Тест-драйв Lada Vesta NG в очередной раз показал, что машина так и просит более мощный двигатель под возможности своего шасси, но на текущий момент «Весту» можно было купить только максимум со 118-сильным мотором – это «заряженная» Lada Vesta Sportline (которую мы также недавно протестировали). Но в Тольятти не сидели сложа руки – спустя 1,5 года наконец-то возобновлен выпуск атмосферника объемом 1,8 литра. Причем за это время в нем поменялось много компонентов. Каких именно?
Новый двигатель Lada – масложор удалось победить
Мотор объемом 1,8 литра появился в линейке Lada в 2016 году, но довольно скоро покупатели столкнулись с неприятной проблемой – повышенным расходом масла. Вопрос решили в 2021 году модернизацией шатунно-поршневой группы (внедрили трехкомпонентные маслосъемные кольца) и клапанного механизма (изменение уплотняющей кромки маслосъемных колпачков, втулки направляющей клапана).
Как выяснилось, в ход испытаний не была включена процедура движения в режиме торможения двигателем (на передаче, но при отпущенной педали газа), в котором и наблюдался повышенный расход масла. Но опыт учтен – теперь в процесс валидации входит и эта методика.
Однако в прошлом году двигатель пришлось снова радикально переделывать – на этот раз из-за изменения геополитической ситуации и необходимости искать новых поставщиков импортных деталей. Так и появился мотор, который назвали 1.8 Evo. Его индекс остался тем же, ВАЗ-21179, паспортные характеристики тоже прежние: 122 л.с. и 170 Нм крутящего момента. Но 25 компонентов заменены, либо модернизированы.
Что изменилось в моторе Lada
Основное «железо» производится в России – это чугунный блок цилиндров, ГБЦ, коленчатый вал, выпускной кат-коллектор. Но многое пришлось импортировать, причем из разных стран. Например, шатуны в сборе с поршнями поступают из… Индии, термостат – из Китая, а распредвалы и катушки зажигания – турецкие. Причем катушки фирмы Eldor ставятся и на двигатель 1.6. Готовые решения брали ради максимально быстрого возвращения двигателя на конвейер, но в дальнейшем доля локализации будет расти.
Попутно двигатель избавили от врожденных проблем – на поршнях теперь есть выемки, которые исключают контакт с клапанами при обрыве ремня ГРМ (он тоже импортный, марки Hola, и рассчитан на 90 тысяч километров), а новая топливная трубка и форсунки с увеличенной на 30% производительностью избавили машину от рывков, возникавших из-за пульсации давления бензина.
Улучшилась вентиляция картерных газов благодаря изменению клапанной крышки с иной конструкцией штуцера – обещают, что запотевания в том месте больше не будет. В новом поддоне картера появились ребра, препятствующие отливам масла при энергичных маневрах, также улучшенному забору способствует модернизированный приемник, сделанный из пластика (он на 50% легче прежнего металлического). Все двигатели Lada сейчас удовлетворяют экологическим требованиям «Евро-5», и мотор 1.8 Evo – не исключение.
Lada с автоматом – когда она будет
Блок цилиндров получил дополнительные ребра жесткости, верхняя опора двигателя будет на трех болтах вместо двух – а все потому, что двигатель 1.8 Evo адаптирован под автоматическую коробку передач!
«Двухпедальные» машины будут комплектоваться вариатором из Китая, который рассчитан на больший крутящий момент, чем прежний агрегат компании Jatco. Производителя на «АВТОВАЗе» не раскрывают, но упомянули, что впервые в их практике они полностью разработали калибровки двигателя и коробки передач в сотрудничестве с поставщиком блоком управления – фирмой «Итэлма». Напомним, что раньше CVT Jatco использовался вместе с «ниссановским» мотором HR16DE.
Пилотная сборка «Вест» с вариатором уже началась – в декабре должны выпустить 25 автомобилей для внутренних нужд и дополнительных проверок. А «полноценное» производство товарных машин планируется на январь 2024 года – в марте мы уже должны протестировать серийную «Весту» с двигателем 1.8 Evo и автоматической коробкой.
А еще Lada Vesta наконец-то получит шестиступенчатую механическую коробку – она также будет китайской и предназначена для двигателя 1.8 Evo. Но это – более отдаленные перспективы, появление таких модификация запланировано на конец 2024-начало 2025.
Как производят двигатели Lada 1.8 Evo
Попутно мы заглянули на завод, где Lada производит двигатели – для агрегата 1.8 Evo создана новая линия, которая состоит из 17 постов. На каждом из них предусмотрен автоматический контроль техпроцесса. С целью минимизации ошибок в случае неправильного выполнения операции, пропуска каких-либо операций или возникновения несоответствия сборка конкретного мотора блокируется.
Все гайковерты настроены на определенный крутящий момент, при этом информация сохраняется на заводском сервере, в точности соблюдается и схема затяжки. Герметик наносится в автоматическом режиме – за это отвечает робот фирмы Kuka.
Так что никаких забиваний болтов молотком и пьяных рабочих на линии мы не увидели – все четко, без суеты и в чистоте. На текущий момент выпущено уже порядка 400 двигателей, а проектная мощность составляет 60 тысяч агрегатов в год, причем все упирается в возможности механической обработки деталей, а не сборочной линии.
К тому же, Lada сейчас ведет работы по созданию турбомотора – пока нам не раскрыли, будет ли это собственная разработка (это очень дорого – сопоставимо с рестайлингом модели) или адаптация имеющегося двигателя из «дружественных» стран, но он абсолютно точно появится.