Существует мнение, что, несмотря на распространенное заблуждение, понятия «дорожный просвет» и «клиренс» не являются синонимами. Они довольно близки, но разница между ними понятна не всем — разберемся, что такое клиренс, на что он влияет, как его измерить и нужно ли его увеличивать или уменьшать для эксплуатации автомобиля.
Клиренс в машине: что это простыми словами
Что такое клиренс автомобиля? Обычно заимствованным из английского языка словом clearance у нас называют расстояние между опорной поверхностью (то есть дорожным покрытием, на котором стоит автомобиль) и самой нижней точкой кузова машины. Чаще всего наиболее близкими к дороге являются бамперы или пороги — по ним, собственно, и измеряют клиренс машины. Навесные элементы, не являющиеся частью кузова автомобиля (к примеру, брызговики), как правило, не учитываются при подобных замерах, потому что их контакт с дорожным покрытием не наносит ущерба машине, даже если они располагаются ниже.
Общепринятые нормы клиренса для автомобиля
Четких критериев, которые позволяли бы относить автомобили к категории, скажем, не обычных универсалов, а именно кроссоверов, опираясь исключительно на клиренс, нет — деление это весьма условное, и автопроизводители, которые пытаются придать своим моделям образ брутальных внедорожников, часто этим пользуются. Не стоит забывать, что на проходимость машины влияют не только дорожный просвет и наличие полного привода, но и длина свесов кузова, углы въезда и съезда, сцепные свойства шин и множество других факторов. Но по части комфорта и уверенности за рулем на дорогах разной степени паршивости все-таки можно выделить некоторые условные категории, исходя из клиренса:
- Менее 9 сантиметров: суперкары и гоночные автомобили для трека. На таких машинах тяжело передвигаться даже по городу с ровными дорогами — как минимум будут мешать лежачие полицейские, не говоря уже о том, что выезд из двора с легким уклоном может стать проблемой.
- От 9 до 13 сантиметров: спорткары, спортивные городские хэтчбеки и седаны. Эти машины чуть лучше приспособлены к жизни в городе, однако выезжать далеко за его пределы не стоит. После снегопадов такие автомобили разрыхляют днищем снег в колее, а обычных бордюров их водителям приходится бояться даже летом, чтобы не повредить обвес.
- От 13 до 18 сантиметров: хэтчбеки, седаны, универсалы и небольшие кроссоверы. К этой касте относится большинство легковых автомобилей с приводом на одну ось — за рулем таких машин жизнь на дорогах становится проще. Можно даже проехать по грунтовой дороге без последствий для кузова машины!
- От 18 до 25 сантиметров: приподнятые универсалы, крупные кроссоверы и некоторые внедорожники. Такого клиренса должно хватить любому водителю, который не увлекается регулярными вылазками на бездорожье с целью засадить свой автомобиль, чтобы потом гордо вытащить его из западни с помощью лебедки или трактора.
- От 25 сантиметров: внедорожники. Автомобиль с таким внушительным клиренсом дарит водителю уверенность на любых дорогах и даже вдали от них. Чтобы познать истинные возможности такой машины придется намеренно поискать приключения на свою голову: заплыть в глубокий брод, заехать в лесную болотистую колею после дождя и, наконец, забраться на сугроб во дворе многоэтажки.
На что влияет клиренс в автомобиле
Отвечая на вопрос о том, что такое клиренс автомобиля, не лишним будет перечисление его преимуществ и недостатков, которые влияют на поведение машины и ее характеристики. И у большого, и у скромного клиренса есть свои плюсы и минусы — все зависит от того, в каких условиях чаще всего используется тот или иной автомобиль.
Проходимость
Безусловно, для понимания того, что такое клиренс и на что он влияет, одним из ключевых параметров является проходимость машины — то бишь, грубо говоря, ее способность преодолевать дорожные препятствия. Чем выше автомобиль над землей — тем он более проходимый. С большим клиренсом можно не бояться за внешние элементы машины на плохой дороге, потому что для их повреждения потребуются совсем уж крупные объекты, которые трудно будет не заметить перед капотом.
