«Бу-бу-бу-бу-бу», — ворчат глушители шести рестайлинговых седанов Lada Vesta NG, припаркованных в сервисной зоне знаменитого полигона АВТОВАЗ в Сосновке, который в прошлом году получил имя Анатолия Акоева, бывшего начальника Управления дорожных испытаний и доводки автомобилей. Он был одним из инициаторов строительства этой трассы, которая со временем стала ареной очень зрелищных парных заездов. И едва успел замерзнуть лед после юбилейной «Гонки Чемпионов», которую впервые выиграл Владимир Шешенин, как я вернулся в Самарскую область. На этот раз, чтобы вновь побороться за «Кубок Журналистов»!
«Весты» — новые, техника — с сюрпризом!
Желто-черные «Весты» в цветах команды Lada Sport Rosneft — в обновленной, более стильной и динамичной ливрее — точно такой же, как у машин Lada Sport Rosneft в классах «Суперпродашкн» и «Туринг» в Российской Серии Кольцевых Гонок. Плюс рестайлинговая оптика, с которой Vesta смотрится «злее» и агрессивнее.
Внутри — все тот же частокол труб каркаса безопасности, сквозь который надо протиснуться, упасть в пластиковый «ковш», пристегнуться гоночными ремнями безопасности, воткнуть в гнездо на шлеме штекер раллийной «переговорки» и услышать сказанное штурманом: «Привет!»
Вроде бы все то же самое, как и в прошлом году, когда я впервые приехал на трассу в Сосновке. Справа сидит один из заводских пилотов команды Lada Sport Rosneft (машины, как и штурманы, постоянно меняются, чтобы нивелировать влияние техники на результат) — это новоиспеченный триумфатор Владимир Шешенин, восьмикратный победитель «Гонки Чемпионов» Кирилл Ладыгин, опытный Михаил Митяев, харизматичный Леонид Панфилов, молодой картингист Максим Туриев и… Владимир Мельников из «Авторевю», который в прошлом году выиграл «Кубок Журналистов», получил право стартовать со «взрослыми» ребятами и оказался в команде инструкторов.
И вроде бы моя задача на эту гонку упростилась — в отсутствие Мельникова больше всего я опасался Юрия Урюкова, который неоднократно был в Сосновке и регулярно выезжает погонять на зимние ралли. Но можно было ожидать сюрпризов и от других быстрых коллег: главреда «За Рулем» Максима Кадакова, автоблогера Михаила Кульдяева и Павла Карина, который был неизменным штурманом Мельникова во времена наших баталий в любительским ралли-спринтах и способен выдать хороший результат.
Было и еще одно важное «но»… Vesta технически почти не поменялась — форсированному «вазовскому» 16-клапаннику объемом 1,6 литра лишь поменяли программу управления, чтобы поднять крутящий момент в средней зоне. А так — все те же 2 тысячи холостых оборотов и 170 «лошадей» в пике, кулачковая 5-ступенчатая коробка с «коротким» отношением главной передачи 5,3 и дисковой блокировкой дифференциала, сравнительно мягкие амортизаторы и пружины (чтобы обеспечить лучший зацеп на льду), полное отсутствие электроники, включая ABS, и… узкие зимние шины Pirelli Sottozero, усеянные сотнями 4,5-миллиметровых шипов. Отделение Lada Sport в этом году доверило журналистам машины на настоящих гоночных колесах, и это — очень смелый шаг!
Газ, газ и еще раз газ!
Разумеется, на таких шинах до этого почти никто не ездил, поэтому сначала нас прокатили справа — как пролетели те 2,5 минуты с Михаилом Митяевым за рулем, я уже и не вспомню: Vesta везде мчит боком, стрелка тахометра не опускается ниже 4 тысяч оборотов, влево-вправо, вверх-вниз, финиш. Меняемся местами: с грехом пополам показываю время 2:42, попутно пытаясь поверить в совершенно сумасшедший «держак» на льду. Это в 7 секундах от Митяева и в 1,1 — от лидера среди журналистов, Юрия Урюкова. Что ж, можно побороться!
Дальше оставалось два квалификационных заезда, в которых я смог улучшиться уже до 2:36, но и Юрий ехал с тем же прогрессом: в итоговом протоколе нас разделило 0,876 секунды в его пользу. Расстройство! Что же я делаю не так? Следом — Михаил Кульдяев и Максим Кадаков, но с солидным отставанием в 2−5 секунд.
