НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Стук в двигателе: что делать и как определить причину

18 марта 2024 13:41
Двигатель внутреннего сгорания — один из самых сложных и дорогих узлов в автомобиле. Его ремонт нередко обходится в кругленькую сумму. На стук в двигателе обращают внимание даже те, кто с техникой на «вы». Авто Mail.ru рассказывает, как определить неисправность мотора и можно ли его спасти с такими симптомами

Бывают случаи, когда моторы в немолодых автомобилях отказываются работать неожиданно и, что называется, на ровном месте — еще вчера заводился и приводил машину в движение, а сегодня отказал. Но чаще всего перед поломкой агрегаты посылают водителям сигналы тревоги, которые трудно не заметить, и стук в двигателе — один из них. Впрочем, причины появления посторонних звуков под капотом бывают самыми разными, и не за каждым стоит несовместимая с жизнью мотора проблема.

Источник: Freepik

Когда и как именно стучит двигатель

Бывает так, что стук в двигателе появляется по мере его прогрева или, например, только во время разгона. Эти особенности часто помогают определять, какие элементы мотора требуют ремонта или замены. Если вы слышите, что звук работы двигателя вдруг изменился, но тяга при этом не пропадает, то с визитом в сервис все равно лучше не затягивать — оперативный ремонт может уберечь от более серьезных непоправимых последствий. Хотя умение различать неполадки с двигателем может помочь не только опытному мотористу, но и самому обычному водителю.

Стук в двигателе на холодную

Двигатель может стучать сразу после так называемого холодного запуска. Скажем, автомобиль стоял всю ночь, к утру мотор давно остыл, а после старта застучал. Правда, через минуту-другую стал работать заметно тише — уже без стука. Это может свидетельствовать о постепенном естественном износе элементов мотора, которые после прогрева и выхода на рабочую температуру возвращаются к нормальному состоянию.

Особенно часто такое бывает после длительных простоев на парковке, когда мотор не заводили на протяжении нескольких недель. Но беспокоиться из-за такого стука не стоит: если после прогрева шум пропадает, мотор, скорее всего, в полном порядке. По мере выхода на рабочую температуру все застоявшиеся движущиеся детали смазываются и стук становится все тише, а потом полностью не исчезает.

Источник: Freepik

Стук в двигателе на горячую

Если стрелка в шкале датчика температуры охлаждающей жидкости вышла на нормальный уровень, а стук в двигателе остался, то посторонние звуки могут быть признаком неисправности агрегата. Определить проблему на звук удается не всегда — лучше провести полноценную диагностику мотора.

Причины появления шума могут быть связаны с плохой регулировкой тепловых зазоров или, например, износом фрикционных деталей. Чтобы не гадать, подвергая мотор лишней нагрузке, которая может нанести ему еще больший вред, рекомендуется как можно раньше установить источник постороннего шума. Если есть сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту.

Стук в двигателе на холостых оборотах

В случае, когда посторонние звуки по-прежнему слышно после нажатия на педаль акселератора, когда мотор возвращается на холостые обороты, это тоже повод для диагностики. Впрочем, если такой стук в двигателе затихает при перегазовке и исчезает при прогреве, он может указывать на естественный износ гидрокомпенсаторов, регулирующих положение клапанов.

Появление такого шума можно связать со смещением мелких деталей и образованием зазоров, иногда его провоцирует некачественное масло — с посторонними примесями, неподходящей вязкостью или продуктами износа, которые накапливаются между заменами масла.

Источник: Quality Stock / legion-media.ru

Стук в двигателе при запуске

Если у автомобиля большой пробег, иногда можно услышать стук при запуске двигателя после долгой стоянки. Речь идет об одиночном лязгающем звуке в области соединения мотора с коробкой передач, который указывает на высокую степень износа двигателя и трансмиссии.

Такой стук не всегда говорит о какой-то поломке, но диагностика мотора с подобными симптомами лишней не будет.

Металлический стук при нагрузке

Посторонние звуки из моторного отсека под нагрузкой указывают на более серьезные проблемы. С непрогретым агрегатом такое бывает вследствие естественного износа, а вот стук в двигателе после выхода на рабочую температуру может быть признаком неполадок в поршневой системе.

Если от перегрева разболтался шатун или залегли кольца, то машину лучше отправить в сервис — причем желательно не своим ходом, а на эвакуаторе, чтобы по дороге двигатель не заклинило.

Источник: Freepik

Появился стук и пропала тяга

Если за посторонними звуками последовали проблемы в работе мотора — это недобрый знак. Потеря тяги может указывать на отказ как минимум одного из ключевых элементов двигателя.

Например, в клапанном механизме клапаны могут стучать вследствие увеличения зазора между коромыслами и стержнями: если этот процесс не остановить регулировкой, стук в двигателе может сопровождаться снижением мощности и падением тяги.

Стук в двигателе при нажатии на газ

Если нажатие на педаль газа сопровождается стуком в двигателе, то виной тому может быть неправильно установленный клапан: характерный шум вызывают удары по стенкам седла.

