Безумные ценники в автосалонах и дефицит новых автомобилей подтолкнули многих россиян к поиску альтернативы на вторичном рынке. Несмотря на то, что продаваемые сейчас машины с пробегом — это зачастую откровенный хлам, найти достойные экземпляры по разумной цене все же реально.
А если бюджет покупки ограничен, то можно сэкономить, например, на услугах автоподборщика. Для этого важно знать, на что в первую очередь смотреть в подержанном автомобиле перед тем, как отвезти его на диагностику в сервис. И какие сигналы машина подает покупателю видом и состоянием своих деталей.
Приведем пять основных моментов, которым стоит уделить пристальное внимание при самостоятельном осмотре подержанной машины после того, как проверены все ее документы, история владения, юридическая чистота и прочие формальности. Ведь обнаруженные недочеты могут не только уберечь от неудачной покупки, но и стать поводом для серьезного торга.
Кузов
Это один из трех самых дорогих, а также трудоемких в восстановлении элементов любого автомобиля. Поэтому в первую очередь нужно оценить его состояние, чтобы не тратиться на кузовной ремонт после покупки авто. Подтвердить или опровергнуть безаварийное прошлое машины могут несоответствие тона окраски (так называемый разнотон), блеска и шероховатости разных деталей кузова. Все они должны быть одинаковыми.
«Гуляющие» зазоры вокруг дверей, капота и багажника, а также на стыке крыльев и бамперов — часто являются признаком дешевого и некачественного ремонта. Свежая окраска кузова также может скрывать от покупателя повреждения, ремонт или ржавчину.
Поэтому при оценке даже идеального на вид авто стоит сравнить толщину лакокрасочного покрытия у нескольких деталей в разных точках с помощью простейшего толщиномера, который можно заказать в интернете. В первую очередь — у крыльев, дверей, крышек капота и багажника, а также порогов.
Имеет смысл проверить отсутствие ржавчины на днище авто, по низу дверей, под декоративными и защитными накладками, в скрытых полостях крыльев (за подкрылками), а также пощупав невидимую со стороны часть порогов и приподняв коврики на полу в салоне и в багажнике.
А еще найдите и сравните маркировку в углах всех стекол авто. Зашифрованный в ней год производства не должен быть свежее, чем дата выпуска самого авто. И если замена лобового стекла на б/у машине вряд ли кого-то удивит, то новые стекла с одного бока — повод задуматься об аварии и ремонте.
Двигатель
Мотор — вторая по дороговизне и сложности ремонта часть автомобиля после кузова. К его осмотру лучше привлечь специалистов. Например, свозив машину на диагностику в сервис. Разных типов и моделей двигателей много.
У каждого есть особенности и нюансы, а также различные врожденные «болячки», которые в общих рекомендациях не перечислить. Тем не менее, некие универсальные советы для самостоятельного осмотра двигателя авто все же есть.
Исправный мотор, не требующий ремонта и вложений, должен звучать ровно без плавания оборотов холостого хода, без ярко выраженных посторонних шумов (звона, цоканий, шарканий, скрежета, стука и визга). После запуска на холодную дым из выхлопной трубы не должен быть белым, голубоватым или сизым (в теплую сухую погоду).
Такая окраска может говорить о неполном сгорании топлива, попадании антифриза или масла в камеры сгорания. Последнее также заметно по характерному запаху с нотками горелого масла. Выхлоп у исправной машины — бесцветный, у дизеля может быть черным при перегазовках и работе под нагрузкой.
На двигателе и его элементах не должно быть подтеков. Масляное запотевание прокладки клапанной крышки или других сочленений — тревожный знак и повод для торга, как и капающая смазка снизу. Как минимум потребуется замена сальников, манжет и прокладок, а то и что-то более серьезное.
Вымытый, сверкающий чистотой мотор тоже должен насторожить. Так продавец может скрыть его проблемы. Проверьте уровень и цвет масла. Оно не должно пахнуть горелым, иметь эмульсию или пену. Нанесите каплю с щупа на листок бумаги. После впитывания и подсыхания от чистого и свежего масла почти не будет следа. Разводы и чернота — признак старого и грязного.
