НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Деньги будут: на автопром планируют выделить более 30 млрд рублей

29 сентября 2023 11:00
На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям

В следующем году на поддержку российского автопрома из федерального бюджета планируется направить более 30 млрд рублей. Это почти на 3,3 млрд рублей больше объема средств, выделенных отечественным автопроизводителям в 2023 году. На какие цели пойдут новые субсидии, выясняли «Известия».

Миллиардом больше, миллиардом меньше

В 2024 году на стимулирование спроса в отечественном автопроме в виде субсидий планируется направить в общей сложности более 30,4 млрд рублей. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025—2026 годов.

Это почти на 3,3 млрд рублей больше объема субсидий, запланированных на текущий год. Всего в период до 2026 года на поддержку автопрома намечено направить более 83,5 млрд рублей.

Субсидии из федерального бюджета, нацеленные на стимулирование спроса на продукцию российских автозаводов, намечено выделять по нескольким основным направлениям. Так, на финансирование программы льготного автокредитования в следующем году в бюджете предусмотрено 12,3 млрд рублей.

В текущем году на эти цели в казне было зарезервировано 11,8 млрд рублей. Из этих средств компенсируются скидки, предоставляемые покупателям отечественных автомобилей стоимостью до 2 млн рублей и электромобилей.

На госзакупки российских автомобилей в 2024 году в проекте бюджета зарезервировано 13,1 млрд рублей. В этом году на эти цели было выделено на 3 млрд рублей меньше.

Еще 2 млрд рублей запланированы в следующем году на «возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга».

Эта сумма по сравнению с нынешним годом не изменилась. На 350 млн рублей (2,95 млрд в 2024 году против 3,3 млрд рублей в 2023-м) сократился объем субсидий производителям автомобильной техники, работающей на природном газе.

В последующие годы объем финансирования программ льготного автокредитования намечено увеличить. Так, в 2025 году на эти цели планируется выделить чуть более 18 млрд рублей, а 2026-м — почти 20 млрд рублей.

На программу льготного лизинга зарезервировано по 4 млрд рублей в год, а на субсидии производителям газомоторной техники — по 3,7 млрд рублей в 2025 и 2026 годах. Что касается расходов на госзакупки автомобильной техники, то пока в соответствующей графе проекта бюджета на 2025 год указана сумма в размере 2,1 млрд рублей, а на 2026 год сумма вообще не указана.

Поддержка необходима

Меры государственной поддержки автопрома и, в первую очередь, программы льготного автокредитования и лизинга доказали свою эффективность, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

По его словам, каждый рубль, вложенный в эти программы, в дальнейшем приносит в бюджет до трех дополнительных рублей в виде налогов, акцизов и т. д. Эти меры стимулирует спрос на автомобили, а значит обеспечивают деятельность не только самих автозаводов, но и смежных производств, подчеркивает эксперт.

— Сейчас объемы этих программ недостаточны. Можно только приветствовать, что на следующий год объем их финансирования намечено увеличить, — заявил «Известиям» Моржаретто.

Нужна «прямая» скидка

Вместе с тем Моржаретто считает необходимым пересмотреть условия этих госпрограмм таким образом, чтобы финансовая поддержка оказывалась непосредственно покупателю отечественного автомобиля. Сейчас она затрагивает конечного потребителя весьма опосредованно, полагает эксперт.

— Главным условием госпрограммы является кредит на приобретение автомобиля, который покупатель должен взять в коммерческом банке. Зачастую банки предлагают заемщикам такие условия, что выгода становится минимальной или вообще исчезает. На мой взгляд, более справедливой была бы схема, при которой покупатель отечественной модели получал при ее покупке прямую скидку от государства, независимо от того, приобретает он машину на собственные средства или с привлечением кредита, — считает Игорь Моржаретто.

С ним согласен вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, существующие правила программы льготного автокредитования «являются поддержкой не автопрома, а банков».

— Логичной представляется схема, при которой скидка на приобретение российского автомобиля предоставляется покупателю в виде налогового вычета. Подобный механизм уже отработан, например, при покупке жилья и хорошо себя зарекомендовал, — отметил вице-президент НАС.

Как считает главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков, скидка в виде налогового вычета является «идеальной схемой, при которой льготу получает непосредственно покупатель автомобиля».

Спрос есть — нет машин

Иной точки зрения придерживается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он признает эффективность госпрограмм, направленных на стимулирование спроса, однако считает, что средства, зарезервированные на них в проекте бюджета, можно применить с еще большим эффектом.

— В нынешней ситуации нет особой необходимости в дополнительной стимуляции интереса покупателей к автомобилям. Спрос на рынке заметно превышает предложение. Покупатели бы и рады приобрести машины, но зачастую их просто нет: некоторые модели, которые выпускались прежде, сейчас просто не из чего собирать — нет необходимых комплектующих, — отмечает эксперт.

По его мнению, часть средств, которые планируется направить в 2024 году на субсидирование автопрома, имеет смысл перенаправить на поддержку отечественной автокомпонентной отрасли, которая испытывает трудности. Это позволит российским автозаводам снизить зависимость от поставок иностранных комплектующих, подчеркивает Бургазлиев.

— Например, на эти средства можно выкупить активы предприятий автокомпонентной отрасли, создав единый кластер производителей комплектующих для автомобилей, подконтрольный государству. При грамотном управлении и продуманной стратегии его развития через некоторое время такой кластер вполне может обеспечить технологический суверенитет отечественному автопрому, в котором он остро нуждается, — отмечает эксперт.

Кирилл Сазонов