусок абразивной шкурки и воспользоваться ей, как прокладкой. При извлечении фильтра будьте внимательны, потому как внутри находится масло. Не запачкайте себя и машину.
- В продаже есть пробки картера с встроенными магнитами. Они удерживают на своей поверхности металлическую стружку, вымываемую маслом в процессе работы мотора. Такая пробка работает, как дополнительный фильтр. Хотя наличие стружки свидетельствует о низком качестве масла и возможных проблемах с двигателем.
Вопросы и ответы
Отвечаем на самые частые вопросы о замене моторного масла.
Что будет, если не менять масло в двигателе вовремя?
Как и любой продукт масло со временем приходит в негодность. Даже без движения оно окисляется и распадается на фракции.
При работе в двигателе оно контактирует с выхлопными газами, накапливает продукты распада топлива, что при высоких температурах активизируют процессы разложения. В итоге присадки теряют стабильность и выпадают в осадок. Масло теряет свойства. При использовании старого масла износ деталей двигателя увеличивается.
Нужно ли промывать двигатель перед заменой масла?
Если используется аналогичный сорт масла, что и при предыдущей заливке, то промывать двигатель нет необходимости. Однако при покупке масла другого производителя лучше избавиться от старой смазывающей жидкости с помощью специальной промывки.
Что будет, если заменить одно масло на другое?
Производители автомобилей всегда указывают типы масел, которые допущены к использованию на данной модели. При этом разные компании выпускают сорта масла под конкретные требования и с соответствующими допусками. Автопроизводители выдают свои сертификаты маслам разных фирм. Если у масла нет допуска производителя, то использовать его на этом двигателе нельзя.