Парк дорожных камер за год вырос на 8%, а число штрафов — на 20%

Парк дорожных камер в 2023 году достиг почти 30 тыс. штук, а количество вынесенных с их помощью штрафов превысило 220 млн. Это следует из данных МВД, предоставленных «Ъ». Объем сформированных ГИБДД автоматических «писем счастья» вырос на 20% за год. Лидерами по штрафным санкциям в отношении водителей являются Москва и Подмосковье — на территории этих субъектов фиксируется треть всех нарушений в России.
камеры
Источник: Александр Казаков / Коммерсантъ

Данные об административной практике в 2023 году по запросу «Ъ» предоставили в пресс-центре МВД России. Из отчета следует, что сотрудники Госавтоинспекции вынесли в общей сложности 237,6 млн постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения, что на 18,1% больше, чем годом ранее. Из них исполнено 214,2 млн, или 90,1% (в 2022 году было 88,6%).

92% постановлений (220,9 млн; +20,4% к прошлому году) вынесено с применением дорожных камер — пропорция сопоставима с показателями 2022 года (91%).

Общее количество комплексов фотовидеофиксации на дорогах выросло на 8,4% — теперь их 29,2 тыс.: 25,2 тыс. из них — стационарные (+9,8%), 900 — мобильные (+6,3%) и 3,1 тыс.— передвижные (-1,2%). Как ранее сообщал «Ъ», тренд сокращения числа камер на треногах наблюдается с 2021 года.

Нарядами ДПС ГИБДД при надзоре за движением пресечено 19,2 млн правонарушений (+6,3% год к году). Выявлено в том числе 496,4 тыс. фактов управления авто водителями с признаками опьянения (-7,2%). За управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 и 3 ст. 12.8 КоАП) возбуждено 278,3 тыс. дел (-7,9%); за отказ от прохождения медосвидетельствования (ст. 12.26 КоАП) — 163,4 тыс. дел (-4,8%).

Лидерами по числу вынесенных в отношении водителей постановлений являются Москва (41,4 млн) и Московская область (39,9 млн). Затем следуют с большим отрывом Санкт-Петербург и Ленинградская область (13,9 млн), Татарстан (8,31 млн), Башкортостан (6,79 млн), Краснодарский край (5,73 млн), Самарская область (5,26 млн), Новосибирская область (4,89 млн), Красноярский край (3,82 млн), Дагестан (3,51 млн). Речь идет об общем числе постановлений, вынесенных с помощью камер и при надзоре за движением.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) на основании материалов ГИБДД возбудила 21,7 млн исполнительных производств, что на 7,5% меньше, чем в 2022 году (тогда было 26,3 млн). В полном объеме или частично исполнено 20,8 млн постановлений, сообщили «Ъ» в службе.

«В результате проведенной работы взыскано почти 15 млрд руб., — рассказали в ФССП.— Исполняемость административных штрафов ГИБДД с учетом двухлетнего срока давности их исполнения составила 74,3%».

В ведомстве напомнили, что, согласно поправкам к закону об исполнительном производстве, вступившим в силу в 2023 году, часть «процессуальных решений» по материалам из ГИБДД уже принимаются в автоматическом режиме с помощью искусственного интеллекта. «Поступило в день, допустим, 100 тыс. штрафов, машина автоматически возбуждает исполнительное производство, автоматически рассылает запросы в банки, при получении положительного ответа из банка автоматически формирует платежный документ и после подписи направляет в банки для обращения взыскания, — рассказывал ранее о том, как действует этот механизм, директор ФССП Дмитрий Аристов.— После взыскания при соответствии суммы взыскания сумме долга автоматически выносит постановление об окончании исполнительного производства и снятии всех ограничений».

«Очевидно, что в настоящее время рост числа фиксируемых нарушений идет не столько за счет роста числа камер, сколько за счет расширения числа контролируемых составов нарушений, — констатирует эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман.— Все большее число регионов внедряют контроль использования ремней безопасности и телефонов водителями. При этом оценка данных составов очень субъективна, так что штрафы трудно обжаловать. Рост числа фиксаций должен повлечь рост численности должностных лиц, исследующих материалы с камер, в противном случае будет расти объем ошибок, влекущих наказание невиновных».

Парк камер пропорционально увеличивается медленнее, чем количество выносимых с их помощью штрафов, обращает внимание координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Это связано с тем, что камеры становятся все более умными, умеют работать сразу по нескольким составам правонарушений», — поясняет эксперт. Напомним, столичный ЦОДД недавно в пилотном режиме начал контролировать машины, проезжающие с нарушением трамвайные остановки («Ъ» сообщал об этом). «Не удивлюсь, если через какое-то время число комплексов стабилизируется, а количество постановлений продолжит расти», — прогнозирует Петр Шкуматов. По его подсчетам, в среднем на один автомобиль сейчас приходится по пять штрафов в год, а одна камера используется для оформления 20 «писем счастья» в день.

Иван Буранов