Из-под капота слышатся посторонние звуки, свист или гул, который сопровождается вибрациями и тряской двигателя. Можно ли считать это поломкой?
Пропуски зажигания
Вибрации двигателя возникают из-за проблем с зажиганием. Причиной тому могут быть старые свечи или катушки зажигания, которые плохо работают в первые секунды холодного пуска.
Иногда в двигателе появляются даже пропуски вспышек в одном из цилиндров и возникает разбалансировка мотора, которая приводит к тряске. Водители говорят, что мотор «троит», то есть работает на трех цилиндрах.
По мере прогрева эффект может исчезать, но на приборной панели зажигается желтый значок Check Engine. В этом случае потребуется провести диагностику и по возможности заменить свечи или катушки.
Помимо этого, пропуски зажигания могут возникать из-за разгерметизации системы впуска и подсоса лишнего воздуха.
Изношенный клапанный механизм
Главный источник посторонних звуков — это ременные приводы и их натяжители. Большинство натяжителей лишены запорного клапана, из-за чего после остановки мотора масло стекает из него в течение нескольких часов и остается в картере.
В холода масло загустевает и в первые секунды после старта мотора плохо прокачивается по системе смазки, отчего возникают перебои в работе фазовращателей, кулачков, коромысел, как и во всем клапанном механизме.
Дает о себе знать естественный износ трущихся элементов, их люфты и образовавшиеся зазоры, что вызывает сильный шум, стуки, пока масло вновь не заполнит систему и не позволит деталям механизма «всплыть» на масляной пленке.
Чтобы компенсировать зазоры в механизме ГРМ, используют гидрокомпенсаторы, которые регулируют зазор между кулачком и клапаном по мере прогревания мотора и его заполнение маслом.
У всех машин разные конструкции компенсаторов, поэтому стрекотание холодного мотора на некоторых не считается неисправностью, а на других свидетельствует о повреждениях гидрокомпенсаторов. Поэтому в зависимости от модели не будет лишним проконсультироваться со специалистами.
Металлическое лязгание
А вот металлическое лязгание на машинах с цепным приводом ГРМ является предвестником возможных проблем. Натяжитель цепи, оставшись без масла, ослабевает, цепь провисает и в первые секунды после холодного пуска дребезжит и вибрирует, ударяя звеньями по звездочке.
В этот момент может произойти наскакивание цепи на зуб и даже его проскакивание, что приводит к сбоям в работе газораспределительного механизма.
Вследствие перескока цепи могут быть повреждены клапаны двигателя. Поэтому при первых признаках лязгания цепи при холодном пуске необходимо проверить ее состояние и механизм натяжения.
Возможно, цепь вытянулась под нагрузками и вышла из системы допусков. В этом случае ее меняют вместе с натяжителями и роликами.
Свист спереди мотора
Если из-под капота доносится равномерный свист, то причиной тому может быть подшипник одного из роликов привода ГРМ. Между его обоймой и стальными металлическими шариками образуется люфт, который и вызывает перекос детали с последующим механическим трением.
Интенсивность писка или равномерного гудения меняется по мере прогревания мотора. Это тоже тревожный признак, потому как из-за поломавшегося натяжителя ремень может плохо прилегать к звездочке и возможен его проскок, что чревато поломкой клапанного механизма.
Гудение сбоку
Посторонние звуки могут появляться и из-за неправильной работы ременной передачи генератора или гидроусилителя. Там разбиваются подшипники насосов, которые при увеличении нагрузки могут гудеть.
Ремень ГУР часто издает неприятные звуки при резком повороте руля. Давление масла в рулевом механизме нарастает, и насос предупреждает водителя о неисправности одного из подшипников.
В общем, если в холода мотор начинает «жаловаться» водителю заметным визгом, гулом и лязганием, то тянуть с визитом в мастерскую не стоит. Лучше проверить ременные или цепные приводы и предотвратить возможную поломку мотора.