НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Какие автомобильные бренды ушли из России

11 ноября 2022 17:23
Приводим полный список компаний, объявивших об уходе с российского рынка и остановивших свою деятельность на нем по состоянию на 11 ноября 2022 года

Не проходит и недели, чтобы какой-нибудь автопроизводитель не заявил о планах покинуть наш рынок или приостановить на нем свою деятельность, будь то производство, импорт либо продажа машин. Некоторые после ухода объявляют о возвращении, а кто-то просто «затаился» и продолжает работать «по ситуации», не выдавая лишнего о себе в информационное поле. Мы собрали воедино всю актуальную информацию о текущем положении дел у зарубежных автопроизводителей в нашей стране.

Audi

Ингольштадтский премиум-бренд объявил о приостановке своей деятельности в России еще в конце февраля. Входящая в состав концерна Volkswagen немецкая марка временно прекратила отгрузку новых автомобилей местным дилерам. В автосалоны попали только машины, успевшие преодолеть таможню до решения о постановке на паузу. Какие-то из них могут все еще ожидать своего покупателя в шоу-румах.

BMW

О прекращении поставок новых автомобилей в Россию и остановке сборочного производства машин на калининградском «Автоторе» баварцы заявили 1 марта. Действие компании, стремящейся сохранить свой бизнес в нашей стране, как и других автопроизводителей премиум-класса, ограничивают запреты США и Евросоюза на ввоз новых автомобилей стоимостью свыше 50 000 евро. По нынешнему курсу это немногим более 3,1 млн рублей.

Ferrari

Производитель суперкаров из Маранелло еще весной дал понять, что будет соблюдать все правила и санкции, которым последовали другие автомобильные компании. Итальянцы заявили, что приостановят выпуск своих моделей для России до дальнейшего уведомления. Впрочем продажи суперкаров этой марки не так велики, чтобы рынок на фоне общего падения остро ощутил нехватку новых Ferrari. В России на волне роста спроса на машины из Маранелло на 83% в 2021 году компания реализовала 53 авто.

Ford

В рамках реструктуризации бизнеса Ford постепенно «начал уходить» из России еще в 2019 году, остановив производство и продажу легковых моделей в нашей стране, но продолжив выпуск микроавтобусов, грузовичков и фургонов Transit. Теперь же компания объявила об окончательном расставании с нашей страной, пожелав продать свою долю, составляющую 49%, в предприятии «Соллерс Форд», остановившем работу в марте этого года. Фирма сохранила за собой право выкупить долю обратно в течение 5 лет.

General Motors

Вместе с «голубым овалом» окончательно уйти из России в этом году решил и американский концерн General Motors, который был представлен на нашем рынке несколькими моделями брендов Chevrolet и Cadillac. Еще в апреле фирма разослала дилерам письма с информацией о прекращении поставок новых автомобилей и запчастей. Также стало известно об увольнении сотрудников российского офиса.

Hyundai/Kia

Официально Hyundai и Kia продолжают работу в России. Их дилерские центры по всей стране предлагают клиентам оставшиеся в наличии седаны, хэтчбеки, кроссоверы, внедорожники и минивэны. Однако, локального производства в России у корейцев фактически уже нет. С апреля наблюдаются проблемы со сборкой машин на «Автоторе» в Калининграде. А в прошлом месяце стало известно, что на простаивающем с марта заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, где собирались Solaris, Creta, а также родственные Kia Rio и Rio X, началась консервация, перед которой с предприятия вывезли все новые авто, включая не до конца собранные. После появления слухов о желании Hyundai Motor продать завод, на средства компании был наложен арест.

Infiniti

В первых числах ноября марка Infiniti трогательно попрощалась со своими клиентами на странице во «ВКонтакте». Сказав всем остающимся «сайонара», что по-японски означает «до свидания», российский офис компании уточнил, что Infiniti продолжит оказывать сервисную поддержку проданных автомобилей в рамках условий гарантии. Также фирма заявила о готовности ответить на все вопросы по официальным каналам.

Jaguar Land Rover

О прекращении поставок новых автомобилей Jaguar и Land Rover с 1 марта 2022 года, а также об остановке коммерческой деятельности в нашей стране британцы заявили одними из первых. Пообещав сохранить местное представительство и держать руку на пульсе, фирма сократила большую часть сотрудников, оставив лишь небольшую часть персонала. С тех пор новостей от российского офиса не поступало.

Lamborghini

Ближайший конкурент Ferrari — компания Lamborghini — может похвастать в разы лучшими продажами своих суперкаров и кроссоверов Urus в нашей стране. За 2021 год их было реализовано больше 170 штук. Однако фирма пошла тем же путем, объявив в марте об остановке производстве автомобилей для России до особого распоряжения.

