НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Краткая история советских гоночных автомобилей

17 сентября 2022 09:30
На ВДНХ проходит выставка, рассказывающая об истории рекордных и гоночных автомобилей СССР. Здесь представлены раритетные машины и коллекция уникальных вещей

Место проведения новой автомобильной выставки на ВДНХ неизменно — зал сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения. На этот раз выставка, объединенная ярким названием «Борьба за скорость», знакомит посетителей с историей советского автоспорта. Здесь показаны уникальные автомобили, которые считались утраченными.

Первым советским гоночным автомобилем, выпускавшимся серийно, стал «формульный» болид «Эстония-3». Первый его образец был создан в 1959 году. В начале шестидесятых было построено еще 36 экземпляров, а сохранился только один, который вы видите на фотографиях. Начиная с 1961 года «Эстонии-3» стали доминирующими на гонках «Формулы 3» и сыграли огромную роль в развитии автоспорта в нашей стране.

«Харьков-Л2» считается самым результативным рекордным автомобилем СССР: ему принадлежат 29 рекордов скорости в различных классах. При разработке формы кузова конструктор Лорент сотрудничал со специалистами по аэродинамике и проводил эксперименты в аэродинамической трубе. Автомобиль был построен в 1955 году.

«Харьков-Л3» также сконструирован и построен Эдуардом Лорентом — в 1965 году. Его по праву можно назвать первым советским дрэгстером: на нем осуществлялись заезды на короткие дистанции со стартом с места.

В целях снижения веса автомобиль не имеет стартера и аккумулятора, кузов и колеса изготовлены из легких сплавов. Компоновка обеспечивает максимальную загрузку задних колес.

Специально для «Формулы 4» в 1967 году был создан автомобиль «Эстония-15». В нем использовались двигатель воздушного охлаждения и коробка передач от серийного мотоцикла «Иж-Юпитер». Мощность мотора форсировали до 30 л.с.

Позже появилась модернизированная версия с измененными кузовными панелями, направлявшими поток воздуха к двигателю. Она-то и представлена на фото — «Эстония-15М». Всего было изготовлено 83 экземпляра версии «15», включая два опытных, и 138 экземпляров модели «15М».

«Эстония-18» — это автомобиль международной формулы «Восток» (национальной «Формулы 3»), разработанный на базе модели «Эстония-16М». Первый опытный образец был изготовлен в 1972 году. В болиде использовался двигатель ВАЗ-2101 и четырехступенчатая коробка передач.

«Эстония-18М» — модернизированная версия автомобиля «Эстония-18». Выпускалась с 1976 по 1977 год. Прототипом модели послужил автомобиль пятикратного на тот момент чемпиона СССР Мадиса Лайва, изготовленный им путем доработок стандартного «18»-го экземпляра.

Первый опытный образец «Эстонии-19» был построен в 1975 году. Характерная особенность модели — отсутствие прозрачного щитка. Специально подобранная форма обтекателя вокруг кокпита отражала встречный воздушный поток вверх и в стороны от водителя, образуя постоянный невидимый барьер.

Работа над моделью «Эстония-25» началась в 1987 году, а серийное производство стартовало в 1991-м. В основе конструкции «Эстонии-25» — алюминиевый монокок, заполненный пенополиуретаном, который называли «вспененным пластиком». В автомобиль, в зависимости от соревнований, ставили двигатель от ВАЗ-2106 или 2108, для формулы «Восток» — от ВАЗ-21011 или 2105, для скандинавской «Формулы 4» — от Volkswagen Golf GTi 1,6.

«Эстония-8» (1963 год), известная также как «Тарту-1», — один из самых ярких и необычных спортивных автомобилей СССР. Прототипом для этой модели послужил автомобиль Cooper-T49 Monaco. Кузов из стального листа делался цельным, а для доступа к внутренним узлам полностью поднимался вперед. В плавники задних крыльев искусно вписаны фонари от «Волги».

Далее на фото представлен ЗИЛ-112С. Работа над проектом началась в 1958 году. Первый экземпляр был построен в 1961-м. Прототипом при разработке формы кузова, очевидно, послужила модель Ferrari 250 Testa Rossa 1958 года. В конструкции применялись узлы от ЗИЛ-111 и ГАЗ-21. Основу шасси составляла пространственная рама из тонкостенных стальных труб.

В 1963 году был построен второй экземпляр ЗИЛ-112С, отличавшийся от первого дисковыми тормозами всех колес, наличием дуги безопасности за местом водителя, креплением колес и коробчатой формой воздухозаборника на капоте вместо полукруглой. ЗИЛ-112С№ 1 вернулся в Москву в 2019 году и принадлежит сейчас «Мастерской Шаманского». Предстоит долгая и кропотливая реставрация.

Спортивный автомобиль «Киев» был построен в трех экземплярах в авиационном ОКБ Антонова. Первый экземпляр обладал закрытым кузовом с дверцами, открывавшимися вверх, и оснащался двигателем «Москвич-407». Второй и третий, построенные в 1960-м, получили открытые кузова. «Киев» № 2 оснащался двигателем от ГАЗ-21, а «Киев» № 3 — агрегатом от «Москвича-407».

Далее на фото представлен экземпляр МАДИ-0620 образца 1984 года, который создавался для международной «Формулы 3». Главным конструктором проекта стал Игорь Васильевич Ермилин.

«Победа-Спорт», воссозданная по фотографиям и найденным чертежам на агрегатной базе и шассе «Победы» ГАЗ-М-20, также впечатляет.

Далее на фото представлена «Эстония-9» — первая модель «Эстонии», на которой советские спортсмены в 1967 году приняли участие в Кубке дружбы социалистических стран.

Выставка «Борьба за скорость» продлится до 9 октября 2022 года. Экспонаты для выставки предоставлены Мастерской Шаманского.