Весь вечер я прокручивал в голове трассу и анализировал свои действия. Узкая секция с заходом под мост — завтра попробую на третьей передаче. На выходе на длинный финишный отрезок просели обороты — нужно было коротко ударить по педали сцепления. А в затяжной первый поворот важно заносить как можно больше скорости — буквально зажмурив глаза и не думая о том, что мчишь на пятой передаче 120 км/ч по льду! И никаких касаний брустверов — машина замедляется, колеса тут же проваливаются в рыхлую «отработку» на внешней части, и ты теряешь драгоценные секунды.
Запомнить конфигурацию автодрома длиной 2,5 километра не так уж и сложно, но с каждым заездом меняются условия: тут срезали бруствер, там нарыли колею. К тому же, небольшое количество снега в этом году сделало трассу более широкой — а значит, и более скоростной! После квалификации все 16 участников разделили на 4 группы, поэтому у меня было еще минимум 3 заезда, в которых можно было поэкспериментировать.
Разочарование после квалификации наутро улетучилось — за руль я сел в приподнятом настроении и принялся методично устранять собственные «косяки». Если накануне мы пролетали линию начала хронометража ходом, то в параллельных заездах старт был уже с места, по сигналу светофора. И это — чуть ли не важнейшая часть гонок в Сосновке!
Идеальная картина выглядит так: поставить машину на линии, сместившись с колеи, довести обороты почти до 4 тысяч, приотпустить педаль сцепление почти до точки срабатывания, удерживая машину «ручником», и на зеленый сигнал плавно тронуться с места. Чуть резче бросишь — будет сильная пробуксовка, мало газа — наоборот, мотор «захлебнется». А соперник за это время может запросто уехать на 2−3 секунды!
Еще одна особенность, которую нужно буквально вдолбить себе в голову: газ должен быть нажат вообще всегда. Lada Vesta на «боевом» шипе и с дисковой блокировкой дифференциала едет совсем не по переднеприводным привычкам. Надо заправить машину в поворот и увеличить угол заноса — просто доворачиваешь руль внутрь, добавляешь газ, и задние колеса тут же уходят в скольжение! Главное — все делать максимально точно, контролируя и угол, и габариты. Vesta — машина длинная, поэтому может зацепить наружний бруствер. Даже на понимание этого уходит время, которого в гоночных условиях катастрофически мало. А воплотить это в реальность, когда у тебя есть меньше 3 минут, за которые нужно опередить соперника, — задача еще сложнее.
Драмы в плэй-офф
Групповая стадия прошла без сучка без задоринки, но результаты оказались очень плотными — восьмерка лучших уместилась всего в 3,3 секунды! Поэтому дальше пришлось максимально сконцентрироваться, чтобы не допускать ошибок. И это сработало — в четвертьфинале удалось показать время 2:41 против 2:45 у ближайшего конкурента, Максима Кадакова. Однако заезды на вылет без драм не обошлись!
Вот так сюрприз — Михаил Кульдяев в первом полуфинале вдруг смог в самом конце обойти Юрия Урюкова и выбил его из борьбы за победу. А во втором полуфинале я неудачно провел половину заезда с Павлом Кариным, мы мчались буквально бампер в бампер, как вдруг мою «Весту» накрывает… лавина снега! Ору Володе Мельникову, который сидел справа: «Врубай дворники!» А сам еду буквально по памяти, вслепую: «Так, где-то здесь должен быть выход из поворота, третья передача, газ».
Мчу дальше, но не вижу соперника, а на ближайшем посту маршал машет красным флагом. Остановка заезда! «Неужели застрял в бруствере?» — подумал я. Но оказалось, что Паша Карин слишком оптимистично вошел в первый поворот и с такой силой ударился в снежный вал, что… перевернулся на мою дорожку! И хорошо, что я уже успел проскочить на тот момент. Любопытно, что справа от Павла в этот момент сидел Леонид Панфилов, которого «покатал» на крыше в прошлом году Максим Вершинин. Надеюсь, это не станет традицией. Как это произошло, смотрите на видео внизу. И не переживайте, никто не пострадал.
