Российские потребители уже привыкли к китайским автомобилям, и появление пары-тройки новых брендов уже не вызывает никакого удивления. Однако амбициозные планы иранских производителей автомашин вызывают недоумение даже у экспертов. Как изменится рынок в ближайшее время, какие модели появятся и сколько они будут стоить — в материале aif.ru.
До 2 миллионов
В ближайшее время на российском рынке может появиться бренд Iran Khodro, официально будет представлена модель Tara. Ранее продажи Tara уже запускались в России — автомобили завозились в частном порядке и оценивались в 1,77 млн рублей. Также эксперты ожидают массовое появление модели Jetta VA3. Приобрести бюджетный седан в конце сентября можно было за 1 615 000 рублей. Топовая версия оценивалась в 2 390 000 рублей. В 2024 году на российский рынок, по прогнозам экспертов, выйдут 5−7 новых автомобильных марок из Китая и Ирана, делится аналитикой доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «В основном это будут низкобюджетные автомобили, в которых сейчас остро нуждается российский рынок», — поясняет эксперт.
В Китае много автомобильных брендов, некоторые из них уже давно присутствуют в РФ, как, например, Chery, добавляет экономист Николай Кульбака. «Новые марки, скорее всего, будут вызывать определенное недоверие. Все-таки, репутацию надо заработать долгой и надежной работой, но пока этого нет. Ажиотажа на рынке точно не будет. Доходы у людей не растут, отложенный спрос, похоже, реализовался в этом году, а заменять сравнительно новые европейские и японские машины потребитель точно не станет», — считает экономист.
Несмотря на то, что новые азиатские бренды нацелены на низкобюджетный сегмент, нельзя утверждать, что новые автомобили будут продаваться за копейки. Уход европейских и японских марок все же заметно расшатал авторынок России. Из-за нехватки таких предложений средняя цена автомобиля в РФ сильно выросла за последние полтора года, объясняет экономист Максим Чирков. «Однако найти автомобили до 2 млн рублей будет вполне реально. Особенно на фоне роста курса рубля. Ожидаю, что произойдет снижение цен из-за восстановления предложения», — предполагает Максим Чирков.
Шансов нет
Иран уже выходил на российский рынок. Но было это лет 10−15 назад, напоминает экономист Николай Кульбака. «Китайские автомобили, по крайней мере, уже привычны на российских дорогах, чего не скажешь про иранские машины», — считает эксперт.
Из-за прихода новых моделей из Китая и Ирана ажиотажа у российского покупателя не будет, уверен экономист Чирков. «Скорее произойдёт нормализация работы автомобильного рынка в России. С моей точки зрения, в 2024 году мы вполне можем увидеть возвращение каких-то автомобильных марок, из числа тех, которые ушли в 2022 году», — рассуждает экономист.
Привычный Китай
Если говорить о китайских автомобилях на российском рынке, то еще в начале 2022 года их доля составляла (по всем маркам суммарно) лишь 9%. За 9 месяцев прошлого года эта доля достигла 27%. И по итогам 9 месяцев 2023 года суммарная доля китайских марок на российском рынке составляет 53%. По данным исполнительного директора, главного редактора сайта «Автостат» Сергея Удалова, наиболее популярные и наиболее продаваемых марки — это пятерка китайских производителей: Chery, Geely, Haval, OMODA, Exeed и через одну марку — Changan. «Внутри марок самая продаваемая у Chery — TIGGO 7 PRO MAX (34% от всех Chery) и TIGGO 4 PRO (26% от всех Chery). То есть от всего модельного ряда эти две модели занимают почти 60%. Следом идет Haval JOLION (50% от всех продаж Haval). При этом продажи F7, F7 Max, F7X вместе составляют около 30%», — делится данными Сергей Удалов.
Качество — это роскошь
Качество новых брендов на российском рынке оставляет желать лучшего, уверен экономист Чирков. «Мы видим желание таких брендов поставлять в Россию автомобили в гораздо лучшей комплектации, чем они продаются на отечественных рынках. Всё-таки, конкурентный отбор на российском рынке гораздо жёстче даже при действии антироссийских санкций. Например, комплектация Iran Khodro будет предусматривать опции, недоступные на автомобилях такого же класса европейского производства», — рассказывает экономист Максим Чирков.
Известно, что у модели Tara от Iran Khodro появятся полностью светодиодная оптика, система кругового видеообзора, интегрированный видеорегистратор, подогрев всех сидений и спортивный выхлоп. Перечень опций также будет расширен потолком с диодами «Звёздное небо». Звёздное небо — традиционная опция автомобилей премиум класса, например Rolls-Royce.