Опытные водители хорошо знают, за что можно лишиться прав. В основном это, конечно, алкоголь или наркотики, выезд на встречную полосу, игнорирование требований шлагбаума или светофора на железнодорожном переезде.
Есть и менее «популярные» нарушения:
- Значительное превышение скорости,
- Оставление места дорожно-транспортного происшествия,
- Использование нештатной светотехники спереди транспортного средства.
В ряде случаев без прав можно остаться за аналогичное повторное нарушение, например, за проезд на запрещающий сигнал светофора.
Между тем, не все в курсе, что у главного водительского документа есть и другие угрозы. Уже несколько лет работает статья 67.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», по которой право на управление транспортным средством как один из видов специального права могут ограничить по решению суда или судебного пристава-исполнителя.
В «группу риска» попали систематические должники по алиментам. Там же водители, имеющие задолженности по штрафам за нарушение Правил дорожного движения, неудовлетворенные иски по возмещению вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и морального вреда вследствие преступления (в том числе совершения ДТП), а также «требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей» (например, требования о передаче и отобрании ребенка, вынесенного по результатам бракоразводного процесса).
Проигнорировав приостановление прав, можно их лишиться на год
Приостановление права управления транспортным средством — это не лишение его в привычном понимании. Оно имеет совершенно другую, как выражаются юристы-теоретики, правовую природу и, следовательно, механизм реализации.
Во-первых, приостановить право, в отличие от его лишения, может не только суд, но и судебный пристав-исполнитель. Основания для этого — вынесенный в установленном порядке исполнительный документ и истечение срока на его добровольное исполнение. Оформляется такое решение отдельным постановлением, о котором извещается сам должник, взыскатель и Госавтоинспекция.
Во-вторых, приостановление права управления не влечет необходимости сдать водительское удостоверение в Госавтоинспекцию или письменно уведомить об утрате документа, как того требует закон для начала отсчета срока лишения.
В-третьих, срок ограничения не устанавливается заранее, а определяется лишь моментом погашения задолженности.
В-четвертых, для прекращения приостановления не надо сдавать экзамен на знание ПДД, как это требуется по окончании срока лишения, и проходить внеочередную медкомиссию, если причиной было управление машиной в состоянии опьянения. По закону приостановление должно быть прекращено тем же судебным приставом-исполнителем в течение дня после погашения задолженности.
В-пятых, закон более лоялен с точки зрения перечня должников, к которым эта мера не может быть применена. Здесь не только те, кому машина нужна в связи с инвалидностью, но и пользующиеся ей как источником получения средств к существованию, а также проживающие в районах с затрудненной транспортной доступностью.
Несмотря на кажущуюся неубедительность постановления пристава о приостановлении права управления, проигнорировать его просто так не получится. Как мы уже знаем, дорожная полиция в курсе факта его вынесения, а значит, велик риск быть изобличенным.
Заболевший эпилепсией или перенесший инфаркт может быть отлучен от руля
Еще одна угроза правам даже вполне законопослушного водителя — проблемы со здоровьем, обнаружившиеся после получения водительского удостоверения. В первую очередь — пагубные зависимости, влекущие постановку на учет у нарколога, а также проблемы по линии психиатрии. Впрочем, иногда «всплывают» и другие заболевания, с которыми нельзя садиться за руль. Все-таки, за 10 лет, на которые выдаются права, с человеком может произойти многое.
Однако прямой нормы, устанавливающей порядок выявления таких водителей и изъятия у них удостоверений при появлении медицинских противопоказаний, в законодательстве нет. Недостающий законопроект, который предусматривает возможность обмена информацией между медиками и полицией и приостановление действия прав при выявлении проблем со здоровьем, прошел первое чтение в Госдуме и имеет все шансы на принятие в ближайшее время.
Пока же действует обходной механизм, придуманный прокуратурой. Суть его в том, что надзорное ведомство «шерстит» наркологические и психиатрические банки данных и сопоставляет информацию с перечнем лиц, которым выданы водительские удостоверения. В случае совпадения готовится соответствующее представление в суд, на основании которого действие права должно быть прекращено. Причем случаи это отнюдь не единичные.
Разумеется, о принятом решении информируют. Вернуть права можно только после того, как водитель докажет, что проблемы решены. Для этого придется пройти медкомиссию, а полученное заключение отнести в Госавтоинспекцию. Если водитель сядет за руль до этого момента, то будет приравнен к тем, кто не имеет права управления. Таковым грозит от 5 до 15 тысяч рублей штрафа и задержание машины на штрафстоянке.