Вопрос «какой аккумулятор купить для машины?» можно гарантированно услышать от любого водителя раз в 5 или 6 лет. Примерно столько служит хорошая батарея, если ее правильно эксплуатировать.
Только где такую взять, как правильно выбрать, чтобы не переплатить лишнего и не пожалеть потом о приобретении? Авто Mail.ru собрал советы и рекомендации автоэкспертов, продавцов и производителей на эту тему.
Какими бывают аккумуляторы
Несмотря на планы по широкому внедрению никель-кадмиевых и литий-ионных батарей, которые сейчас можно встретить главным образом на дорогих гибридах, основную массу аккумуляторов, используемых в машинах с ДВС, составляют свинцово-кислотные модели. Баланс характеристик и цена у них считаются оптимальными.
Наиболее известны пять видов свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов, производимых по различным технологиям. Среди них как широко распространенные, так и редко встречающиеся:
- Малосурьмянистые аккумуляторы (Sb-Sb). Говоря простым языком, это прошлый век автомобильных батарей. Они быстро разряжаются без нагрузки, электролит понемногу испаряется, требуется долив жидкости и контроль уровня заряда. Плюс, пластины могут осыпаться всего за пару-тройку лет.
- Гибридные аккумуляторы (Ca+). У них одна пластина сделана из свинца с сурьмой, а другая — с кальцием. Эти батареи лучше держат заряд, у них стабильнее пусковой ток и срок службы достигает трех-четырех лет.
- Кальциевые аккумуляторы (Ca-Ca). Оптимальные батареи как для бюджетных авто, так и для машин среднего класса. У них минимален саморазряд и испарение электролита, а срок службы может достигать 7 лет.
- Аккумуляторы EFB. Аббревиатура Enhanced Flooded Battery переводится как «улучшенный жидкозаполненный аккумулятор». По сути, это кальциевая батарея с утолщенными пластинами, обернутыми в «пакет» из специального синтетического волокна. Она дольше служит, у нее лучше пусковой ток и виброустойчивость. Подходит мощным автомобилям и машинам с системой старт-стоп для интенсивной эксплуатации в городе с частыми запусками мотора. Служат такие батареи до восьми лет.
- Аккумуляторы AGM. Absorbent Glass Mat — дословно «абсорбирующие стеклянные маты». В них отрезки стекловолокна проложены между пластинами внутри батареи. Они пропитаны электролитом, поэтому он находится в аккумуляторе в абсорбированном, а не в жидком виде. В результате батарею AGM можно использовать в любом положении, кроме перевернутого. Такие аккумуляторы могут служить до 10−12 лет, они отличаются высоким пусковым током даже на холоде, выдерживают ускоренную зарядку и подходят мощным авто, машинам с большим потреблением энергии, с рекуперативным торможением и функцией старт-стоп. Но этот тип батарей и самый дорогой.
Признаки «мертвого» аккумулятора
Помимо вопроса «как выбрать аккумулятор для автомобиля?», мы часто слышим и другой — «как понять, что аккумулятор пора менять?». Основные показатели приближающейся кончины батареи — низкое напряжение и малый ток. То есть когда энергии не хватает на нормальную работу стартера и он еле прокручивает коленвал двигателя.
Если батарея села, то подсветка панели приборов и плафоны освещения в салоне при повороте ключа в замке зажигания будут работать тусклее обычного. Когда индикация и свет в машине вовсе не оживают — дело совсем плохо. Значит, уровень заряда аккумулятора упал до критически малых значений. Но не стоит сразу отправлять такую батарею в утиль. Возможно, она еще в порядке и требует лишь зарядки. А села — из-за неисправности генератора, утечки тока, замыкания или других проблем с электрикой автомобиля.
Поэтому перед покупкой новой батареи сначала проверьте мультиметром или зарядным устройством параметры имеющейся. «Живой» аккумулятор обязан выдавать не меньше 75% пускового тока от заявленного в характеристиках и принимать ток зарядки в 10% от его емкости. Если этих средств для проверки, а также специального стенда поблизости нет, а аккумулятор целый, чистый, не вздувшийся и не издает неприятных запахов — зарядите его и через день после этого поставьте на авто. Если и тогда не получится завести машину, то батарею стоит заменить на новую.
Как выбрать аккумулятор:
- по ампер-часам,
- по пусковому току,
- по полярности,
- по размерам,
- по типу крепления,
- по обслуживаемости,
- по дате изготовления,
- по бренду.
Выбор аккумулятора по ампер-часам
Какой аккумулятор выбрать, исходя из ампер-часов, можно узнать в инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно там указывается оптимальное значение А·ч нужной батареи. Кстати, этот параметр многие ошибочно называют емкостью аккумулятора. На самом же деле — это его заряд. Причем 60 А·ч вовсе не значит, что батарея будет выдавать ток 600 А на протяжении 6 минут (0,1 ч.).
