Новая линейка автомобилей Volga представлена 21 мая премьеру Михаилу Мишустину в ходе выставки ЦИПР-2024. Автомобили под этим брендом не выпускались с 2010 года, когда ГАЗ прекратил сборку Volga Siber. Товарный знак Volga принадлежит ГАЗу. В компании «Ъ» сообщили, что проект реализует «независимая компания» АО «Производство легковых автомобилей» (ПЛА). В ГАЗе уточнили, что передали ПЛА в аренду мощности и права на использование бренда.
Согласно СПАРК, ПЛА принадлежит Александру Подоплелову. Он также возглавляет АО «Контрактная сборка», подконтрольное структурам ГАЗа и ООО «Нижегородские легковые автомобили», которое принадлежит АО «Аксель». Акционеры последнего неизвестны.
В 2020 году в группе «ВКонтакте» «Карьера на ГАЗе» господин Подоплелов рассказывал о своем пути в группе ГАЗ и был представлен как «директор завода Volkswagen/Skoda» ГАЗа. Фактически это легковой конвейер ГАЗа, где изначально и выпускались автомобили Volga, в том числе последний проект Siber, созданный на платформе Chrysler. После разрыва отношений с Volkswagen с истечением отсрочки по введению санкций США в отношении группы ГАЗ в 2022 году конвейер не выпускал автомобилей.
Сейчас линейка Volga включает седан С40 и кроссоверы К30 и К40. Отраслевое издание «Китайские автомобили» указывает, что в машинах Volga узнаваемы Changan Raeton Plus, Oshan X5 Plus суббренда Changan, а также Changan Uni-Z соответственно. Использование китайских брендов для создания новых моделей российскими компаниями продолжается с 2022 года. Так, «Москвич» создан на базе JAC, а Xcite X-cross 7, считающийся суббрендом АвтоВАЗа — на базе Chery Tiggo 7. В отличие от этих проектов, у Volga С40 и К30 изменены бамперы и решетки радиатора. В Volga на вопрос об использовании линейки Changan «Ъ» не ответили.
Changan Raeton Plus почти соразмерен Toyota Camry. Модель Camry покинула российский рынок в 2022 году, тогда же прекратился выпуск ее основного конкурента Kia K5. Оба автомобиля входили в топ-15 российского рынка до начала этого кризиса, а Camry пользовалась особой популярностью в том числе в социальных сетях под строчки «любви достойна только мать и Camry 3.5».
Обоснованную стоимость Volga С40 эксперт оценивает примерно в 2,5 млн руб. По его словам, этот сегмент достаточно перспективен с точки зрения потенциального спроса от бизнеса, в том числе такси, а также индивидуальных предпринимателей. В сегменте кроссоверов конкуренция выше, но эти модели занимают больший объем рынка, и здесь все еще есть свободные ниши, добавляет господин Беспалов.
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что у бренда больше шансов в сегменте бизнес-седанов. По его мнению, как минимум есть спрос на машины в такси класса «комфорт+». Camry, указывает господин Удалов, в свое время заняла нишу за счет сочетания удобства, надежности и ценового позиционирования. По его словам, потенциал седана Volga также будет зависеть от цены и характеристик модели. Если автомобиль будут локализовывать, то можно рассчитывать и на некоторые преференции, добавляет эксперт.
Ольга Никитина