НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как водителю объехать пробку и не получить штраф

22 февраля 2024 10:00
Пробки на дорогах стали привычным делом. По большей части люди с ними смирились и научились адаптировать свой график. Но не все.

Некоторые водители в попытках ускорить перемещение в пространстве идут на разные ухищрения. Как правило, нарушая ПДД

Штраф за движение по обочине – 1500 рублей

Первое, что приходит в голову тому, кто устал маяться в пробке, это последовать примеру многих, кто предпочитает продолжать путь по обочине. На большинстве вылетных трасс они во вполне приличном состоянии.

По сути, это еще одна полоса проезжей части, но только отделенная сплошной линией разметки. Выезжать на нее ПДД разрешают только для остановки.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Однако законное право двигаться по ней имеют велосипедисты, водители мопедов, а также пешеходы, у которых нет другой возможности продолжить путь ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры.

Это и есть главная опасность движения по обочинам, особенно в темное время суток, когда перечисленные участники движения незаметны.

За движение по обочине предусмотрено наказание. Основания для него – в части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Штраф составляет 1500 рублей.

По этой же статье накажут и тех, кто объезжает пробки по разделительной полосе. Формально это не обочина, хотя конструктивно от нее почти не отличается: такая же заасфальтированная полоса, отделенная сплошной линией разметки и не предназначенная для движения.

Шанс быть остановленным сотрудником полиции за езду по обочине или разделительной невелик, так как количество дежурных на наших дорогах сейчас невелико. Зато вместо них штрафовать научились камеры, причем не только стационарные, но и передвижные, установленные на треногах или автомобилях.

Движение по встречке даже через прерывистую разметку может стоить прав

Отдельный случай – встречная полоса. Наиболее распространенное заблуждение – объезд стоящих в пробке машин в местах, где есть прерывистая разметка. Выглядит это как обгон в разрешенном месте, ну а в конце кто-нибудь да и пропустит, дав вклиниться обратно в поток.

Вот только вовсе не факт, что дадут. К тому же, если пробка «мертвая», то такой возможности может не быть независимо от воли других водителей.

Это означает, что хитрому водителю придется остановиться на встречной полосе и ждать, когда поток сдвинется с места и появится «окно» для возвращения. Попади этот хитроумный маневр на глаза инспектору ДПС, и материал по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ обеспечен.

Источник: legion-media / Emmanuele Contini

Напомним, что пункт 11.2 ПДД запрещает водителю обгонять, если «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Еще одна опасность объезда пробки по встречной полосе, связана с участками сплошной линии разметки. Даже небольшого ее кусочка (например, перед перекрестком или пешеходным переходом) достаточно, чтобы записать водителя в нарушители.

То же самое касается ситуаций, когда водитель выехал на встречку для обгона через прерывистую, но вернуться до начала сплошной разметки не успел. Если раньше эта ситуация трактовалась судами по-разному, то после внесения поправок в ПДД (пункт 9.1.1) никаких сомнений уже нет: составляется протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого водителя либо оштрафуют на 5000 рублей, либо лишат права управления на 4–6 месяцев.

Сквозной проезд через двор обойдется дорого

У опытных водителей есть в запасе и иные способы сократить время в пробках. Характерны они, по большей части, для населенных пунктов. Во-первых, это движение по тротуарам. Нечасто, но все же случается. Помимо опасности задавить пешехода и сесть на скамью подсудимых, есть шанс быть оштрафованным на 2000 рублей по части 2 статьи 12.15 КоАП РФ.

Езда по обособленным конструктивно или дорожной разметкой и не предназначенным для движения безрельсового транспорта трамвайным путям, как минимум, грозит полуторатысячным штрафом за нарушение правил расположения на проезжей части (опять часть 1 статьи 12.15).

Источник: Алексей Майшев / Известия

Если же при этом машина заезжала на пути встречного направления, это может быть квалифицировано по «лишенческой» четвертой части все той же статьи КоАП.

Ну и последний, не самый удачный способ сэкономить время – объехать затор через дворовую территорию. Сквозное движение здесь ПДД (пункт 17.2) запрещают, а КоАП (статья 12.28) предусматривает штраф в размере 1500 рублей, а для территорий Москвы и Санкт-Петербурга и вовсе 3000 рублей. Наиболее популярные в этом смысле места сотрудникам Госавтоинспекции хорошо знакомы, и попасться – лишь вопрос времени.

В ДТП с участием обочечника, скорее всего, обвинят его самого

Еще приверженцам альтернативных маршрутов надо помнить, что в случае ДТП закон будет не на их стороне. Несколько лет назад Верховный суд сформулировал положение, по которому водитель, движущийся по траектории в нарушение ПДД, не может рассчитывать на приоритет наравне с теми, кто едет без отступлений от правил.

Например, если водитель выезжает со второстепенной дороги, то его обязанность предоставить преимущество распространяется только на те транспортные средства, которые едут по главной без нарушений. То есть летящий вопреки ПДД по обочине или встречке «по умолчанию» назначается виновниками аварии, если она произойдет.

Источник: legion-media / U. J. Alexander

Аналогичным образом не могут рассчитывать выйти сухими из воды и обочечники, вовремя не замеченные законопослушным водителем, поворачивающим налево или разворачивающимся.

Случается, что встречные машины, попавшие в затор, останавливаются, чтобы дать водителю совершить маневр, и он принимает это «приглашение». Однако едущий по обочине подобного «согласия» не давал и появляется из-за притормозившей машины внезапно.

Вариантов ситуаций может быть множество, но во всех случаях движущемуся по запрещенной траектории придется выкручиваться. В общем, прежде чем принимать решение об объезде пробки, советуем соизмерить сэкономленное время с возможными потерями. Вполне возможно, что оно того не стоит.