Ровно год назад Авто Mail.ru представил свое видение того, каким мог бы быть новый «Москвич». Тогда это было всего лишь фантазией, которая сегодня, похоже, становится реальностью.
Французов из Renault и марку «Москвич» объединяет давняя история — еще до того, как АЗЛК превратился в предприятие «Автофрамос», в Москве выпускали «Святогоры» с двухлитровыми двигателями Renault.
Каким может стать «Москвич» 21 века? Смотрите в нашем видео:
Как и оригинальный «Москвич-2141», это был бы пятидверный лифтбэк со знакомым силуэтом и тонкими стойками кузова. Светодиодная оптика и решетка радиатора — в стиле современных моделей Renault (как у седана Talisman). В задней части — широкие фонари, которые тянутся почти до фирменного ромба эмблемы. А вот шильдик Renault автомобилю вряд ли удастся сохранить.
Технически новый «Москвич» стал бы родственником «Лады». Это означает, что альтернативой механическим коробкам передач стал бы вариатор, а компанию атмосферному двигателю 1.6 составил бы 150-сильный турбомотор объемом 1,3 литра.
Каким был самый первый «Москвич»
Первая модель завода называлась «Москвич-400». Сегодня ходит много легенд об истории появления этого автомобиля. Одна из них гласит, что «Москвич-400» представлял собой почти точную копию немецкого автомобиля Opel Kadett K38. Якобы, сразу после победы в июле 1945 года, из советской зоны оккупации Германии по приказу Сталина были вывезены в Москву оборудование и документация бранденбургского автозавода Opel, на базе которых и был изготовлен «Москвич-400».
Четырехместная «легковушка» развивала максимальную скорость 90 км/ч, а мощность ее 4-тактного двигателя объемом 1074 см3; составляла 23 л.с. Автомобиль, оказавшийся весьма адекватным в непростых условиях эксплуатации, имел крепкий несущий цельнометаллический кузов и высокую ремонтопригодность.
Подробнее об этом автомобиле — в нашем специальном материале.
Каким мог стать «Москвич» в наши дни
«Яуза» и «Арбат»
«Истра»
Гоночные «Москвичи» — от расцвета до заката
Первым гоночным автомобилем МЗМА (Московского завода малолитражных автомобилей) стал… простенький, хорошо знакомый многим рядовым автолюбителям «Москвич-400» — в девичестве немецкий Opel Kadett. Именно на таких машинах гонщики вышли на старт первого чемпионата СССР в 1951-м. Теперь это вызывает ироническую улыбку, но боролись спортсмены вполне серьезно. А инженеры, имея совсем не великие возможности и средства, старались сделать автомобили более совершенными.
Уже в том же 1951-м на «Москвичах» опробовали экспериментальный мотор объемом 1,19 л, развивающий 34 л.с. при 4200 об/мин. Курам на смех? Но ведь стандартный агрегат выдавал всего 23 л.с. и даже на 401-м «Москвиче», после увеличения степени сжатия, — лишь 26 сил. На «Москвиче-400» с 34-сильным двигателем Л. Гивартовский развил аж 114,2 км/ч, а ведь стандартная машина едва достигала 90 км/ч.
Редкие архивные фото и рассказ о советских гоночных автомобилях читайте в нашем материале.
Где можно увидеть старые «Москвичи»?
Музей АЗЛК прекратил работу уже более 10 лет назад, а почти всю коллекцию автомобилей перевезли в музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу. После проведенных преобразований в январе 2020 года был создан Музей Транспорта Москвы, и коллекция АЗЛК теперь находится именно в нем. В 2023 году музей планирует переехать в здание Гаража Мельникова на Новорязанской улице, а пока на территории ВДНХ в павильоне № 26 «Транспорт СССР» открыта экспозиция под названием «Мечта Москвича».
Серийные авто, прототипы, гоночные модели и более 300 артефактов здесь представлены в кинематографическом жанре «байопик». Путь главного героя (автомобиля «Москвич») показан со всех точек зрения: от съемок в главных советских кинолентах и участия в международных соревнованиях до жизни завода и создания прототипов, о которых вы, возможно, и не знали.
А начинается история с КИМ-10 — первого советского малолитражного автомобиля. В музее вы увидите и КИМ-10−50 и фаэтон КИМ-10−51. Первые опытные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1940 года. Планировалось, что в 1941 году будет выпускаться 50 000 машин в год, но началась война. К этому времени сделали всего 500 автомобилей.
Репортаж из музея можно почитать в этом материале.