Это означает, что ее можно разряжать в течение 20 часов при температуре 25ºС током в 3 А (60:20). Заряд аккумулятора в ампер-часах будет разным в зависимости от объема и типа двигателя автомобиля. Наиболее распространенные батареи на 60 А·ч. Ими оснащают машины с бензиновыми двигателями объемом от 1,3 до 1,9 л. Для более крупных автомобилей, внедорожников и дизельных версий могут потребоваться батареи на 75−90 А·ч.
Выбор по пусковому току
Другой важной характеристикой при выборе аккумулятора является пусковой ток. Это максимальная величина тока, которую может выдать батарея за короткий промежуток времени — от 10 до 30 с — при постоянной температуре −18°С. Его значение также всегда указывается на аккумуляторе вместе с ампер-часами. И чем оно выше, тем легче будет завести двигатель авто морозным зимним утром.
Однако стремиться к покупке батареи с огромными значениями пускового тока нет смысла. Минимально необходимым для старта двигателя бензиновой легковушки является пусковой ток порядка 250−260А, а для дизельной — в районе 290−300А. То есть аккумулятор с пусковым током не менее 300А точно справится со своей задачей. А чем выше будут цифры — 400А, 500А или больше — тем короче жизнь батареи. Да и переплатите вы за излишки напрасно.
Какой аккумулятор выбрать по полярности
Это раньше в СССР новую батарею выбирали только по ампер-часам, поскольку тип клемм и их полярность были одинаковыми у «Волги» и в «Жигулях». Но в наши дни с многообразием марок и моделей они могут различаться. Клеммы бывают нескольких типов. Наиболее распространены европейские Т1 (толстые), также могут встречаться азиатские Т3 (тонкие).
Полярность батареи бывает прямой (слева «плюс», справа «минус») и обратной (слева «минус», справа «плюс»). Как выбрать аккумулятор для авто по полярности, можно узнать из инструкции по эксплуатации машины. Обычно там указано правильное расположение электродов. Также можно посмотреть на уже установленную старую батарею и выбрать новую с таким же расположением и типом клемм.
Выбор новой батареи по размерам
Такому фактору, как габариты аккумулятора также важно уделить внимание при его выборе. Ведь от размеров батареи зависит не только «емкость» (заряд) в ампер-часах, но и то, поместится ли она в отведенное производителем штатное место. Значения длины, ширины и высоты батареи можно взять из документации к автомобилю или же, снять мерки со старой.
Габариты стандартного европейского аккумулятора на 60 А·ч, часто встречающегося на легковушках, составляют 242 × 175 × 190 мм. Как правило, это более длинные и низкие батареи. Азиатские аналоги — уже и выше. При той же емкости размеры такого аккумулятора составят 232 × 173 × 225 мм.
Какой аккумулятор выбрать для авто по типу крепления
То, как батарея фиксируется на специальной площадке под капотом, в багажнике, в ногах пассажира или под задним сиденьем, зависит от типа ее крепления. У европейских машин это обычно прижимная пластина, цепляющаяся за выступы (буртики) в основании корпуса аккумулятора.
В азиатских авто он притягивается к площадке рамкой или планкой, крепящейся сверху на шпильках. Уделить внимание креплению важно, поскольку плохо или неправильно зафиксированная батарея может быть подвержена вибрациям или будет скакать на кочках. От этого пластины могут осыпаться раньше времени и вам вновь потребуется новый аккумулятор.
Выбор батареи по обслуживаемости
В продаже можно встретить как малообслуживаемые, так и и необслуживаемые аккумуляторы. Последние предпочтительны для тех, кто не знает, не умеет или не хочет знать об уходе и контроле за состоянием батареи. Они не требуют внимания на протяжении всего срока службы, поскольку меньше подвержены выкипанию. Из средств контроля у них только глазок с индикатором на крышке, который подскажет автовладельцу когда аккумулятору потребуется подзарядка.
Малообслуживаемые обойдутся дешевле. Но за экономию при покупке они потребуют периодической проверки уровня и плотности электролита. Им может потребоваться доливка дистиллированной воды через специальные пробки в крышке корпуса батареи, иногда закрываемые съемной панелью.
Выбор аккумулятора по дате изготовления
Поскольку некоторые батареи могут залежаться на складах специализированных магазинов, проверка даты их изготовления также должна быть включена в перечень обязательных процедур при покупке. Эксперты не рекомендуют брать аккумуляторы, с даты производства которых прошло больше года. Даже со скидками. Ведь срок годности батареи исчисляется с момента заливки электролита, а не с даты начала эксплуатации.
Год и месяц производства аккумулятора компании обозначают каждая своим способом. Как правило, их наносят механической или лазерной гравировкой на корпус. Например, у продукции Varta месяц и год выпуска аккумулятора зашифрованы в первой букве четырехзначного FiFO кода на крышке. Таблица для раскодировки есть на официальном сайте фирмы. У других компаний коды могут быть пяти и шестизначными цифровыми.
Выбор по бренду
Продавцы автомобильных аккумуляторов утверждают, что качество изготовления и процент брака даже у именитых производителей могут варьироваться в зависимости от года выпуска, партии и места изготовления батареи. Однако эксперты все же советуют не размениваться на новые и малоизвестные бренды, а отдавать предпочтение крупным торговым маркам с заслуженной годами репутацией.