Коробка передач
Третий дорогой в ремонте элемент любой машины — коробка передач. Упустив первичные признаки недуга, придется серьезно потратиться на ее восстановление. Как и у двигателя, у коробки должен быть сухой корпус — без подтеков масла и запотеваний. В этом можно убедиться, заглянув под машину или загнав ее на подъемник.
Специалисты рекомендуют менять масло в коробке в среднем через 60 000 км. Но это, как и его чистоту при самостоятельном осмотре, не проверить — только поверив на слово продавцу.
Поэтому судить о состоянии КПП без диагностики в сервисе придется по косвенным признакам в ходе пробной поездки. Сигналом о неисправности «механики» станут сложности с переключением передач, сопровождающий это хруст, звон или подвывание подшипников на разных ступенях.
«Автомат», с которым лучше не связываться, будет пробуксовывать, дергать и «пинаться» при разгоне и смене передач. Иногда он может подвисать и будет излишне задумчивым. Похожим образом ведут себя «убитые» вариаторы и «роботы». С ними машина может вяло трогаться и плохо ускоряться, а ручной режим переключения вовсе пропадает.
Ходовая
Стоимость устранения неполадок в подвеске также бывает немалой, но она, как правило, на порядок дешевле, чем ремонт силового агрегата. Так что при знакомстве с интересующим автомобилем можно обойтись и беглым осмотром, который даст представление о состоянии ходовой.
В частности неравномерный износ протектора шин намекнет, помимо необходимости их скорой замены, еще и на проверку схода/развала. А может быть и на обновление износившихся или поврежденных шаровых опор, рулевых наконечников, ШРУСов
Потекшие или запотевшие амортизаторы, а также погнутые стальные колесные диски или сильно поврежденные легкосплавные — хороший повод для торга. Все это чинится и меняется, но требует денег. На эти суммы стоит снизить стоимость подержанной машины. «Лысая» или старая резина с отслаивающимся протектором после покупки авто тоже потребует обновления.
Хрусты, стуки и другие посторонние звуки при проезде неровностей — повод показать машину мастерам автосервиса. Возможно у нее обнаружатся износившиеся втулки и сайлент-блоки на круглую сумму.
Заодно сквозь спицы колес можно оценить вид, состояние и толщину тормозных дисков и колодок. Быть может, им также предстоит замена по причине износа. На ходу стоит проверить как тормозит машина. Эффективно ли она замедляется, срабатывает ли при этом ABS, нет ли увода в сторону, если отпустить руль, не греются и не подклинивают ли колодки. А еще посмотрите работает ли стояночный тормоз, способен ли он удержать машину на уклоне дороги.
Салон
Интерьер — важный маркер состояния автомобиля. Исцарапанный пластик передней и дверных панелей, а также стенок и пола багажника, «свинарник» в салоне, грязная, протертая или рваная обивка сидений, а также неприятный запах — признаки неряшливого владельца у которого машина вряд будет ухоженной и на 100% исправной.
К тому же затертый до блеска руль, стертые накладки педалей, проплешина на боковине водительского кресла и подлокотнике водительской двери выдадут изрядный пробег машины, который нечистоплотные продавцы скручивают.
При включении зажигания убедитесь, что все сигнальные лампы на приборке загорелись и после запуска двигателя погасли. Сообщения об ошибках, Check engine и прочие тревожные красные и оранжевые пиктограммы могут подсказать о неисправностях с электронными помощниками, эйрбегами или иными системами.
А это как минимум диагностика, ремонт и дополнительные траты. При осмотре стоит проверить все ли системы автомобиля исправны. Нужно «потыкать» все кнопки и рычажки, чтобы убедиться — они включают то, что должны, и это работает.
Проверьте работу кондиционера в режиме максимального охлаждения. Если он в порядке, то через 3−4 минуты после включения компрессора салон начнет заполнять ледяной, а не чуть прохладный воздух. Заправка кондиционера, если дело только в улетучившемся фреоне, тоже стоит денег.
Но при неисправностях системы проблемы, как правило, серьезнее и дороже в устранении. Хорошо бы проверить работу обогревов сидений и зеркал, если они есть. А еще все электростеклоподъемники, плафоны, электрорегулировки кресел и зеркал, кнопки на мультируле. От времени могут нарушиться контакты или выйдут из строя моторчики привода.