Безопасность
Важным дополнением к внешней сохранности машины является безопасность ее ключевых узлов: двигателя, трансмиссии, элементов подвески и других важных деталей. На автомобиле с высоким клиренсом повредить их сложнее, чем на низкой машине, поэтому даже на городских дорогах, где тоже иногда встречаются ремонтируемые участки с кочками и торчащими люками, многие водители из соображений безопасности выбирают машины повыше — дескать, так спокойнее.
Управляемость
С увеличением клиренса дальше от дороги становится и центр тяжести машины: по этой причине низкие машины более устойчивы на высоких скоростях, чем внедорожники. То, что было преимуществом на плохих дорогах, становится недостатком на ровном полотне — потому-то у большинства спорткаров такой невысокий клиренс. Поэтому считается, что уменьшение клиренса благоприятно отражается на маневренности автомобиля (хотя это, конечно, далеко не единственный фактор).
Обзорность
Да, обзорность в плотном городском потоке из высокой машины лучше, чем из низкой легковушки. Отчасти из-за этого многие неопытные водители предпочитают высокие машины — чтобы высоко сидеть и, как говорится, далеко смотреть. Как результат, и на общей безопасности движения высокий клиренс тоже складывается положительно, пускай в данном случае и немного косвенно.
Плавность хода
Отнюдь не самая прямая связь, но все же у машины с высоким клиренсом в среднем больше шансов оказаться более комфортной на ходу, чем у низкой «пузотерки». У автомобилей с увеличенным клиренсом, как правило, больше хода подвески, а колеса обуты в шины с более высоким профилем — все это напрямую сказывается на плавности хода. Хотя исключения бывают и тут: седан Mercedes-Benz S-класса, конечно, куда комфортнее, чем условный старенький УАЗ.
Как измерить клиренс в автомобиле
Мы уже выяснили, что такое клиренс в автомобиле — теперь осталось разобраться, как его можно измерить. Самые близкие к дорожному полотну части кузова чаще всего располагаются спереди или по бокам. Хотя так бывает не всегда!
У переднего бампера
На обычных легковых автомобилях с клиренсом не более 18 сантиметров самая низкая точка кузова чаще всего располагается спереди — в таком случае расстояние от земли до нижней кромки переднего бампера и будет отражать интересующий нас параметр. Для проведения замеров можно использовать рулетку или обычную линейку.
Все дело в том, что передний бампер расположен ближе к дороге для улучшения аэродинамики кузова: потоки набегающего воздуха огибают машину сверху и по бокам, не создавая лишний завихрений под днищем. Поэтому на вопрос о том, что такое передний клиренс, подразумевает расстояние от дороги до переднего бампера.
У заднего бампера
А что такое задний клиренс и нужно ли его измерять? С точки зрения аэродинамики на обычных автомобилях (если только речь не идет о трековых спорткарах) задний бампер играет менее важную роль. Поэтому его нижняя кромка обычно расположена выше, чем у переднего.
Хотя на спортивных автомобилях с диффузорами в задних бамперах он тоже довольно близко «прижат» к дороге — для езды по городу клиренс на корме тоже можно замерить рулеткой или линейкой, чтобы быть более уверенным во время парковки задним ходом.
5 способов увеличить клиренс у машины
Опытные автолюбители знают немало способов увеличить клиренс у машины: в ход идут проставки, замена элементов подвески, установка более крупных колес, их обувка в шины с высоким профилем, а также замена или полное удаление обвеса — бамперов и накладок на пороги.
