Многие автомобильные энтузиасты наверняка помнят немецкий Trabant, кузов которого был изготовлен из дуропласта, или американский суперкар Chevrolet Corvette, который удивляет внешними кузовными панелями из стеклопластика. То были серийные машины, на протяжении многих лет расходившиеся серьезными тиражами, однако в качестве эксперимента автопроизводители нередко прибегали к использованию еще более необычных материалов не только в поисках способов упрощения производства или улучшения технических характеристик, но и просто из любопытства.
Многие из этих машин, несмотря на статус прототипа, представляли собой не просто макеты, а способные самостоятельно передвигаться автомобили от именитых брендов. Впрочем, история помнит немало интересных проектов, построенных силами народных умельцев или небольших мастерских, не имеющих к крупным автомобильным компаниям никакого отношения. Но сегодня речь пойдет не о них, а об экспериментах, которые проводили гранды автоиндустрии.
Древесина
На заре автомобилестроения производители вплоть до небольших кузовных ателье часто использовали древесину для изготовления элементов салона, кузова и колес. Со временем ее стали применять все реже (разве что после Второй мировой более дешевая древесина ненадолго вернулась в строй из-за временного дефицита стали и прочих металлов), после чего она осталась прерогативой интерьеров дорогих автомобилей.
Но британская компания Morgan, известная своей трогательной заботой о фирменных конструктивных решениях, которые берут начало в далеких 1930-х годах, выпускала автомобили с деревянными каркасами вплоть до 2020 года, пока на смену архитектуре довоенного образца не пришла новая алюминиевая платформа CX-Generation. Остатки классического деревянного каркаса на новых моделях британского бренда можно найти только вокруг кокпита, где он уже не несет никаких серьезных нагрузок. И все-таки еще каких-то пару лет назад Morgan выпускал, по сути, довоенные (хоть и по крупицам модернизированные) спорткары с широким использованием древесины в конструкции.
Стекло
Однако если древесина в автомобилестроении раньше считалась нормой, обретя статус экзотики лишь спустя время, то, например, у плексигласа (органическое стекло) никаких шансов обрести популярность среди производителей не было никогда — ни в 1939 году, когда компания Pontiac показала необычную модель Deluxe Six с прозрачным кузовом, ни сейчас.
Впрочем, планов выпускать такие машины серийно даже небольшими партиями у фирмы не было: на постройку машины для выставок Pontiac потратил невообразимые по тем временам 25 тысяч долларов. Для сравнения, цены на стандартный Pontiac Deluxe Six в 1939-м начинались с отметки 815 долларов.
Соевый пластик
А как вам пластик, изготовленный из соевых волокон с добавлением пшеницы, льна, крапивы и конопли? Машина с кузовом из такого необычного материала казалась чем-то невообразимым и в 1941 году, и еще много лет спустя.
Все верно, прототип автомобиля с необычным «соевым» кузовом компания Ford представила более 80 лет назад! Машина получилась очень легкой, однако Вторая мировая война вынудила фордовцев бросить силы на разработку и выпуск военной техники, поэтому о работах над перспективным проектом пришлось забыть.
С тех пор серийные автомобили уже успели примерить кузовные панели из алюминия, стеклопластика и углепластика — в наше время, по мере все более широкого применения этих материалов в автомобилестроении, подобными вкраплениями уже никого не удивишь.
Медь
А вот представленный чуть больше десяти лет назад концепт-кар Peugeot Onyx, ставший своего рода идейным наследником прототипа Peugeot Oxia с легким кузовом, созданным из углеволокна и кевлара на алюминиевой раме, щеголял наружными панелями дверей и крыльев из листовой меди! При этом окна и панель крыши у «Оникса» были из оргстекла, остальные кузовные детали — из углеволокна.
Как результат, собранный всего из двенадцати деталей несущий кузов у французского концепт-кара весил всего лишь 100 кг. Хотя планов выпускать такие машины на продажу у Peugeot, конечно, не было. К тому же медь имеет свойство окисляться на воздухе, из-за чего она довольно быстро темнеет. Вот и Onyx после пары публичных показов отправили в музей, где он вскоре потерял товарный вид.
