НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

15 апреля 2023 09:30
Большинство из этих автомобилей созданы в единичном экземпляре и увидеть их можно только в музее. Авто Mail.ru рассказывает об экспозиции Музея ЗИЛ

Завод ЗИЛ, известный всем завод имени Лихачева, получил это имя только в 1956 году. А создан он был в 1916 году, как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества». Устав товарищества был утвержден самим императором Николаем II. Революция и гражданская война сильно повлияли на темпы строительства завода, и до 1924 года здесь проводился ремонт автомобилей и выпускались двигатели для первых советских танков.

В 1924 году на заводе было организовано производство грузовиков АМО-Ф-15. В 1931 году, после первой реконструкции, заводу было присвоено имя И. В. Сталина — ЗИС. В 1933-м вместо грузовиков АМО-3 начали выпускать ЗИС-5, а через три года на заводе стали создавать легковые автомобили ЗИС-101.

Потом предприятие пережило вторую реконструкцию, а после окончания войны — третью. Началось массовое производство новых моделей грузовых автомобилей (ЗИС-150), городских и междугородних автобусов, а также легковых ЗИС-110.

На фото представлены:

  • «Трёхтонка» ЗИС-5. Годы выпуска: 1933−1958. ЗИС-5 стал дальнейшим шагом в развитии 2,5-тонной модели АМО-3. Было выпущено более 587 000 таких грузовиков.
  • Первый советский грузовик АМО-Ф-15. Годы выпуска: 1924−1931. Руль у автомобиля располагался справа. АМО-Ф-15 прошли несколько стадий модернизации. Всего было собрано 7268 машин.

ЗИС-110П — редчайший автомобиль. Это единственный сохранившийся лимузин ЗИС-110 с полным приводом. Автомобиль получил измененную раму, независимую переднюю подвеску на треугольных рычагах, 3-ступенчатую механическую коробку передач с увеличенными передаточными числами первой и второй ступеней, двигатель мощностью 162 л.с. Автомобиль развивал скорость 140 км/ч.

Автобусы «Юность» — настоящая легенда.

ЗИЛ-118 — ранняя «Юность». Большинство узлов и агрегатов в автомобиль перекочевали с правительственного лимузина ЗИЛ-111: схемы подвески, тормоза, рулевое управление, автоматическая коробка передач. Двигатель здесь — форсированный до 200 л.с. V8 от ЗИЛ-130.

ЗИЛ-3207 «Юность» оснащен V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Максимальная скорость автобуса 140 км/ч.

ЗИЛ-32071 выше обычной «Юности» на 20 сантиметров: для увеличения высоты потолка салона на стандартный железный кузов ставили крышу из композитных материалов.

Деревянная модель ЗИЛ-118К.

В 2010 году завод принял участие в тендере на создание парадных кабриолетов. Машины были сделаны на базе седана ЗИЛ-41041. Свет увидели всего четыре экземпляра таких кабриолетов.

Выпуск ЗИЛ‑111 начался в ноябре 1958 года. ЗИЛ‑111 стал первым в истории страны автомобилем с серийным двигателем V8, первым легковым ЗИЛом, который изготавливали штучно и первым советским автомобилем с кондиционером (его ставили на модификацию ЗИЛ‑111А).

ЗИЛ-41052 является бронированной версией модели 41047. Его двигатель оснащен рабочей и аварийной системами зажигания. Аккумулятор, бензонасос и электрические цепи продублированы.

Лимузин ЗИЛ-41047 обслуживал высшее партийное руководств, а в начале 1990-х использовался в кортеже Президента.

ЗИЛ-41041 имел укороченный кузов седан, созданный на основе лимузина. Агрегатная часть и двигатель у автомобилей были одинаковыми.

Поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490, предназначенный для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, был разработан в специальном конструкторском бюро Грачёва при заводе ЗИЛ. В комплекс «Синяя птица» входят три транспортных средства: «шнек» ЗИЛ-2906, грузовая платформа ЗИЛ-4906 с прозвищем «кран» (которая перевозит «шнек» по «обычному» бездорожью) и «салон» — ЗИЛ-49061 с пассажирским модулем. В музее представлена модифицированная версия ЗИЛ-49061 — пассажирский вездеход-амфибия ЗИЛ-49065.

Рядом вы увидите ЗИЛ-3906, также построенный в специальном конструкторском бюро Грачёва. Это опытный образец, изготовленный в единственном экземпляре. Двигатель у автомобиля располагается сзади.

Макет транспортного агрегата ЗИЛ-135Ш.

В годы существования завода музей АМО ЗИЛ располагался в историческом здании бывшей управы предприятия. Он занимал шесть залов, где были собраны автомобили, документы, фотографии, плакаты, станки, масштабные макеты и пр. Теперь легендарные автомобили ЗИЛ можно увидеть в рамках постоянной экспозиции в Музее ЗИЛ в Сокольниках и в рамках временных экспозиций различных выставок.

Музей ЗИЛ, кроме автомобилей, показывает макеты, рисунки и фотографии, предметы из цехов, а также кабинет, посвященный В. А. Грачёву.

Справочная информация: музей работает каждый день, кроме понедельника, вход бесплатный.