НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Докатались. В России хотят ввести страховку для электросамокатов

7 октября 2023 10:00
Ограничение на рынке электросамокатов может привести к разорению игроков, говорят эксперты

Обычных людей или курьеров, пользующихся электросамокатами, хотят обязать оформлять страхование гражданской ответственности. По мнению депутатов Госдумы России, такая мера позволит уменьшить количество ДТП с участием самокатчиков и пешеходов. Так ли это на самом деле и что будет дальше на рынке электросамокатов — в материале aif.ru.

Страховка во благо?

В первую очередь, механизм страхования ответственности пользователя СИМ («средство индивидуальной мобильности») должен решить вопрос с возмещением вреда имуществу и здоровью гражданина, пострадавшего в ДТП с участием СИМ, рассказывает один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Якубовский. «Мы видим все больше случаев, когда курьеры на электровелосипедах наносят травмы пешеходам, при этом практически всегда это мигранты, поэтому получить возмещение ущерба от них нереально.

Влияние этого механизма на общее количество ДТП в сторону снижения также должно иметь место. Во-первых, потому что сам факт наличия такой страховки будет дисциплинировать пользователя СИМ, давая ему понять, что он находится в правовой системе, как полноценный участник дорожного движения. Во-вторых, стоимость такой страховки должна прогрессивно увеличиваться в случае ДТП, как это происходит с ОСАГО, что также будет бить по кошельку нерадивых пользователей», — пояснил депутат.

Однако, это утопия — считать, что мы сможем сразу повсеместно внедрить такой механизм, объясняет Якубовский. «Начинать нужно с сервисов доставки, где СИМ используются для коммерческой деятельности, и с кикшеринговых сервисов, в которых страхование ответственности пользователя должно быть обязательным. К сожалению, на протяжении всего летнего сезона мы не видели никакой реакции регуляторов — Минтранса и ГИБДД на проблему аварийности с участием СИМ. Сейчас сезон уже подходит к концу, и логичным было бы сформировать правовую базу, которая заработает уже к следующему сезону», — добавляет парламентарий.

Учесть интересы всех не получится

Похоже, что проблемы пешеходов будут решены. Но как будут решать свои проблемы компании кикшеринга? Рынок самокатов похож на своеобразную олигополию, когда он поделен между несколькими довольно крупными компаниями (Яндекс, Whoosh и другие игроки поменьше), объясняет независимый финансовый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин.

«Во всяком случае, самокаты только нескольких марок мы видим на улицах крупных городов, — говорит собеседник. — Соответственно, рынок поделен, и такое ощущение, что в будущем этот рынок не сильно изменится. Единственное возмущающее воздействие, которое сейчас идет, — это административное давление в связи с частыми ДТП с участием пешеходов. Конечно, это сильно раздражает людей.

И, действительно, в некоторых крупных городах это может быть запрещено. Понятно, что самая крупная компания — Whoosh, которая уже вышла на биржу. Она пострадает от этого сильнее всего просто потому, что упадут котировки акций, и им надо будет что-то решать по расходам на ликвидацию последствий этих ДТП или на ограничение скорости. То есть упадет входящий денежный поток, так как не исключено, что уже в следующем сезоне в некоторых городах будет запрет на электросамокаты».

Такой ход событий маловероятен, считает Калугин. Скорее всего, могут заставить вводить на самокаты номера, ограничивать количество пользователей (например, сможет пользоваться ими только взрослое население, у которого есть права). Естественно, это ударит по выручке компаний. И ударит серьезно.

«Если будет уж совсем сильное административное давление, то выручка может сократиться в 2 раза, — полагает эксперт. — Учитывая, что самокаты, скорее всего, за эти годы не окупились, особенно новая партия, которая была сделана в Израиле к сезону 2023 года, то будут серьезные финансовые последствия и убытки для компаний. В любом случае, мнение однозначно, и другого быть не может: любое ограничение ударяет по прибыли этих компаний. Слабые игроки уйдут сразу, на рынке останутся только Whoosh и Яндекс».

Стоит учесть и тот факт, что российский рынок электросамокатов носит сезонный характер, напоминает Калугин. «В регионах с четко выраженной зимой и отрицательными температурами сезон длится максимум 7 месяцев. Например, скоро самокаты увезут на склад, и эта невозможность получать прибыль 12 месяцев в году тоже на них сильно действует.

А за эти 5 месяцев расходы также будут: оплата складов, оплата работы административного персонала и так далее. Даже у вышедшей на биржу компании Whoosh будут существенные риски. А при запретах в больших городах (Москва, Санкт-Петербург и другие) возможно и банкротство компаний. Яндексу банкротство вряд ли грозит, это сильная группа, которая сумеет найти финансовые средства. А вот для Whoosh прокат электросамокатов — уникальный вид деятельности, и у них могут появиться проблемы», — объясняет аналитик.

Что за зверь

За последние 3 года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в семь раз. По данным ГИБДД, в 2022 году с участием таких транспортных средств случилась 941 авария, или 0,7% от всех ДТП в России. За первое полугодие 2023 года с участием электросамокатов произошло 1043 ДТП, погибли 12 человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, травмы получили 1 082 человека, из них 432 ребенка в возрасте до 16 лет. Количество ДТП (по сравнению с аналогичным периодом 2022 года) выросло на 181,9%, число пострадавших — на 183,2%.

Статистика пугающая. Тем не менее она не останавливает людей, которые активно пользуются электросамокатами.

Источник: legion-media / Roman Lacheev

По мнению депутата Якубовского, электросамокаты и другие СИМ — это, действительно, удобный вид транспорта, и это наша новая реальность, к которой мы должны относиться всерьез. «Это новая отрасль экономической деятельности, которую нужно не убивать запретами, а регулировать ее развитие так, чтобы безопасность пешеходов и самих пользователей СИМ была «во главе угла».

Это должно выражаться как в формировании городской среды, с велодорожками, разметками, так и в создании системы идентификации пользователей СИМ, требований к ним на предмет знаний ПДД, должна вестись фиксация нарушений. Со своей стороны, мы в Госдуме уже работаем с экспертным сообществом над формированием таких предложений и приданием им формы законодательной инициативы», — рассказал депутат Александр Якубовский.

Виктория Кутузова