К таким можно отнести Bosch, Varta, Topla, Multu, Banner, Tymen, Exide, Tab, Delkor, «Аком», «Алькор» и «Зверь». Также помочь в выборе лучшего аккумулятора на автомобиль помогут независимые тесты, проводимые специализированными изданиями.
Как проверить аккумулятор при покупке
Выбрав в магазине новую батарею для машины, ее следует проверить с помощью специального тестера или нагрузочной вилки. Без подключения нагрузки аккумулятор должен выдавать так называемое напряжение холостого хода в диапазоне от 12,5 до 12,7 В.
Значение ниже 12,5 В говорит о том, что батарею стоит подзарядить. Если к клеммам нового аккумулятора подключить нагрузку в 150−180 А·ч, то напряжение в течение 10 секунд не должно падать ниже 11 В. Если батарея не прошла этих проверок и не обеспечила требуемых параметров, то ее лучше не покупать.
Как продлить жизнь аккумулятора
После покупки новой батареи ее нужно правильно эксплуатировать, чтобы прослужила максимально долго. Для этого важно следовать нескольким простым советам и рекомендациям.
- После покупки батареи поставьте ее на зарядку малым током на 2−3 часа.
- Не допускайте полного разряда аккумулятора, после 5−6 разрядов «в ноль» он может выйти из строя.
- Если машина мало ездит, заряжайте ее батарею от зарядного устройства раз в месяц.
- Очищайте клеммы аккумулятора от окислов — они ухудшают контакт и могут вызвать недозаряд батареи.
- Обеспечьте надежное крепление батарее в штатном месте, чтобы избежать лишних вибраций и преждевременного осыпания пластин.
- Избегайте перегрева аккумулятора. При высокой температуре электролита пластины изнашиваются быстрее, а ресурс батареи сокращается. Чтобы минимизировать этот эффект, на батарею надевают специальный термочехол.
Почему нельзя выбрасывать старую батарею
Автомобильный аккумулятор, как и обычные батарейки, нельзя выбрасывать в мусор как минимум по двум причинам. Во-первых, в процессе коррозии и разрушения корпуса батареи в почву и грунтовые воды могут попасть токсичные вещества. По этой причине аккумуляторы не выбрасывают, а отправляют в переработку.
Ну, а во-вторых, старый автомобильный аккумулятор, сданный в специальном пункте приема таких батарей или прямо в магазине, где вы выбираете новый, принесет вам деньги. То есть, по сути, даст дополнительную скидку при покупке. Стоимость старого аккумулятора при сдаче в утиль зависит от его «емкости» и веса. За батарею на 55−60 А·ч можно выручить от 500−600 до 800 рублей.
Мифы и байки об аккумуляторах
Существует ряд заблуждений и утверждений, преподносимых новичкам за рулем в виде советов «бывалых». Однако многие такие рекомендации лишены всякого смысла, или их практическая польза, например, для продления жизни аккумулятора, опровергнута тестами и исследованиями. Мы собрали самые известные из них:
- Перед запуском мотора зимой стоит «прогреть» аккумулятор, включив ненадолго фары. На деле же этот прием не дает эффекта. Не успев прогреться от такой кратковременной нагрузки, батарея лишь потеряет емкость.
- Батарея слишком большой емкости будет все время недозаряжаться и выведет из строя стартер. А вот и нет. Сколько энергии аккумулятора машина потратит, столько и вернет. Просто на полную зарядку батареи большой емкости уйдет больше времени. А здоровье стартера в обычных условиях эксплуатации от емкости не зависит.
- Аккумулятор на морозе быстрее разряжается. Скорее, наоборот. Химические реакции в холоде замедляются, а с ними и саморазряд. Поэтому дома в тепле батарея сядет быстрее, чем под капотом оставленной в холодном гараже машины.
- Кальциевая батарея лучше свинцовой. На самом деле, это одно и тоже. Пластины кальциевых аккумуляторов при производстве легированы кальцием (доли процента). А в остальном они точно такие же свинцовые.
- Аккумулятор заряжается во время любой поездки. Поскольку нормальный диапазон для заряда автомобильной батареи составляет от 0 до 25 , при минусовых температурах за бортом аккумулятор хуже принимает заряд.
- Батарею AGM нельзя ставить вместо обычного аккумулятора и на старые авто. Это неправда. Требующий повышенного напряжения в бортовой сети авто аккумулятор AGM рассчитан на большие нагрузки, а также число циклов зарядки и разрядки. Поэтому при прочих равных условиях работы он прослужит дольше обычной батареи. Хуже от него машине не будет.
- Самые лучшие аккумуляторы для авто — гелевые. Это не так, хотя бы потому, что для обычных автомобилей, которыми мы с вами привыкли пользоваться каждый день, гелевых аккумуляторов в принципе не существует. Этот тип батарей, в которых электролит присутствует в загущенном состоянии, используются главным образом в электропогрузчиках и другой спецтехнике, а еще в электроскутерах, электросамокатах, мотоциклах, лодках, снегоходах и квадроциклах.