Главный российский автогигант постепенно набирает обороты после вынужденной спячки — в Тольятти уже идет производство «Весты» NG, куда его перенесли из Ижевска, причем и с восьми- и с шестнадцатиклапанными двигателями. Более мощный мотор снова устанавливают и на «Гранту». С серийной обновленной «Вестой» мы познакомимся уже совсем скоро, но еще раньше удалось прокатиться на прототипах будущих спортивных версий!
Granta с приставкой Sport
Lada Granta Sport уже выпускалась в Тольятти до обновления модели 2019 года — тогда ее заменили «подогретой» версией Drive Active, на которую устанавливались кресла с увеличенной боковой поддержкой и аэродинамический обвес, но 16-клапанный 106-сильный двигатель оставался без изменений. И, похоже, в отделении Lada Sport всерьез задумались вернуть в свое портфолио базовую «зажигалку»!
За рулем прототипа будущей «Гранты» с шильдиком Sport я оказался в необычных условиях — Lada привезла машины на фестиваль скорости «Байкальская миля». И в нашем распоряжении оказался не только слалом и короткая дистанция на 200 метров, но и вся ледяная прямая длиной 1642 метра. Отклонение от стандартной мили (1609 м) неслучайно — именно такая глубина у самого большого по площади пресноводного водоема Евразии.
Под капотом — все тот же 16-клапанный двигатель 1.6, который устанавливался на «Гранту Спорт» раньше. В зависимости от года выпуска и экологического класса он развивал 114−118 л.с. и, судя по ощущениям, прибавки мощности не произошло. Сзади — дисковые тормоза, в подвеске — укороченные пружины и более жесткие амортизаторы.
Жаль, что спортивные кресла стоят так же высоко, как и раньше, и опустить их никак нельзя — нет регулировки. А на низких оборотах Granta Sport не слишком резво реагирует на действия педалью газа. И характер, как у предшественницы — лифтбэк охотно уходит в занос на ледяном слаломе под сброс газа, но надежно контролируется. Системы стабилизации у серийной машины не будет (как не было ее и ранее).
Схожесть технических решений с прежней «Грантой Спорт» обнадеживает — как только в Тольятти разберутся с некоторыми новыми поставщиками, производство смогут наладить сравнительно быстро. Не исключено, что это произойдет даже до конца года. Но цена явно превысит миллион рублей.
А что же Lada Vesta Sport?
С «Вестой» ситуация сложнее. Да, уже стартовало производство обновленной модели, в которой поэтому с деталями интерьера и оборудованием проблемы решены, но Vesta Sport оснащается форсированным до 145 л.с. двигателем объемом 1,8 литра, который даже в стандартном варианте (мощностью 122 л.с.) пока не устанавливается на обновленные «Весты».
Причина — в коробке передач. Стандартная стандартная «ВАЗовская» пятиступенчатая механика не рассчитана на крутящий момент двигателя 1.8, поэтому на такие машины ставили агрегат JR5 компании Renault. И сейчас перед инженерами и менеджерами «Лады» стоит непростая задача, чем заменить этот компонент.
Разрабатывать новую коробку с нуля нерентабельно из-за слишком низкого объема продаж машин с двигателем 1.8, а у китайцев механика и вовсе не в почете, поэтому сходу заменить решение от Renault в «Ладе Спорт» не могут. К тому же, у «Весты Спорт» французскими были и передние тормоза, и ступицы колес со сверловкой 5*114,3. Так что ждать ее придется дольше, чем «Гранту Спорт».
А жаль, потому что едет Vesta SW Sport классно! Мотора хватает даже на «злых» гоночных колесах Pirelli с 4,5-миллиметровыми шипами — на таких же шинах мы гоняли в Тольятти на «Кубке Журналистов» 2023 года. А подвеска прекрасно работает на надолбах и волнах льда Байкала. Так что мы ждем возвращение спортивной «Весты».
Особенно — с кузовом универсал. Его планировали давно, но до производства Vesta SW Sport так и не добралась. Тем не менее, надежды есть, потому что именно такую машину заводская команда Lada Sport Rosneft выпустила на лед для установления рекорда скорости! Причем управляли ей по очереди новый победитель «Гонки Чемпионов» Владимир Шешенин и локомотив коллектива Кирилл Ладыгин.
Что еще за рекорды?
Фестиваль скорости «Байкальская миля» объединяет всех энтузиастов, желающих войти в историю и установить свой рекорд на ледяном прямике. Главная особенность — никаких ограничений! Любая техника, любые шины — полет фантазии не ограничен ничем.
Поэтому в очереди на старт можно встретить все что угодно — рядом с женщиной в розовом комбинезоне на моноколесе (!) стоит и свистит реактивным двигателем от самолета Як-40 сваренная из труб конструкция, следом рычит мощным V8 старый Mercedes-Benz, а за ним на ветру мерзнет байкер на спортивном мотоцикле MV Agusta.
Зрителям такое разнообразие нравится (обязательно посмотрите шикарные фотографии в галерее!), и они одинаково горячо приветствуют всех, кто возвращается с очередной попытки установления рекорда — не стали исключением и наши «Гранты». К слову, Кириллу Ладыгину удалось показать скорость 163,6 км/ч, причем машина была обута в обычные дорожные шипованные шины Michelin X-Ice North 4 — гоночные Pirelli оказались тяжелее, поэтому результат был хуже.
Думаете, это очень просто? Со стороны кажется, что да — просто разгоняешься по прямой. Но, во-первых, очень важен хороший старт без лишней пробуксовки и оптимальные моменты переключения, чтобы не провалиться по оборотам. Шешенин с Ладыгиным провели десятки заездов, выбирая давление в шинах и анализируя по телеметрии, до какой отметки нужно доводить стрелку тахометра.
А главный фактор — это ветер! Он тут может быть очень сильным, порывы доходили до 25 м/с, поэтому результаты в разные дни сильно различались. В своей лучшей попытке на «Гранте» я показал 158,2 км/ч, а накануне было всего 149. А если задувает еще и вбок, то вообще караул — на большой скорости машину натурально «слизывает» с ледяного покрытия, поэтому нужно постоянно корректировать траекторию рулем, но не крутить его на большие углы, иначе теряешь драгоценные километры в час!
К тому же, идеально ровное покрытие на Байкале сделать невозможно, местами попадаются волны и даже «трамплины», поэтому даже 150 км/ч требует хорошей концентрации и готовности быстро отловить внезапно возникший занос. А теперь представьте, что чувствовал тот самый байкер на MV Agusta, Михаил Любимов, который разогнался до 239 км/ч…
Победу в абсолюте одержал Аркадий Романчук на седане Toyota Mark II с мотором мощностью под 1000 л.с. — его 274,96 км/ч так и остались недосягаемыми. Следом расположился Артур Туманов на электромобиле Tesla Model S Plaid c весьма внушительными 258,44 км/ч. Неожиданно для многих четвертое место осталось за «Волгой»: Константин Маркин за рулем ГАЗ-31105 с турбированным двигателем разогнался до 187,55 км/ч.
Универсал Lada Vesta Sport SW не так и далеко, несмотря на более чем двукратную разницу в мощности: Владимир Шешенин за 1642 метра разогнал машину до 175,47 км/ч, установив тем самым рекорд в категории серийных машин с двигателем объемом до 2 литров. А 163,6 км/ч Кирилла Ладыгина оказались лучшими для заводских автомобилей с мотором до 1,6 литра. Побьют ли их в следующем году.