НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Эксперты рассказали, как в РФ работает параллельный импорт авто

15 сентября 2022 13:10
Авто Mail.ru узнал у автодилеров и топ-менеджеров компаний о реальной ситуации с альтернативными поставками машин, запчастей и расходников в нашу страну

Прекращение деятельности автомобильных компаний и производителей запчастей на российском рынке сделало возможным параллельный импорт их продукции в нашу страну. То есть закупку у разных посредников за рубежом и поставку машин, комплектующих, а также расходников в обход официальных дистрибьюторов. Соответствующий приказ Минпромторга вступил в силу еще в начале мая этого года.

Авто Mail.ru спросил у экспертов и участников рынка, как сейчас работает параллельный импорт автомобилей, автозапчастей и расходных материалов в России. А также поставку какой продукции реально удалось наладить без согласия производителей машин и комплектующих.

Через физлиц

«Все по-прежнему — параллельный импорт работает, но пока в основном через физических лиц. Хотя, те переговоры, которые у нас были с госорганами, имеют позитивную тенденцию, — рассказал генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский. — Наконец-то стал понятен сам процесс ввоза автомобилей через российское юрлицо, которое не имеет сертификата ОТТС, стала понятна цепочка действий — как это должно быть. Я думаю, что в ближайшее время этим инструментом воспользуются значимо большее число компаний».

Источник: legion-media / Michael Gstettenbauer

«Почему это важно — во-первых, мы будем получать автомобили с НДС, что позволит увеличить возможность продажи через лизинговые компании и даст толчок по спросу на авто. Во-вторых — сам рынок продаж автомобилей будет более прозрачен как для госорганов, так и для ГИБДД. Нам реально удалось наладить поставки автомобилей и комплектующих почти всех брендов, за исключением люксовых и бутиковых, потому что этих автомобилей и в Европе не так много», — подытожил эксперт.

В основном «премиум»

«Параллельный импорт позволил не пустовать дилерским центрам. В августе дилеры закупили новые модели Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, а также Mercedes-Benz GLC. Кроме того в продажу поступили новые версии электромобилей Mercedes-Benz и Audi. Ввоз автопродукции продолжается и у других марок из перечня одобренных правительством РФ», — рассказал генеральный директор студии Larte Design Дмитрий Полунин.

По словам эксперта ежемесячно по параллельному импорту в Россию ввозят 2−3 тысячи машин. Причем все они относятся к премиальному сегменту. Привоз таких автомобилей связан с тем, что они более маржинальны, чем массовые модели. Большинство таких новых авто поступает сейчас в нашу страну из Объединенных Арабских Эмиратов и Германии.

Все равно не хватает

«На российском автомобильном рынке по-прежнему наблюдается дефицит: наиболее острая ситуация в сегменте премиальных авто, по массовым автомобилям нехватка также сохраняется, — рассказал заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ Авилон Алексей Стариков. — На данный момент способ пополнения складов дилеров дефицитными моделями — ввоз по каналам параллельного импорта. Однако стоит учитывать, что при этом дефицит не покинет рынок, а также факт того, что сегодня существует глобальная нехватка некоторых моделей».

«На наш рынок с помощью параллельного импорта уже начались поставки Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, нового Jeep Grand Cherokee, новых электромобилей Volkswagen ID6 и Audi Q5 E-tron. Также по этим каналам поставляются необходимые запчасти для автомобилей. Учитывая расходы на логистику и растаможивание, стоимость привезенных автомобилей не будет ниже», — подытожил эксперт.

Запчасти придется подождать

«Сейчас есть временный дефицит запчастей. Уход каких-то производителей означает, что нужно переключиться на других, — рассказал Авто Mail.ru директор сети салонов Fit Service Данил Соловьев. — Их надо заказать, произвести, привезти и пока этот процесс идет, естественно складской запас уменьшается. Соответственно на 2−3 месяца в стране возникает небольшой дефицит запчастей. При этом никаких глобальных проблем с точки зрения поставок — нет».

Источник: Unsplash

То есть уход каких-то европейских производителей еще не означает, что появились глобальные проблемы для автовладельцев. Существует масса других компаний. Конечно, есть запчасти от самого автопроизводителя, обычно, это касается электроники. Компания имеет на них патент и не разрешает производство под другими брендами. Это касается блоков управления, управления подушками безопасности, бортовых компьютеров и других электронных компонентов.

«Да, эти запчасти сложно достать, поскольку нет аналогов. Но тут решает проблему параллельный импорт, даже не параллельный импорт, а “серый”, будем честно называть вещи своими именами. То, что было всегда и существует сейчас. Компании под видом частных лиц привозят эти запчасти, — рассказал эксперт. — Да, сроки поставок увеличились. Если раньше это было 4−5 дней, то сейчас 2−3 недели. Поэтому не будет таких ситуаций, что все пропало и машина встанет навсегда».

Вопросы к качеству

«Параллельный импорт автозапчастей — это удар по контролю качества, который не просто так крупные производители выстраивали в последние годы, — рассказал директор по развитию Tencar Глеб Лубенников. — Если взять, к примеру, кузов w213, выпуск которого был налажен и в России. Отличие от европейской сборки очевидно: это и шумоизоляция, и наполнение комплектующими, и качество материалов. Даже проводка отличается сечением».

«Так же и с запчастями. Например, бренд Lemförder всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Сегодня же на российском рынке она отсутствует. Есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по стоимости (в обоих случаях без гравировки). Качество также оставляет желать лучшего», — пояснил эксперт.

Какие проблемы?

«Если говорить именно о ввозе запасных частей к автомобилям, то самым сложным в организации параллельного импорта является не столько поиск поставщика, готового отправить в Россию, и тем более не разрешение правообладателей, а организация сертификации данных товаров, — рассказал коммерческий директор логистической компании AKFA Алексей Чернышев. — Ведь именно для автомобильной промышленности сертификация всегда была крайне сложной и затратной процедурой — как по времени, так и стоимости».

Источник: legion-media / Michael Gstettenbauer

Однако подписанное в марте этого года М. Мишустиным Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» существенно упростило порядок сертификации запасных частей для оборудования, эксплуатируемого на территории РФ. И, кстати, уже сейчас, в сентябре, этот мартовский нормативный акт был продлен.

Также есть другая существенная проблема, с которой сталкиваются российские компании, закупающие товары, в том числе по параллельному импорту, — это оплата поставщику. «Далеко не все платежи “проходят”. Сегодня многие отечественные банки находятся под санкциями и не осуществляют валютные платежи. Даже работа с банками, не находящимися под санкциями, сулит достаточно серьезные сложности», — пояснил эксперт.