Чаще всего это явление и сопровождающие его посторонние звуки появляются ввиду естественного износа механизма, но с их устранением тянуть не стоит. Это довольно серьезная проблема, которая может повлечь за собой еще более разрушительные последствия для мотора.

Стук в дизельном двигателе

В связи с тем что дизельный двигатель устроен иначе, список потенциальных источников постороннего шума при работе мотора у него отличается от бензинового агрегата. Стук в двигателе, работающем на тяжелом топливе, может быть связан с неполадками целого ряда узлов: распределительного и коленчатого валов, форсунки, распылителя, топливного насоса высокого давления (ТНВД) и других механизмов.

Это далеко не полный перечень: стук в дизельном двигателе может указывать как на плохое масло или наличие в нем посторонних жидкостей (например, воды или антифриза), так и на сбой фаз распределения газа или опасное приближение к поршню. Даже залитое в бак некачественное дизтопливо может стать источником проблем с двигателем, которые могут сопровождаться стуком из-под капота.

Источник: Freepik

Стук в двигателе после замены масла

Несмотря на то что регулярная замена масла — одна из главных превентивных мер, которые помогают избежать проблем с мотором, эта процедура в ряде случаев тоже становится источником неприятностей. Старый двигатель может застучать при переходе на менее вязкое масло из-за износа вкладышей и других деталей, некачественное или поддельное масло тоже может спровоцировать такого рода поломки. Даже банальный недолив (как, кстати, и перелив) масла после его замены, по ошибке, допущенной работниками автосервиса, приведет к стуку.

Но нехватка масла после замены не всегда говорит о несоответствии залитого объема регламентному уровню. Утечка масла, которую вовремя не заметили и не устранили (при этом нельзя исключать, что виноват некачественный масляный фильтр), тоже может привести к стуку в двигателе. А иногда он появляется вследствие неправильного использования промывочного масла во время замены.

Словом, после правильной замены масла двигатель стучать не будет, а если посторонние звуки все же появились, проверьте уровень масла в моторе. В случае когда с объемом залитого масла все в порядке, источник проблемы стоит искать либо в его качестве и подлинности (или вязкости), либо в навыках мотористов, которые могли ошибиться в ходе проведения самой процедуры.

Причины появления стука в двигателе и что можно сделать

Износ деталей может привести к стуку в двигателе. Не всегда ясно, что именно с ними происходит и как можно продлить жизнь застучавшему мотору. Для этого нужно детально изучить каждый элемент и явление по отдельности. Разберем проблему и подскажем решение.

Источник: legion-media.ru

1. Детонация

Представляет собой преждевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Это явление может быть вызвано некачественным топливом, плохо отрегулированной системой зажигания и проблемами со свечами, измененными калибровками степени сжатия, а также загрязнением камеры сгорания.

Решение

Когда с системой зажигания все в порядке, избежать детонации поможет смена АЗС и заправка хорошим топливом. Если после этого стук сохраняется, диагностику мотора лучше не откладывать.

2. Гидрокомпенсаторы

Эти устройства регулируют положение клапанов. Смещение мелких деталей и образование зазоров в них приводят к стуку в двигателе. Причины могут быть разные: естественный износ, плохое или старое масло, которое давно не меняли.

Решение

Помочь может замена масла с использованием специального промывочного материала. Если этого недостаточно и симптомы сохраняются, скорее всего потребуется замена гидрокомпенсаторов.

3. Клапаны

Увеличение зазора между рычагами и кулачками распределительного вала может привести к стуку клапанов: если кулачок бьет по рокеру, то под капотом появляется характерный шум. Правда, перед ремонтом лучше убедиться, что стук издают именно клапаны, а не другие элементы двигателя, чтобы не нарваться на ненужный, но дорогой ремонт.

Решение

Если ручная регулировка клапанов не помогает (или невозможна из-за конструктивных особенностей двигателя), придется раскошелиться на замену всего клапанного механизма с частичной разборкой мотора. Дорогое удовольствие!

Источник: Freepik

4. Поршни и цилиндры

Длительная работа мотора с детонацией, перегревом, низким давлением или нехваткой масла (либо его слабыми смазывающими свойствами) может привести к стуку поршней, который приглушается по мере увеличения температуры охлаждающей жидкости и становится громче под сброс акселератора. Точное определение симптомов лучше доверить опытному специалисту.

Решение

Если стук издают поршни в цилиндрах, то замена масла, увы, едва ли поможет. А вот капитальный ремонт двигателя с заменой элементов шатунно-поршневой группы на новые — вполне.

5. Коленвал

Коленчатый вал начинает стучать из-за увеличения зазоров между шейками и вкладышами. Как правило, это происходит в результате естественного износа. Однако некачественное масло или нехватка смазки может ускорить развитие стука. В особо запущенных случаях коленвал уже не перестает шуметь по мере прогрева двигателя, все сильнее повреждая мотор.

Решение

Замена коленвала — не исключено, что вместе с ним придется ремонтировать еще и постель коленвала.

6. Растянутая цепь

Растяжение цепи в моторах тоже развивается по мере естественного износа. Опасность этого явления заключается в том, что в какой-то момент растянутая цепь может перескочить на зубец, и двигатель попросту заклинит — тогда капитального ремонта не избежать.