1. С помощью проставки
Один из наиболее распространенных методов увеличения клиренса является установка специальных проставок в верхней части амортизаторов. Металлические или полиуретановые элементы круглой или треугольной формы ставят между пружинами и кузовом автомобиля — их толщина обычно составляет от двух до пяти сантиметров. Сами по себе проставки недороги, устанавливать их тоже довольно легко, однако их внедрение формально считается вмешательством в конструкцию автомобиля, которое надо регистрировать в ГИБДД. А еще проставки не лучшим образом сказываются на плавности хода, разгоне и торможении — перед их установкой лучше заранее подумать о возможных последствиях.
2. Тюнинг подвески
Можно пойти дальше и модифицировать подвеску посредством замены пружин и амортизаторов, или, например, установкой пневмобаллонов. Хотя более традиционная инсталляция крупных пружин и стоек тоже может существенно увеличить клиренс автомобиля, однако к подобным операциям стоит подходить еще более ответственно — замена элементов подвески напрямую влияет на безопасность движения, поэтому доверить ее лучше проверенному профессионалу. Тюнинг подвески тоже не всегда положительно отражается на дорожных повадках автомобиля, да и у сотрудников Госавтоинспекции наверняка будут вопросы к такого рода доработкам.
3. Большие колеса
Если с подвеской связываться желания нет, то можно ограничиться установкой чуть более крупных колес. Но и здесь надо соблюдать осторожность: слишком большие колеса могут попросту не влезть в колесные арки, задевая их шинами под нагрузкой или во время поворотов на большие углы. А еще колеса большего диаметра наверняка окажутся тяжелее стандартных дисков — подвеске будет труднее справляться с неподрессоренными массами, и на плохой дороге в салон автомобиля пойдут неприятные вибрации. Но, как бы то ни было, с большими колесами клиренс будет чуть больше.
4. Шины с высоким профилем
Колеса при желании тоже можно не менять — для увеличения клиренса достаточно поменять низкопрофильные шины на покрышки с более толстыми боковинами. Но прибавка составит максимум пару сантиметров, потому что в данном случае естественными ограничителями становятся все те же колесные арки.
5. Бамперы и пороги
Пожалуй, наиболее радикальный способ увеличить клиренс (но не дорожный просвет, коли мы разделяем эти понятия) — это замена или полное удаление косметических элементов обвеса. Совсем без бамперов ездить по дорогам общего пользования мы не рекомендуем, однако на некоторые модели можно найти комплект внешнего оперения от сторонних фирм, которые меняют углы въезда и съезда. Но если ради увеличения клиренса вы готовы даже отказаться от бамперов и накладок на пороги, то не проще ли купить другой автомобиль, который сразу будет подходить под ваши требования без столь радикальных доработок?
Стоит ли уменьшать клиренс у автомобиля
Большинство водителей интересуются тем, что такое клиренс, как увеличить это расстояние от дороги до кузова автомобиля и нужно ли в принципе это делать, но есть и те, кто желает добиться обратного эффекта. Уменьшение клиренса на классических легковых машинах (с кузовами типа универсал, седан и хэтчбек) часто становится обязательным элементом тюнинга в стиле stance, который был популярен в прошлом десятилетии, а также на лоурайдерах, которые в наших широтах по-прежнему остаются экзотикой.
Впрочем, многие водители в целях экономии часто ограничиваются грубым укорачиванием пружин, оставляя автомобиль лежать практически на земле. Столь радикальные методы не оставляют и следа от прежней плавности хода, катастрофически ухудшая дорожные повадки автомобиля и его проходимость — даже езда по городу становится проблемой, а о вылазках за его пределы и вовсе можно забыть.
Но грамотный подход с полной заменой подвески может помочь сохранить не только безопасность во время движения с уменьшенным клиренсом, но и комфорт. Вот только к подобным тратам, увы, готовы не все водители, занижающие свои автомобили.
Отзывы и советы экспертов
Мнения о том, как между собой соотносятся клиренс и дорожный просвет, расходятся не только у обычных автолюбителей, но и у экспертов отрасли. В попытках найти отличия между столь близкими терминами рождаются разные точки зрения: многие считают их синонимами, мы с вами условно отличаем их по контрольной точке отсчета (наиболее близкая к земле деталь кузова вместо самой низкой точки всего автомобиля, не считая колес), что тоже можно оспорить, но есть и другой подход.
