НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Тест-драйв Lada Granta Sport — что может самая быстрая Lada

29 сентября 2023 14:41
В гамму моделей Lada вновь возвращается Granta Sport. И мы прокатились на ней не только по дорогам, но и по гоночному треку

Вот так встреча! Справа от меня — Владимир Шешенин, гонщик заводской команды Lada Sport Rosneft, выступающий в самом престижном классе TCR Russia в Чемпионате России по кольцевым гонкам, а я смотрю на красный светофор в ожидании старта. Стрелка тахометра чуть подергивается на холостых оборотах под бурчание выпускной системы… Будто я перенесся в февраль, на сложнешйюую трассу испытательного полигона в Сосновке, где с помощью Шешенина мне удалось выиграть «Кубок Журналистов». Но сейчас я пристегнут не к «ковшу» гоночной «Весты», а сижу в лифтбэке Lada Granta Sport на «Нижегородском кольце».

Пока для версии Sport доступно только два цвета (черный и белый), но в дальнейшем гамма будет расширена и более яркими оттенками

История доступной «зажигалки»

Приставка Sport у хэтчбека Lada Kalina появилась еще 15 лет назад — тогда они еще выпускались мелкими сериями в стенах ОПП (опытно-промышленного производства) «АвтоВАЗа», а основными отличиями были спортивные кресла, агрессивного дизайна бамперы, 16-клапанный 98-сильный двигатель 1.6 (некоторое время выпускались машины с моторами объемом 1,4 литра), «короткая» рулевая рейка и дисковые тормоза «по кругу».

Источник: Lada

Потом пришла Kalina Sport второго поколения, да не одна, а с седаном Granta Sport — двигатель форсировали уже до 118 л.с. (позже, из-за норм «Евро-5» отдача снизилась до 114 л.с.), появились «короткая» главная пара, заниженная подвеска, 16-дюймовые колеса и классно звучащий «выхлоп». Машины стали более массовыми и пользовались особой популярностью в любительских соревнованиях, потому что требовали минимум изменений — например, для зимних ралли-спринтов хватало только самоблокирующегося дифференциала в коробку передач и защиты снизу.

Но потом у «Гранты» случился рестайлинг, во время которого семейство лишилось «Спортов» — осталась только «подогретая» Granta Drive Active. У машины сохранились спортивные кресла и аэродинамический обвес, но вся техника была унифицирована с обычными «Грантами», включая 106-сильный 16-клапанный двигатель. Тогда все усилия отделение Lada Sport бросило на более статусный и мощный седан Vesta Sport.

Возвращение «Гранты» с приставкой Sport

Казалось, что мощные «Гранты» мы уже не увидим — в Тольятти вовсю занимались разработкой нового поколения на французской платформе, но ситуация изменилась, а в начале года на льду Байкала мы даже прокатились на прототипах Granta Sport в рамках рекордных заездов на фестивале «Байкальская миля».

Внутри Lada Granta Sport выделяется креслами с увеличенной боковой поддержкой (жаль, что стоят они по-прежнему высоко), «нулевой» меткой на руле и красной окантовкой шкал приборов
Источник: Lada

И вот в руке у меня ключ… без единой кнопки, который нужно вставить в замочную скважину дверной ручки и повернуть. Новая Lada Granta Sport сделана на основе комплектации Comfort, в которой нет дистанционного управления замками. Что ж, дилеры все равно поставят сигнализацию, а главное в этой машине — совсем другое.

Кто-то расстроится, что хэтчбеков Granta Sport нет и не будет (их и обычные уже не выпускают), потому что компактная и легкая машина лучше всего подходила для любительских соревнований. Но типов кузова все равно будет два — к седану добавился лифтбэк. Оформление у них одинаковое — низкие бамперы с красными вставками, трапециевидный патрубок выпускной системы и 16-дюймовые колеса. Причем на двухцветных дисках теперь не плохонькие китайские шины Comforser, которые раньше ставили на «Спорты», а покрышки Marshal MU12 размерности 195/50 R16. И это никакой не «ноу-нэйм», а компания, входящая в структуру корейской Kumho.

Как едет Lada Granta Sport

И за асфальт «Нижегородского кольца» они держатся крепко — настолько, что даже внутреннее разгруженное переднее колесо не буксует при интенсивных выходах из поворотов. Подвеска с амортизаторами Lada Sport (их производит по заказу компания Demfi) и укороченными пружинами стойко переносит атаки поребриков, и, по ощущениям, кренится Granta Sport чуть меньше предшественницы, но больше всего удивили тормоза, которые легко выдержали все заезды, хотя «топить» нам дали без каких-либо ограничений!

