Автоматические трансмиссии отличаются от механических большой сложностью и недолговечностью. Однако среди «автоматов» тоже есть большие различия. Некоторые из них могут проходить полмиллиона километров без серьезных поломок, а другие сдаются уже после 80 тысяч пробега. Журнал «За рулем» назвал самые проблемные трансмиссии, а также автомобили, на которые они ставились.
AL4 (DP0)
Одна из самых проблемных трансмиссий на вторичном рынке — AL4 (DP0), которая шла на Renault Logan, Duster, Sandero, Fluence, Kangoo, а также на компактных моделях Citroen и Peugeot.
Если автоматическая трансмиссия эксплуатировалась в щадящем режиме, не переживала ударных нагрузок во время буксования, не эксплуатировалась в городских пробках и не участвовала в уличных гонках, то проездить она должна около 200 тысяч километров без вмешательства мастеров. А вот после 200 000 км придется заменить фрикционы, рабочую жидкость и прочие расходные материалы.
Но в России не принято щадить автомобили, кроме того, они служат в гораздо более тяжелых климатических условиях, чем в Европе. Поэтому у французских «автоматов» уже к 80 тысячам разрушался главный соленоид вследствие сильных перегревов и втулки валов.
Эти коробки использовались до 2013 года, после чего были модернизированы, и часть проблем исчезла. Однако все недостатки не были побеждены, потому как конструкция трансмиссии осталась неизменной.
GM6T30
Недолговечна и американская трансмиссия GM6T30, разработанная General Motors для компактных переднеприводных легковых машин. Она рассчитана на небольшой крутящий момент до 200 Нм и не справлялась с сильными пиковыми нагрузками. У коробок GM6T30 вследствие перегрева выходили из строя фрикционы, ломались гидротрансформаторы.
Им были свойственны повышенные вибрации, быстрый износ втулок, разрушение волнистой пружины (шайбы) и утечки масла. Первые проблемы нередко начинались уже к 40−60 тысячам пробега.
В 2014 году коробка прошла модернизацию и стала надежней, однако склонность к перегреву все-таки победить не удалось. «Автоматы» GM6T30 шли на Chevrolet Cruze, Aveo, Cobalt, Orlando; Opel Astra, Mokka, Zafira, Insignia.
Aisin Warner TF-80SC
Японские коробки считаются надежными, но и среди них есть исключения. «Автомат» Aisin Warner TF-80SC разрабатывался для марок Volvo, Opel, но потом поставлялся на Fiat, Saab и Cadillac. Компактный агрегат выпускался с 2001 по 2018 год и прошел три модернизации.
Коробка считалась необслуживаемой и не имела технологических возможностей по смене масла и фильтра, для чего требуется вскрывать корпус коробки. Поэтому при первых признаках загрязнения возникали трудности с ремонтом и выходил из строя дорогой алюминиевый гидроблок.
Jatco JR507E
Старый 5-ступенчатый японский «автомат» Jatco JR507E шел на Nissan Pathfinder и Patrol выпуска до 2016 года, а до 2010 года его устанавливали на модели марки Infiniti. Затем коробка продавалась для марок Hyundai и Kia под обозначениями JR507A и RE5R05A, A5SR1 и в модифицированном виде — A5SR2.
Ресурс коробки обозначен в 350 тысяч км пробега, но только при движении по ровным асфальтовым дорогам. К сожалению, российские водители на японских и корейских «внедорожниках» пытались заезжать на размокшие грунтовые дороги, часто буксовали и «убивали» коробку. Из-за перегревов отказывали блоки управления и появлялись подтеки масла.
ZF 6HP26/28
Трансмиссии немецкой фирмы ZF пользуются небезосновательным уважением среди автомобилистов, однако при неправильной эксплуатации в России ломаются и они. Коробка ZF 6HP26/28 выпускалась до 2014 года и шла на BMW 3-й и 5-й серии, а также на кроссоверы X3, Х5, Х6. Затем ее стал закупать бренд Audi для моделей A4 и Q5. При аккуратной эксплуатации коробка может прослужить до 300 тысяч км, иногда даже до 500 тысяч.
Однако владельцы BMW и Audi не всегда щадили свои машины. Поэтому на вторичном рынке у многих подержанных кроссоверов встречаются изношенные фрикционы блокировки гидротрансформатора. Эти узлы разбивались при резких светофорных стартах. Стружка попадала в масло и портила соленоиды, масляный насос, а также втулки, пластиковые и резиновые детали.
Поэтому если первый владелец не менял масло в трансмиссии и любил полихачить, то «автомат» на его машине пребывает не в лучшем состоянии.
Владимир Гаврилов