Покупая автомобиль с гидромеханическим «автоматом», владельцы рассчитывают, прежде всего, на внушительный ресурс этого узла в сравнении с более скорострельными преселективными «роботами» и более плавно работающими вариаторами. Также выбор в пользу АКП делается, если в планах использовать машину в сложных условиях, например, на пересеченной местности. И хотя «автомат» «автомату» рознь (читай — существуют более и менее надежные трансмиссии такого типа), во всех случаях для увеличения срока работы АКП следует придерживаться четких правил. Причем о некоторых из них не пишут в автомобильных мануалах.
Какие ошибки нельзя допускать при эксплуатации машины с «автоматом»
Неправильная парковка
Далеко не в каждом руководстве по эксплуатации напишут, что для автомобилей с АКП вредна парковка на склоне, особенно в морозы. Тем не менее, особенно зимой, когда масло густеет, при пуске двигателя машины, стоящей на уклоне, смазка поначалу плохо прокачивается не только в каналах ДВС, но и в трансмиссии.
Не стоит парковаться на уклоне также и потому, что в этом случае возрастает нагрузка на запорный механизм «автомата», который блокирует в режиме Parking выходной вал коробки. Не важно, приводится блокиратор в действие механической тягой от селектора, либо через сервопривод. В обоих случаях на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне.
Если машина ставится в режим Parking без активации стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации, вытягивается тросик привода управления коробкой. Как следствие, возникают такие проблемы, как сложности с включением и отключением режима P даже на ровной поверхности. Отсюда вывод — если парковка на склоне безальтернативна, обязательно затягивайте «ручник» до перевода селектора «автомата» в парковочный режим.
Агрессивная езда
Активная манера передвижения, с утапливанием педали газа в пол, резкими стартами и торможениями также не идет на пользу автоматической трансмиссии. Очень вредны для АКП также дрифт и старт с двух педалей, когда в режиме D зажимают педали акселератора и тормоза, раскручивают двигатель, а затем бросают тормоз.
При этом урон, который наносят АКП «шумахеры», становится ощутимее, если отправляться с места в карьер на непрогретой машине. Некоторые модели автоматических коробок передач более чувствительны к нагрузкам в непрогретом состоянии, чем даже двигатели. Если серьезно нагружать «автомат» «на холодную», может выдавить сальники и даже уплотнения в гидроблоке.
Неосторожная езда
«Торопыги» нередко активируют трансмиссионные режимы Drive или Parking, не дав машине полностью остановиться. Такая практика чрезвычайно вредна для трансмиссии, поскольку растет нагрузка на узлы АКП. Если связь между селектором автомата и коробкой реализована не электронно, а с помощью тросового привода, при выборе режима P на не остановившейся до конца машине в результате трения элементов коробки может образоваться металлическая стружка, которая сократит срок службы «автомата».
По той же причине следует с большой осторожностью использовать прием раскачки для выезда, например, из занесенной снегом парковки или на бездорожье. Из режимов D и R следует выходить строго через полное торможение, обеспечивая паузу между переключениями.
Не следует также включать режим Drive во время езды на «нейтралке». Постоянная езда в такой манере может привести к поломке коробки. Наконец, при трогании на подъем не забывайте пользоваться «ручником». Движение назад в режиме Drive не продлевает ресурс фрикционов.
Экстремальные нагрузки
При продолжительной пробуксовке масло в трансмиссии может перегреться. Не исключено даже, что пригорят фрикционы, и «автомат» перейдет в аварийный режим. К тому же при таком раскладе растет расход масла и могут выйти из строя фрикционные диски, если система охлаждения коробки недостаточно эффективна.
Буксировать прицепы допустимой массы, как правило, не воспрещается, а вот буксировать или выдергивать другой автомобиль не следует, поскольку АКП будет находиться под экстремальными нагрузками.
Также не стоит запускать двигатель автомобилей с АКП с «толкача», предварительно разогнав автомобиль с селектором в положении N. Первичный вал в этот момент не вращается, насос еще не создал необходимое давление масла. Поэтому элементы трансмиссии могут пострадать.
Отказ от прогрева трансмиссии
Чтобы обеспечить оптимальный режим работы «автомата», коробку необходимо прогревать перед поездкой так же, как и мотор. Во-первых, следует дать двигателю поработать на холостых оборотах хотя бы пару минут. В сильные морозы можно простимулировать разогрев трансмиссионной смазки, переведя селектор трансмиссии в Drive или Reverse и удерживая ногу на тормозе.
