В прошлом году автодилеры поставили новогодние распродажи на стоп. Продавцы сослались на дефицит автомобилей. Ждать ли теперь сезонных предложений, какие модели авто нынче в тренде и что будет с ценами на «легковушки»? На эти и другие вопросы aif.ru ответил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Антонина Лопаева, aif.ru: — В прошлом году авторынок сильно «просел» по продажам новых машин. Дилеры сетовали на дефицит автомобилей. Обстановка выправилась?
Алексей Подщеколдин: — СМИ часто писали, что рынок в июле и августе вырастал на 100% по сравнению с 2022 годом. Обывателю кажется, что это много. Но мало кто учитывает, что прошлый год был провальным в плане продаж. Обычно в страну поставлялось и завозилось 1,7−1,8 млн авто. В 2022-м — всего чуть более 600 тыс. К концу этого года продадим порядка 1,1 млн автомобилей, то есть 700−800 тыс. сделок все равно недобираем.
Зато видим рекорд по продажам вторичных машин — около 7 млн за год, хотя обычно цифра не поднимается выше 5 млн.
— То есть спрос на автомобили есть.
— Да, но хуже всего, что с рынка исчезли новые машины по цене 1,5−2 млн руб. Популярные Kia Rio, Hyundai Solaris, Reno Logan, Lada XRAY с автоматической коробкой передач сильно прибавили в цене. Доступной альтернативы им нет. Большинство россиян, которые рассчитывают взять машину за 1,6−1,7 млн, покупают авто с пробегом не потому, что мечтают взять вариант «б/у». Им просто денег на новую не хватает.
— Будут ли в декабре новогодние скидки?
— На автомобили экономсегмента вряд ли будет большой дисконт, поскольку они все так же в дефиците. По среднему и более высокому классу авто увидим более ощутимые скидки. В этом году из Китая привезли свыше 600 тыс. авто, хотя обычно цифра была не более 500 тыс. Есть некоторый переизбыток, поэтому отдельные бренды уже дают скидку 5−10%. Дисконт предлагают дилеры и производители, потому что не желают оставаться с автоскладом сезона 2023 на следующий год.
Также нам известно о больших амбициях китайских брендов, которые в этом году наращивали в России свои продажи. В прошлом году реализовали 185 тыс. новых машин, в этом году — вдвое больше. Люди с большим достатком, которые могут себе позволить дорогое авто из Китая, могут получить хорошую скидку и в декабре, и в январе.
— В 2022 году из России ушли 46 автомобильных брендов. Кто пришел им на смену?
— В основном Китай. Из десяти самых продаваемых брендов по итогам 2023 года семь принадлежат китайскому автопрому.
— Как покупатели реагируют на китайские машины вместо европейских?
— Помните, как одно время мы пользовались почти все телефонами Nokia и Samsung? А потом пришло множество других брендов Тихоокеанского региона, которые теперь пользуются огромным спросом? Маркировка «Сделано в Китае» людей уже не отпугивает, все увидели, что Китай — промышленный гигант мирового уровня. Мощность китайского автопрома — 30 млн машин в год. Это мощности Америки, Европы и Японии, вместе взятые! Производить некачественные авто в таком объеме экономически невозможно.
— Пока китайцам удалось заместить ушедшие из России машины в категории «средний» и «средний плюс» — в основном это кроссоверы. А что с люксовыми моделями?
— В люкс-сегменте китайцы творят чудеса. Недавно побывал международной конференции в Джухае, где были представлены великолепные модели гибридных авто с мощными двигателями, электроустановками, обилием гаджетов. К их созданию привлекли лучших дизайнеров мира. Поэтому появляются такие бренды, как Voyah, Hongqi и другие. Они приблизились к люкс-сегменту, и их теперь продают те, кто недавно занимался Audi, BMW, Mercedes и прочими.
Конечно, есть категория людей, для которых рост цены европейского производства на 10−20 млн рублей не будет играть роли. Но тут пока остается проблема с обслуживанием — почти все европейские бренды усложнили процесс для российских сервисных центров. Даже для того, чтобы получить новый перепрошитый ключ взамен утерянного, придется помучиться.
— Анонсировались модели авто из Ирана и Индии. Что предлагают они?
— Полагаю, что автопром Ирана, к сожалению, не будет широко присутствовать в России. Вся мощность иранского производства — порядка 300 тыс. автомобилей в год, а спрос внутри страны примерно такой же. Поэтому поставить в Россию они смогут только 20−50 тыс. машин.
Что касается Индии, то там выпускается порядка 3−4 млн машин в год, но этого не хватает, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность в автомобилях. Ждать оттуда потока новых легковых машин тоже не стоит.
— А что с ценой?
— Легковые автомобили из Ирана после растаможки могут продаваться в России примерно за 1,5 млн рублей или даже меньше. Но во многом их авто — это копия Peugeot образца 20−30-летней давности. Они, может, и лучше наших моделей, но покупатель скорее возьмет трехлетнюю корейскую иномарку, чем новую индийскую машину. Поэтому вы вряд ли увидите обширную рекламную кампанию иранских и индийских авто.
— Какие иностранные бренды сейчас самые ожидаемые?
— Если говорить о Китае, то страна производит автомобили более 130 брендов. Половина из них — электрокары и гибриды. Электрокары на нашем рынке в большом объеме еще не нужны. Нет инфраструктуры, нет электричества. Если перевести 10% автопарка России на электричество и одновременно поставить их на зарядку, то мы «съедим» всю генерацию электроэнергии в стране. Поэтому сразу и в большом количестве такие «китайцы» у нас не появятся.
Более вероятен приход компаний, выпускающих авто с традиционными двигателями, — Venuсia, SAIC (бренды Maxus, Roewe). Думаю, в ближайший год по легковым машинам мы увидим пять-шесть новых брендов к тем, что есть сейчас. По итогам года у нас чуть более 20 брендов по легковым авто — китайские, их было продано около 60%, а по грузовым — вообще более 70%.
Российский потребитель активно покупает Geely, Chery, Haval, хотя в Китае эти компании не столь популярны и находятся не в первой десятке по числу производимых авто. Но есть и более крупные бренды — Changan, FAW, BAIC. Они продают у нас пока по 5−10 тыс. машин в год, но вполне могут всерьез развернуть свои знамена и побороться за покупателя.
— Пока автомобиль из Китая доедет до Москвы, он дорожает почти вдвое. На это можно как-то влиять?
— Мы как дилеры и как представители ряда профессиональных сообществ готовим альтернативную стратегию развития российского автопрома. На данный момент утвержденная Правительством РФ стратегия — это документ на 27 листах, конкретики в нем мало. Чтобы отрасль развивалась, нужно решить многие вопросы.
Например, мы до сих пор массово не выпускаем машины с автоматической коробкой передач, нет заводов современных двигателей. Все это нужно обсуждать, и в январе-феврале «РОАД» презентует свое видение того, как можно поддержать отечественный автопром.
На цену автомобиля влияют многие факторы. Один из них — валютный курс. За год с небольшим юань по отношению к рублю вырос почти на 30%, и это сказывается на стоимости автомобиля. Если курсы валют не будут взлетать — уже будет легче.
Нужно снижать для нашего автопрома утилизационный сбор, оказывать господдержку производству, развивать логистику. До СВО миллионы автомобилей производились иностранными брендами в России. Как только миллион машин будет выпускаться в нашей стране, например китайскими производителями, мы, вероятно, увидим снижение цены.
Антонина Лопаева