Lexus

Премиальная «дочка» компании Toyota не имела в России своего производства. Но в нынешней сложной рыночной ситуации без поставок новых автомобилей из-за границы Lexus также сфокусировался на послепродажном обслуживании клиентов, ранее купивших у него свои автомобили.

Mazda

Одним из последних о пересмотре масштабов своей деятельности в России объявила Mazda. На днях японцы решили отказаться от выпуска автомобилей в нашей стране и продать «Соллерсу» свою долю в совместном с ним предприятии Mazda Sollers Manufacturing Rus. Российская компания получит полный контроль над предприятием во Владивостоке за символическую цену в 1 евро. При этом фирма опровергла появившиеся в ряде СМИ сообщения о прекращении деятельности в стране. Несмотря на продажу завода московский офис «Мазды» продолжает работу.

Mercedes-Benz

Первые «звоночки» о разрыве деловых связей с Россией прозвучали от Mercedes-Benz еще в начале марта. Тогда штутгартский автопроизводитель заморозил поставки новых машин в нашу страну и остановил конвейер подмосковного завода, где велась сборка E-класса, а также моделей GLC, GLE и GLS. А 26 октября было объявлено, что фирма уходит с российского рынка и продает свои доли в местных дочерних предприятиях компании «Автодом». В том числе автозавод в Есипово, куда новый владелец сможет привлечь новых партнеров для совместного выпуска машин других марок.

Nissan

Прощание «Ниссана» с Россией случилось в первой половине октября. Японский автопроизводитель решил воспользоваться той же схемой ухода с нашего рынка, что и ряд других крупных компаний. Nissan передал все свои местные активы государству за символическую сумму в 1 евро. При этом фирма сохранила возможность выкупить все обратно в течении 6 лет. В результате подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ перешло юрлицо ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» вместе с производством и научно-исследовательским центром в Санкт-Петербурге, а также головной офис в Москве.

Porsche

Входящая в состав концерна Volkswagen компания Porsche заморозила свою деятельность в нашей стране с 4 марта, остановив на неопределенный срок поставки своей продукции в Россию. При этом несколько десятков дилерских центров марки по стране продолжают свою работу и предлагают, помимо автомобилей с пробегом, еще и около полусотни новых машин.

Renault

Французский автопроизводитель покинул российский рынок весной по той же схеме, что и Nissan. В рамках «сделки за рубль» компания передала Российской Федерации в лице ФГУП «НАМИ» принадлежавший ей контрольный пакет «АвтоВАЗа», а московский завод Renault (ЗАО «Рено Россия») отошел в собственность Москвы. При этом у Renault осталось право обратного выкупа акций в течение 6 лет. Дальнейшее обслуживание автомобилей французской марки в России взял на себя «АвтоВАЗ».

Rolls-Royce

Продавший у нас в 2021 году без малого 260 новых авто британский люксовый бренд тоже приостановил поставки своих машин, несмотря на то, что за последние три года Россия стала для него крупнейшим рынком сбыта в Европе. Отгрузку автомобилей на неопределенный срок фирма прекратила 4 марта.

Skoda

Как и другие бренды концерна Volkswagen, чешская Skoda поставила на паузу свою деятельность в России с 3 марта 2022 года. До «дальнейших указаний» встали конвейеры заводов в Нижнем Новгороде и в Калуге, где для нашего рынка производили Rapid, «Октавию» и Karoq с «Кодиаком». Не ведутся и официальные поставки машин из-за рубежа.

Toyota

Проработавший на протяжении 15 лет автозавод Toyota под Санкт-Петербургом, где выпускали седаны Camry и кроссоверы RAV4, простаивал с марта по причине сложностей с поставками комплектующих. Однако в сентябре стало известно, что предприятию больше не светит выпускать «Тойоты». Его закроют, законсервируют и в дальнейшем, возможно, продадут. С сотрудниками фирма расстанется в ноябре-декабре по соглашению сторон, выплатив до 12 окладов и сохранив на год ДМС. Импорт «Тойот» в Россию приостановлен.

Volkswagen

Вместе с другими брендами одноименного концерна в России, Volkswagen приостановил локальное производство своих моделей на предприятиях в Калуге и Нижнем Новгороде. А также заморозил отгрузку новых машин местным дилерам. Калужское предприятие «Фольксвагена» может ждать та же участь, что и питерский завод «Тойоты». По информации российских СМИ его готовят к продаже.

Volvo

Аналогичная ситуация наблюдается и с российским заводом Volvo, производившим грузовики. Ожидается, что покупателя на него найдут до первого квартала 2023 года. Легковые же модели шведской марки не поставляются к нам с конца февраля-начала марта. Дилерам в такой ситуации оставалось только продавать ввезенные ранее остатки по завышенным ценам. В марте-апреле российский офис компании начал сокращать штат, расставаясь с сотрудниками по соглашению сторон. При этом Volvo Cars продолжила выполнять свои гарантийные обязательства перед клиентами.