Заездов за третье место не случилось из-за схода Павла Карина, так что «бронзу» автоматом получил Юрий Урюков. В финале борьба идет до двух побед, но оба раза мне удалось отлично стартовать и дальше спокойно увеличивать отрыв — в обеих гонках я финишировал на 6 секунд впереди Михаила Кульдяева. И да простит меня Володя Шешенин за радостные возгласы в «переговорку» после взмаха клетчатого флага — удалось, есть первое место!
Едва я успел выпрыгнуть из машины, как пришлось тут же садиться обратно. Впереди — суперфинал с победительницей женского зачета! Это новинка «Кубка Журналистов» 2023 года — среди 16 участников были и представительницы прекрасного пола. Одной из них стал Анна Левина — главный редактор «Авто Mail.ru». Своими впечатлениями она поделилась ниже, а победительницей ожидаемо стала Татьяна Елисеева, мастер спорта международного класса и чемпион России по ралли-кроссу. Как она попала в нашу «песочницу»? Выяснилось, что гонки она совмещает с ролью ведущего в проекте «Минтранс 2.0».
К счастью, к тому моменту я уже нащупал некоторые ключи и к трассе в Сосновке, и к управлению «Вестой» на «боевых» шипах, поэтому дважды смог опередить Татьяну, показав в самом последнем заезде время 2:39.250 против 2:43.854 у нее. Но далось это очень непросто — четыре гонки подряд требуют максимальной концентрации и изрядно выматывают нервы, под конец в некоторых местах нарыли колею, из которой Vesta буквально выпрыгивала при разгонах, а однажды мы едва не повторили подвиг Павла Карина в первом повороте, «завалив» туда, как говорится, «на рогах»…
Но все закончилось благополучно. Начав утром с времени 2:45, мне удалось выполнить собственную установку и справиться с нервами: прогресс был практически в каждом заезде. а итогом стал лучший результат всего соревнования — 2:39, что на 2 секунды хуже, чем в финале «Гонки Чемпионов» у Кирилла Ладыгина и Владимира Шешенина. Понятно, что напрямую эти времена сравнивать нельзя — состояние трассы постоянно меняется — но появилась определенная надежда на борьбу: возможно, что победителя «Кубка Журналистов» и в следующем году пригласят сразиться с быстрейшими гонщиками страны. И, конечно, хочется занять место не в самом хвосте!
Женский зачет
Бороться за первое место не стоит даже пытаться — так я подумала, когда увидела в списке соперников профессиональную автогонщицу Татьяну Елисееву. Но и быть последней я тоже не хотела. Оказаться на втором месте было непросто, учитывая, что автоспортивного опыта у меня ничтожно мало. И все же занять нужную ступеньку на подиуме мне удалось. Как же так вышло?
Конечно, очень помог штурман — в финальных заездах им стал Вова Мельников, который диктует повороты очень предсказуемо и четко. А еще — отсутствие страха перед ледяной трассой. Не знаю, как так получилось, но я не боюсь ни сносов, ни заносов. Зато есть две вещи, которые меня сильно тормозят на трассе. Первое — мне сложно запоминать конфигурацию и даже после трех проездов я все равно чувствую себя так, словно еду по трассе впервые. Второе — я не люблю рисковать и всегда еду с запасом. Но это, конечно же, лишь отговорки.
С самого начала я решила, что не буду гнаться за секундами, а просто буду получать удовольствие от возможности прокатиться на боевой «Весте» по такой классной трассе. А она действительно классная — с интересными поворотами и перепадами высот. Очень захватывающе!
Вообще я очень завидую тем, кто занимается автоспортом профессионально. Эта атмосфера, волнение, звуки и запахи затягивают с головой. Даже те неудобства, которые приходится испытывать во время гонки, не способны перечеркнуть кайф от хорошего проезда. А неудобств и правда много, главные из которых — это холод и вездесущий запах бензина, избавиться от которого можно только дважды постирав всю одежду. А чтобы забраться в спортивную машину, надо ведь еще суметь извернуться, чтобы не удариться головой о дуги каркаса. Непросто, одним словом, приходится гонщикам. Но оно того совершенно точно стоит! Стоит ради азарта, какой-то совершенно особенной романтики и, если повезет, победы.