Решение

Не допустить перескока растянутой цепи поможет ее замена вместе со смежными элементами: натяжителем и, если потребуется, успокоителем. Этот процесс требует частичной разборки двигателя.

Источник: Freepik

7. Масляное голодание

Это следствие нехватки масла в двигателе, которое приводит к тому, что движущиеся элементы в моторе плохо смазываются и начинают выходить из строя, провоцируя перегрев агрегата и другие неприятности. Проблема не всегда напрямую связана с недоливом: масляное голодание может появиться вследствие утечки масла, а также из-за неисправности масляного насоса. Даже забитый масляный фильтр может стать причиной масляного голодания.

Решение

Все довольно просто: регулярная проверка уровня масла, доливка при необходимости и замена по регламенту вместе с фильтром. Не лишней будет и регулярная проверка масляного насоса, проблемы с которым (при их обнаружении) надо тут же устранять.

8. Навесное оборудование

Иногда стук из навесного оборудования можно принять за признак неисправности мотора. Но посторонние звуки, которые издают, например, водяной насос, компрессор кондиционера или нештатные аксессуары, самому двигателю не угрожают.

Решение

Если самостоятельно определить источник стука не удается, лучше обратиться к специалисту, который поможет установить причину появления постороннего шума. Навесное оборудование, которое выходит из строя, можно отремонтировать или заменить, но услуги опытного моториста для такого рода работ вряд ли понадобятся.

Источник: legion-media / B Christopher

Советы эксперта

Проблемы с двигателем для большинства водителей кажутся лишь одной из статей расходов на автомобиль. Однако необходимо помнить, что эксплуатация машины на дорогах общего пользования всегда так или иначе связана с безопасностью не только других участников движения, но и самого водителя и, конечно, его пассажиров.

Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево»:

— Длительное использование автомобиля при наличии стука, а тем более с «горящей красной лейкой» на приборной панели, которая указывает на недостаточное давление масла в двигателе, может привести к серьезным повреждениям и к таким непредсказуемым последствиям, как поломка двигателя и авария на дороге. Помните, что безопасность превыше всего, поэтому рекомендую обратиться к профессионалам для устранения проблемы.

Источник: Freepik

Вопросы и ответы

Даже опытные водители часто теряются, когда автомобиль, который еще буквально вчера работал без признаков неисправностей, начинает барахлить. Несмотря на то, что стук в двигателе может указывать на серьезную поломку, не все автомобилисты первым делом спешат устранять неполадки. Собрали самые популярные вопросы о стуке в двигателе и обратились к специалистам отрасли.

Могут ли помочь присадки от стука в двигателе?

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом):

— Любой стук в двигателе никогда никакой присадкой не «вылечить». Стуки есть глубокие и поверхностные: к глубоким относятся проблемы с вкладышами и разбитыми посадочными местами, а поверхностные связаны с компенсаторами, да и с регулировкой клапанов вообще. Также могут возникнуть проблемы с приводом газораспределительного механизма (ГРМ), где натяжители гидравлические. И вот тут можно задать вопрос: как механическое повреждение или износ можно «вылечить» присадкой? Никак.

Выход есть. Меняем масло после каждых пяти-семи тысяч километров пробега. Следим за его уровнем и температурой. Берем только проверенные комплектующие у проверенных поставщиков.

Можно ли продолжать ездить, если слышен стук в двигателе?

Сергей Сонин, технический директор компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sitrak, Howo, «Автотор», Isuzu:

— Однозначно нет. Как минимум нужно произвести первичную диагностику и выявить причину шума (стука). Нельзя забывать о том, что некоторые посторонние звуки от ДВС могут привести к довольно серьезным повреждениям уже в ближайшем будущем, вплоть до повреждений, требующих замену двигателя.

Проблемы, связанные со стуками в двигателе, схожи у грузовых и легковых моделей. Чаще всего причиной может стать неисправность топливной системы Common Rail, неисправности шатунно-поршневой группы, износ воздушного компрессора, износ деталей ГРМ. Каждая из этих причин может привести к необратимым последствиям.

Обязательно ли с этой проблемой нужно обращаться в мастерскую?

Алексей Дубнов, эксперт и диагност ООО «Автоэксперт», сети шинных центров:

— Обращение в мастерскую при появлении стуков и других необычных звуков в двигателе не просто рекомендуется, но является обязательным. Ранняя диагностика может выявить проблему на начальной стадии, что значительно снизит стоимость ремонта и предотвратит возможные серьезные поломки. В специализированных автомастерских есть необходимое оборудование и опыт для точной диагностики и устранения причин стука.

Игнорирование проблемы может привести к критическим повреждениям двигателя, вплоть до его полного выхода из строя. Резюмируем: стук в двигателе — это сигнал о том, что пора посетить автосервис. Ранняя диагностика может сэкономить время и деньги, предотвращая серьезные поломки.

Эксперты:

Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево».
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом).
Сергей Сонин, технический директор компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sitrak, Howo, «Автотор», Isuzu.
Алексей Дубнов, эксперт и диагност ООО «Автоэксперт», сети шинных центров.