Фарфор
Еще один материал, который нечасто можно встретить на кузове автомобиля — это фарфор. Именно он был выбран при создании уникального гиперкара Bugatti Veyron Grand Sport L'Or Blanc. В отличие от Peugeot Onyx, этот Bugatti стоимостью 1,65 млн евро был допущен на дороги общего пользования, однако создатели гиперкара все-таки немного слукавили.
Дело в том, что из настоящего фарфора, созданного силами специалистов знаменитой Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, были изготовлены лишь отдельные детали вроде логотипов марки на кузове, акцентов по центру каждого из колес и на лючке бензобака, а также несколько элементов отделки в интерьере. Хотя красивая перламутровая окраска кузова действительно может сбить с толку — из-за особого состава краски поначалу кажется, что из фарфора сделана вся машина.
Конструктор Lego
Но дальше — больше! В 2022 году компания Lamborghini показала полноразмерную копию гибридного суперкара Sian, построенную из деталей конструктора Lego. Для сборки автомобиля потребовалось аж 400 тысяч пластмассовых деталей, а также компоненты от исходного суперкара вроде светодиодной оптики и колес. За год до этого, кстати, похожий проект представила компания Toyota, построившая из конструктора копию модели GR Supra.
При этом игрушечный Lamborghini Sian получился очень тяжелым — его масса достигла 2,2 тонны. Для сравнения, настоящий Sian весит 1,6 тонны. Зато машина из Lego, согласитесь, куда практичнее — если что, последствия небольшого ДТП в ходе косметического ремонта можно будет устранить самостоятельно.
Ткань
А вот машина, скажем, из ткани наверняка окажется куда более хрупкой. Впрочем, команду дизайнеров компании BMW во главе с Крисом Бэнглом это не напугало. На создание концепт-кара BMW GINA, который был представлен в 2008 году, у компании ушло несколько лет.
И результат того стоил — автомобиль был обит специальной эластичной водонепроницаемой тканью, натянутой на легкий металлический каркас, благодаря которому «кузов» концепт-кара мог менять форму в зависимости от выбора режима: в спортивном пресете преображались бамперы, капот, боковины и увеличивался в размерах спойлер на корме. А открывающиеся наверх двери в верхнем положении слегка сжимались, облегчая доступ в салон. Впечатляет!
Картон
Японские автопроизводители в последнее время тоже зачастили с подобными экспериментами. В 2015 году Lexus представил картонный седан IS, построенный специалистами компании Lasercut Works и Scales and Models — причем из картона был не только кузов, но и салон! Для изготовления полноразмерной картонной машины потребовалось 1700 листов картона толщиной 10 мм, которые были нарезаны на лазерном станке, на основе 3D-модели IS.
Все нарезанные детали были склеены вручную и установлены на небольшую металлическую тележку с электромотором, который способен разогнать картонную конструкцию до 30 км/ч. Впрочем, тяга от него передается не на картонные колеса, а на маленькие спрятанные под машиной опорные ролики, которые не могут даже поворачивать.
Бумага
И, наконец, бумага — из нее компания Nissan совместно с британским художником и, по совместительству, специалистом по оригами Оуэном Гильдерсливом построила копию кроссовера Juke по случаю пятилетия модели. На создание бумажной машины ушло более двухсот часов работ и двух тысяч листов бумаги, которые были наклеены на полноразмерный каркас — благодаря ему при постройке удалось сохранить пропорции и габариты машины.
Даже оптика и колеса были изготовлены из бумаги, поэтому передвигаться по дорогам общего пользования такой Nissan Juke, увы, не способен. Но красота все-таки требует жертв! Надо признать, что подарок к юбилею модели получился эффектным — и тем более показательно то, что с этим соглашаются даже ярые противники самобытного дизайна этого компактного кроссовера.