Подвеска версии Sport занижена на 20 мм, в результате дорожный просвет составляет 160 мм. Жесткость пружин по сравнению с обычными «Грантами» увеличена на 15%, амортизаторов — на 20%

Диаметр передних тормозных дисков увеличен с 260 до 284 мм, задние дисковые тормозные механизмы позаимствованы у более крупной и тяжелой «Весты». ABS получила особые калибровки, которые позволили улучшить эффективность замедления на 16%. «Вазовская» пятиступенчатая механика на этот раз осталась со стандартной главной парой с передаточным отношением 3,9 (раньше была более «короткая»).

На динамике это практически не сказалось, потому что двигатель с новыми распредвалами стал тяговитее в зоне средних оборотов, хотя максимальный крутящий момент чуть уменьшился (со 154 до 151 Нм), а пик мощности (118 л.с.) снизился до 5900 об/мин. Но для уверенных обгонов и быстрых маневров в потоке все равно нужно выкручивать мотор. И под басовитый звук выхлопа из нержавейки делать это особенно приятно.

Паспортный разгон до сотни теперь чуть хуже прежнего (10 секунд ровно вместо 9,5), но уложиться в него можно, если… набирать 99 км/ч, а не 100, потому что дальше на второй передаче упираешься в «отсечку» (она срабатывает на 6900 об/мин), а лишнее переключение отнимает драгоценное время. Впрочем, если не зацикливаться на цифрах, то динамика в целом осталась на прежнем уровне.

Главная претензия к мотору — все те же «экологические» задержки на нажатия электронной педали газа. Нужно приноровиться, чтобы избегать рывков в пробках и при быстрых переключениях, но «Грантоводы» со стажем знают — достаточно залить другую прошивку в «мозги» фирмы «Итэлма» и избавиться от этого.

Как и раньше, из-за крупных колес в рулевой рейке установлены ограничители, поэтому в городе нужно учитывать большой радиус разворота

А вот подвеска хороша не только на треке, но и на обычных дорогах — Granta Sport идет «плотно» даже по неровному асфальту, изобилующему волнами или заплатками. Разве что лифтбэк излишне подробно транслирует мелкие неровности в салон, хотя пружины и амортизаторы у обеих версий одинаковы. И дело точно не в 25 лишних килограммах, а в особенностях конструкции кузова.

Сколько стоит Lada Granta Sport

К тому же лифтбэк — на 40 тысяч рублей дороже, чем седан. Так что если не критичен размер багажника, то лучше сэкономить. Стартовая цена — 1 249 900 рублей. Сначала кажется, что прайс запредельный, но та же Granta Drive Active со стандартным 106-сильным двигателем, без усиленных тормозов и с иной подвеской стоит 1 148 900 рублей. Обычная же Granta с тем же 16-клапанным мотором обойдется минимум в 926 тысяч.

Лифтбэк Lada Granta Sport тяжелее седана на 25 кг – снаряженная масса составляет 1115 кг
Источник: Lada

Конечно, Granta Sport так и останется нишевой, мелкосерийной машиной, но именно она дает возможность молодой аудитории прикоснуться к миру автоспорта и трек-дней — это альтернатива давно «уставшему» парку подержанных «заряженных» хэтчбеков и отличная заготовка для дальнейших доработок, учитывая широкий выбор тюнинговых деталей для различных задач. И на текущий момент именно она получает звание самой быстрой серийной «Лады».

Гоночная Lada Granta S1600 – это «голый» кузов с каркасом безопасности, «ковшами» с пятиточечными ремнями безопасности и системой пожаротушения. А главное скрыто под капотом – высокооборотный двигатель объемом 1,6 литра, форсированный до 155 «лошадей» и 5-ступенчатая коробка передач со сближенными передаточными числами и дисковым дифференциалом повышенного трения. Шины – «полуслик» Yokohama A048, который используется в классе S1600 Российской серии кольцевых гонок (РСКГ). Машина доступна не только спортивным командам, но и частным клиентам

На этом отделение Lada Sport не остановится — на «Нижегородском кольце» нам показали еще и новый лифтбэк, подготовленный по регламенту гоночного класса S1600, а в следующем году ожидается серийная Lada Vesta Sport NG. Но и это не все — скоро будет представлена Lada Vesta Sportline, которая займет промежуточную ступеньку между «Спортом» и обычными «Вестами». И совсем скоро мы ее протестируем — следите за публикациями!