Кризис и дефицит 2022 года на шинном рынке, когда цены взлетели до небес, а найти подходящий вариант можно было по случаю или по знакомству, напугали многих водителей. И, тем самым, подстегнули жадность продавцов.
В 2024 году ситуация в корне изменилась, а рынок заполонили новые, вполне доступные по цене покрышки. Причем в отличие от года 2023-го, когда продавали в основном китайские шины, сегодня можно найти куда более достойные варианты. А если знать «некоторые особенности» — то и любимые, хорошо знакомые бренды. Под другими уже именами.
Nokian — Ikon
Любимая многими отечественными водителями шинная фирма Nokian, чей завод в Ленинградской области обеспечивал не только российский спрос, покинула наши широты. По нашим шоферским потребностям исход финнов ударил: покрышки во Всеволожске делали отличные, и многие с большим удовольствие «голосовали рублем» именно за них. Особенно — зимние, а снег и лед у нас — до 9 месяцев в году. Страна — большая и северная.
Впрочем, грустили российские водители недолго: 24 марта 2023 года завод «Nokian» был приобретен «Татнефтью», а вместо Nokian на боковине колеса появилось новое для нас имя «Ikon». Во главе предприятия остался Андрей Пантюхов, управляющий заводом с момента его постройки в 2004 году, а все технологии и рецептуры будут сохранены.
Единственное изменение — фирменный шип Nokian, который пришлось заменить на свой собственный. И если сначала у многих были сомнения в том, что «новая метла будет по новому мести», то после первой же зимы они рассеялись. Оказалось, что за новыми брендами скрывается хорошо знакомое и давно себя зарекомендовавшее качество, ничем не уступающее продукции финского бренда.
Отныне основным именем будет Ikon, а для премиальной линейки моделей, вместо Hakka и Hakkapeliita, придумали бренд Autograph. Изменения в дальнейшем коснутся только суббренда Nordman — в ближайшем будущем его переименуют в Character. Более того, «приземлилась» и цена: при должной сноровке и желании новый комплект колес популярной размерности 205/55 R16 можно было приобрести за 18 000 рублей. Минимум, на 20% дешевле, чем годом ранее.
Pirelli — Formula
В 2021 году два завода Pirelli в России — в Кирове и в Воронеже — на двоих выпускали 8 000 000 шин в год. В 2022 году итальянцы успешно «проползли» под градом санкций и запретов, убедительно обосновали необходимость остаться в России и продолжили работу. Заявление о «приостановке инвестиций» — обязательный ритуал, мимо которого не пройти. Бренд нарастил объем выпуска, занимая оказавшиеся пустыми ниши.
Прямо сейчас можно найти хорошо знакомые шины Pirelli под брендом Formula во всех популярных и наиболее востребованных размерностях. Добротные, качественные покрышки, ничем не отличимые от «авторской» шины. Кстати, именно в размерах «от 17 и выше», продукция Pirelli особенно актуальна по соотношению цена-качество.
Есть у итальянцев еще и бренд Amtel, представляющий бюджетный сегмент зимних покрышек, который по случаю возродили буквально из пепла и вывели на рынок. На данный момент Pirelli остались единственным европейским брендом, который сохранил в России и заводы, и бизнес.
Continental — Gislaved
Немцы всеми силами пытались сохранить свой завод в Калуге, даже перезапускали производство, но в марте 2023 года все же ушли. А свое производство продали холдингу S8 Capital, которому отныне принадлежит львиная доля российского шинного производства, а вместе с ним — и возможность стать лидером всего рынка. Естественно, продав завод, немцы забрали право использования бренда Continental, на смену которому пришло имя Gislaved, отныне означающее премиальное качество продукции. Права на это название перешли к S8 Capital вместе с заводом.
Относительно самой продукции предприятия никаких вопросов нет и быть не может, поскольку под брендом Gislaved в России будут выпускаться уже зарекомендовавшие себя шины:
- Continental Premium Contact 5 будет именоваться Gislaved Premium Control
- Continental Ultra Contact — Gislaved Ultra Control
- Continental Cross Contact LX2 — Gislaved Terra Control
- Continental Cross Contact ATR — Gislaved Terra Control ATR
Кстати, будет налажен выпуск и шин Matador, бюджетного суббренда Continental, который в России будет именоваться Torero: будут «поставлены на конвейер» несколько полных аналогов, как и в случае с основным брендом Gislaved.
Yokohama
История с брендом Yokohama и собственным заводом в России — лучшая экранизация тезиса «молчание — золото». Японцы не делали громких заявлений и резких движений, не «хлопали дверью»: липецкий завод, построенный в 2008 году, встал в простой в 2022-м по официальной причине «сложности с логистикой». А сложности, как известно, имеют свойство быть преодолимыми: уже 10 августа 2022 года предприятие свою работу возобновило.
Год 2022 был закончен с убытками, а вот следующий 2023-й — с чистой прибылью. Несмотря на новости о подготовке предприятия к продаже, липецкий завод продолжает свою работу, а шины Yokohama в России продаются. Причем как локального производства, так и завезенные из других стран.
Michelin — Selna и Farlight
Французская компания шинная Michelin официально работала в России с 1997 года, а в марте 2022 года приостановила деятельность, в том числе — производство и восстановление шин на своем заводе в подмосковном Давыдово. А мае 2023 года было официально объявлено о продаже предприятия российскому дистрибьютору бренда ООО «Пауэр Интернэшнл Тайрс», который долгие годы был партнером Michelin в России.
В ноябре 2023 года стало известно о начале процедуры получения патента на два новых бренда — Selna и Farlight. Ожидается, что это будут покрышки среднего ценового сегмента, но найти их в продаже пока не удалось. Как и почитать отзывы.
Bridgestone
Завод в Ульяновске, где производилось 2,4 миллиона шин в год от 13 до 19 радиуса, встал в марте 2022 года. Японцы заявили о поиске покупателей в октябре того же года, а в декабре 2023-го было объявлено о заключении сделки с S8 Capital, которому к тому моменту уже принадлежали заводы Continental в Калуге и Cordiant в Ярославле. В рамках сделки российская компания получила предприятие и офис продаж и маркетинга Bridgestone.
А вот название и товарные знаки — не передавались. Поэтому продукцию завода ожидает ребрендинг, а само предприятие — перезапуск в 2024 году, о котором пока никаких новостей нет. На данный момент известно о разработке нового ассортимента, а также тестировании производственных линий, простоявших более полутора лет.