Отвечая на вопрос о том, что такое клиренс, директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов заявил, что за этим термином скрывается «минимальное расстояние от кузова автомобиля до плоскости, на которой проводятся измерения». Хотя автомобиль в ходе замеров не должен быть подвержен какой-либо нагрузке, он «должен быть пустым — без пассажиров и груза. При полной загрузке автомобиля клиренс станет меньше». А для измерения дорожного просвета «в качестве верхней точки могут использоваться мосты автомобиля или задняя балка».
Эксперт подчеркивает, что «для внедорожников имеет значение высокий клиренс для повышения проходимости, а для автомобиля, используемого преимущественно в городе, важнее дорожный просвет для большей устойчивости и управляемости».
Вопросы и ответы
В суровых российских реалиях вопрос изменения клиренса автомобиля не теряет своей актуальности, а потому и ко многим сопутствующим аспектам у автолюбителей внимание повышенное. Мы собрали ответы экспертов на самые распространенные вопросы по темам, которые волнуют водителей больше всего. Отвечаем!
В чем разница между клиренсом и дорожным просветом?
Алексей Дубнов, эксперт по шинам и дискам сети шинных центров «Автоэксперт»:
«Клиренс автомобиля, который также часто называют дорожным просветом, это расстояние между нижней точкой автомобиля (исключая колеса) и поверхностью дороги. Хотя эти термины используются взаимозаменяемо, клиренс — это общий термин, который может относиться к разным частям автомобиля, включая подвеску, бамперы и нижние кромки. В контексте нашего обсуждения, клиренс и дорожный просвет являются одним и тем же, описывая важный аспект конструкции автомобиля, который определяет его способность преодолевать препятствия без контакта с дорогой».
Как влияет клиренс на скорость?
Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»:
«На бумаге изменение клиренса приводит к улучшению аэродинамики и снижению расхода топлива. Но в реальности уменьшение или увеличение дорожного просвета ведет к прекращению гарантии на подвеску автомобиля и другие узлы. Кроме того, могут измениться и эксплуатационные характеристики шасси. Поэтому менять клиренс автомобиля не рекомендуется».
Какие проставки лучше ставить для увеличения клиренса?
Алексей Дубнов, эксперт по шинам и дискам сети шинных центров «Автоэксперт»:
«При выборе проставок для увеличения клиренса важно рассмотреть материал изготовления. Полиуретановые проставки предлагают хорошее сочетание увеличения клиренса и комфорта вождения, в то время как металлические проставки обеспечивают большую жесткость и долговечность. Выбор между этими материалами зависит от ваших целей и условий эксплуатации автомобиля».
Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»:
«Проставки для увеличения дорожного просвета могут быть двух типов: над пружинами, благодаря чему повышается их общая длина, и межвитковые — они делают пружины более длинными, а подвеску более жесткой. Выбирать проставки можно исходя из того, какой результат хочет получить автовладелец».
Чем плохи проставки для увеличения клиренса?
Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»:
«Занижение клиренса или увеличение дорожного просвета — это изменение конструкции автомобиля. Такие действия влекут риск снижения характеристик подвески. Поэтому изменение клиренса авто в РФ требует согласования со стороны ГИБДД. Если автовладелец игнорирует данные требования, авто может быть снято с учета».
Алексей Дубнов, эксперт по шинам и дискам сети шинных центров «Автоэксперт»:
«Хотя проставки могут быть эффективным способом увеличения клиренса, они могут влиять на характеристики управляемости автомобиля, изменяя углы настройки подвески. Это может привести к неравномерному износу шин, ухудшению управляемости и потенциально повышенному риску аварий при выполнении маневров на высоких скоростях. Также стоит учитывать, что увеличение клиренса может повлиять на аэродинамические свойства автомобиля и его топливную эффективность».