Момент от мотора будет в результате поступать к гидротрансформатору, масло будет быстрее разогреваться и передавать тепло элементам трансмиссии. Первые 5−10 минут езды при этом не следует совершать резких ускорений, чтобы дать АКП выйти на рабочую температуру. Даже летом не следует начинать движение сразу после запуска двигателя. Необходимо прогреть мотор и трансмиссию хотя бы 2−3 минуты.
Уровень и состояние смазки необходимо проверять
Водителям следует регулярно проверять наличие утечек под автомобилем, а также оценивать состояние и уровень трансмиссионной жидкости, если такая опция предусмотрена конструкцией. Большинство модификаций трансмиссий имеют механический щуп, с помощью которого можно проверить не только уровень масла (он не должен быть ниже отметки «минимум»), но и оценить его цвет и консистенцию.
Также «трансмиссионка» не должна иметь сажевых и металлических вкраплений. Если же в масле просматриваются характерные светлые прожилки, это может указывать на его вспенивание. Кроме того, состояние рабочей жидкости в коробке передач можно установить по запаху — не должен ощущаться оттенок гари, сигнализирующий об имевшем место перегреве коробки, который мог вызвать износ ее элементов.
Как следует обслуживать «автомат»
Необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы определить оптимальный интервал замены трансмиссионной жидкости. Большинство автопроизводителей рекомендует полностью менять трансмиссионную жидкость каждые 60−90 тыс. км. Однако в тяжелых дорожных условиях эксплуатации следует делать это примерно вдвое чаще. Речь идет, в частности, о регулярной езде в морозы, по бездорожью и в городских пробках.
При этом менять масло нужно только на то, которое одобрено производителем именно для вашей модели и модификации (например, рекомендации по маслам и регламенту их замены для машин с «механикой» и «автоматом» различаются). В противном случае возможен быстрый выход трансмиссии из строя.
Почему менять масло в «автомате» следует на сервисе
Замена масла в АКП — процедура более сложная и дорогая, чем в случае с «механикой». Дело в том что из-за особенностей конструкции «автомата» слить весь объем «трансмиссионки» просто в гараже не получится — уйдет в лучшем случае половина смазки. Для полной же замены требуется специальное оборудование, которое фактически замещает старое масло свежим (так называемый аппаратный вариант замены).
Виды замены масла в трансмиссии
В зависимости от модели, возраста машины и особенностей ее эксплуатации специалисты рекомендуют проводить либо полную, либо частичную замену трансмиссионной жидкости. Менять масло полностью рекомендуется, пока автомобиль не прошел 100 тыс. км, и его ее история хорошо известна, то есть вы совершенно уверены, что лубрикант менялся строго регламенту.
В то же время, если вы купили подержанный автомобиль с пробегом за «сотню» тысяч километров и не уверены, менялось ли в нем хоть когда-то трансмиссионное масло, прибегать к полной, аппаратной замене, не рекомендуется. В противном случае велика вероятность, что свежее масло с активными моющими присадками вызовет отслоение осевших на стенках узла загустевшие фракции, и они забьют тонкие каналы гидроблока.
В этом случае эксперты рекомендуют либо частичную замену, когда старое масло удаляют из коробки «самотеком» и восполняют недостающий объем маслом с тем же характеристиками, либо предлагают вовсе отказаться от замены, поскольку вреда в итоге может быть больше, чем пользы.
Что будет, если не менять масло в «автомате»
Даже при аккуратной езде к 60 тыс. км в большинстве автоматических коробок передач будет наблюдаться ухудшение эксплуатационных свойств лубриканта, возрастать количество продуктов износа и снижаться моющая способность, провоцирующая отложения.
Дальнейшая деградация масла в «автоматах» может привести к подгоранию фрикционов и к увеличению объема абразива (попросту говоря, металлической стружки и сажи), который в итоге забьет гидроблок, что приведет к перебоям в поступлении масла к трущимся элементам АКП. Как следствие, возможны рывки и задержки при переключении передач и выход коробки передач из строя. Такая опасность угрожает, в основном, коробкам большими пробегами, в которых ни разу не обновляли масло.