Злоумышленники поднимают транспортное средство на домкрате, подставляют кирпичи под кузов, быстро откручивают болты и снимают колеса. Автомобиль остается лежать на столбиках, в то время как вор загружает добычу в свой автомобиль и уезжает. Можно ли противостоять подобным кражам?
Как воруют?
В первую очередь злоумышленник ослабляет гайки на колесе и подкладывают под днище заранее припасенные кирпичи, после этого подставляется подкатный домкрат и машина поднимается одним боком вверх, невзирая на мнущийся порог. Затем колеса снимаются без проблем, вместо домкрата ставятся кирпичи и машина поднимается уже на другой бок. Нередко в краже принимает участие группа злоумышленников, распределяющих роли между собой.
Как правило, хищение занимает от трех до двенадцати минут. Берут чаще всего новую, недавно установленную резину и хорошие фирменные диски, которые продают затем в два раза дешевле скупщикам на рынках. Помешать ворам можно несколькими способами, самый действенный — это установка так называемых «секреток», то есть болтов с уникальной головкой, насадка от которой изготавливается в единственном экземпляре и по сути является ключом.
Какие «секретки» бывают?
«Секретки» на колеса различаются по профилям. Бывают фигурные, которые представляет собой комбинацию разнообразных искривленных канавок. Эти болты предоставляют высокую степень защиты, но служат недолго из-за быстрой стачиваемости сложного профиля. Как правило, такие болты имеют вращающееся кольцо вокруг основы, которое не дает воспользоваться для открутки разводным ключом.
Изготавливают также головки в виде несимметричного многоугольника. В нем иногда делают от 8 до 40 граней. Чем их больше, тем выше надежность замка. Между тем, со временем такие головки срезаются балонным ключом и превращаются в гладкую окружность. Инструмент проворачивается, и «секретку» приходится высверливать.
Применяются также дырчатые болты, которые имеют несколько отверстий на шляпке. В них, как в пазы, вставляется уникальная насадка для балонного ключа.
Между тем, серьезной защиты «секретки» не дают. Воры могут зажать другие болты с такой силой, что ступичная часть колеса сжимается и крепление «секретки» ослабевает. Тогда преступники выкручивают болт с нестандартной головкой с помощью прижимного инструмента. Если это не помогает, то обычные болты выкручиваются полностью, и когда колесо остается с одной «секреткой», его выламывают из ступицы. Последний болт, как правило, отламывается. Чтобы защититься от такого варварства на колесо лучше установить две «секретки». Но это недешевое удовольствие. Каждая стоит 1-3 тысячи рублей.
Чтобы снять колеса, опытные воры делают слепки с «секреток», поэтому стоит их закрыть насадками из горлышек пластиковых бутылок с пробкой. Исчезновение пробки просигнализирует, что к колесам примеривались. Кроме того, стоит внимательно осматривать место парковки. Если рядом с машиной появились принесенные откуда-то кирпичи, значит, злоумышленники приготовились к краже. Самое время отогнать автомобиль на охраняемую стоянку.
Как усложнить работу ворам?
Отпугнуть злоумышленников может сигнализация с датчиками присутствия или реагирующая на вибрации, толчки и удары. Качественная сигнализация стоит около 25 000 рублей. Можно поставить автомобиль максимально близко к бордюру, что затруднит подъем домкратом с одной стороны.
Кроме того, не будет лишним установить на колесах метки. Краска должна плохо стираться, а метка хорошо читаться, в том числе и издалека. Тогда есть вероятность, что в случае хищения помеченные колеса можно будет разыскать по рынкам или шиномонтажам. В некоторых случаях воры их игнорируют. Подойдет акриловый красящий маркер — он достаточно долговечен и плохо смывается. А вот отметки водостойким маркером стираются спиртовым раствором.
Еще один способ профилактики — парковать машину рядом с камерами наблюдения. Лучше, чтобы они были хорошо заметны и были не единственными, а покрывали значительную площадь двора или парковки. Если видеокамеры незаметны или отсутствуют, неплохо повесить на видных местах их муляжи и предупредительные таблички о ведении видеонаблюдения.