Итак, в случае падения сосулек, сугробов и даже деревьев на машину ответственность за происшествие несет управляющая компания.
Во всех подобных случаях компания без суда не может выплатить ни копейки. Поскольку деньги — это бюджет. А такой статьи расходов, как возмещение ущерба автовладельцам за повреждения машин, там просто не предусмотрено.
Но в последнее время управляющие компании превзошли свои возможности. Они просто начали громить машины, стоящие под карнизами, да и под деревьями тоже. И этому есть доказательства. Так, по данным компании «АльфаСтрахование», на 32% увеличилось по сравнению с 2021 годом количество заявленных страховых случаев по каско, связанных с падением предметов на автомобили в 2022 году.
Можно, конечно, предположить, что количество страховых случаев резко выросло в связи с резким ростом застрахованных автомобилей. Но — нет. По данным той же страховой компании, в 2021 году количество заявленных страховых случаев, связанных с падением предметов на автомобили, составило 0,5% от количества договоров по каско. А в 2022 году — уже 0,7%. Так что рост налицо.
Впрочем, и по решению судов «Жилищники» возмещали повреждения неохотно. И боролись до последнего, чтобы ничего не заплатить. И тут один из пострадавших дошел до Верховного суда. Определение которого (N 16-КГ22−27-К4 от 15.11.2022), по сути, можно считать переворотом в сложившейся практике. «Российская газета» уже писала об этом деле. Но адвокаты нашли новый неожиданный поворот.
Напомним, некто Честнов ехал по дворовой территории в Волгограде. И на его автомобиль упал камень с карниза. Районный суд удовлетворил его требования частично. А все остальные суды указали, что раз он не состоит в договорных отношениях с «Жилищником», то и права его не нарушены. Но Верховный суд решил, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества и безопасности многоквартирного дома для жизни и здоровья граждан, в том числе и не проживающих в нем.
Кроме того, ВС указал, что согласно закону о защите прав потребителей право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Как пояснил «РГ» адвокат Илья Афанасьев, теперь согласно этому определению ВС любой заезжающий или идущий пешком имеет право требовать не только компенсацию ущерба, но и потребительский штраф с управляющей компании. Поскольку, заходя на любую территорию, он становится потребителем услуг этой компании. Но, конечно, в случае неисполнения в добровольном порядке претензий. А как мы уже поясняли, исполнить в добровольном порядке претензию «Жилищник» не может.
— Больше двух лет бьюсь в наших судах с нашими судьями, пытаясь доказать им, что любой человек, получивший сосулькой по голове или деревом по машине, является потребителем услуг управляющей компании, обслуживающей территорию, — поясняет Илья Афанасьев. — Мне удавалось взыскать потребительский штраф в нескольких случаях. В одном человек арендовал помещение на обслуживаемой территории, в двух других люди были прописаны на территории обслуживания. Но благодаря этому определению любой человек, пострадавший от упавших с крыш сосулек, кирпичей или деревьев во дворе, сможет воспользоваться нормами, предусмотренными в законе о защите прав потребителя.
То есть обязать компанию не только возместить ущерб, но и заплатить потребительский штраф. Однако у управляющих компаний есть возможность снизить свои расходы на возмещение ущерба. Достаточно застраховать свою ответственность. Тогда такие случаи будут оплачивать страховщики, бюджет компаний не будет терять большие деньги, споры перейдут в другой ранг и потребительский штраф не придется оплачивать.
Давно уже пора обязать управляющие компании страховать ответственность в обязательном порядке. Потребитель получал бы деньги скорее. Но уже без штрафа. Но сейчас с управляющих компаний можно получить и штраф. Это можно считать моральной компенсацией за их некачественную работу.
Владимир Баршев