НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Закисла от безделья. Чем летние простои опасны для автомобиля

31 марта 2024 11:00
Во время отпусков улетающие на юг автомобилисты оставляют машины на паркинге на пару недель и более. Поэтому их машины стоят без движения во дворах, греются на солнце и покрываются пылью.

Никакой специальной подготовки чаще всего не проводится, и после возвращения водителей, естественно, ждут сюрпризы. При первом включении двигатель иногда начинает «чихать», трясется, а управляющая электроника выдает ошибку и предупреждение check engine. Что это значит и какая поломка может произойти в моторе, если автомобиль никуда не ездил, а просто стоял?

Грязь в моторе

Долгие простои вредны для любых транспортных средств, в том числе и новых. За время, проведенное без движения, металлические части теряют смазку, которая уходит в накопительные резервуары внизу двигателя или коробки передач.

Источник: legion-media / Ladanifer

А при частых скачках температур, которые при дневной жаре и утренних охлаждениях могут достигать 10-15 градусов, происходит активное выпадение росы не только снаружи кузова, но и внутри технических узлов. Поэтому лишенные масла детали при контакте с водой могут начать окисляться.

Но хуже всего переносят простои автомобили с пробегом, у которых в двигателе давно накопились возрастные отложения. Топливная система и масляные каналы успели забиться грязью, которая при локальных перегревах превращается в твердую корку.

Она приводит к сужению зазоров и негативно влияет на пропускную способность патрубков и каналов. Часто отложения скапливаются на стенках камер сгорания, на верхних поверхностях поршней, на клапанах.

Источник: Freepik

В итоге возвратившийся к машине водитель замечает, что мотор при запуске трясется так, словно один из цилиндров разбалансирован. Причиной тому пропуск зажигания, то есть создается ситуация, когда несгоревшее топливо выбрасывается в выхлопную систему. Если автомобиль оборудован штатной диагностической системой, то на панели приборов выдается ошибка и требование немедленно произвести проверку.

Также при длительном простое теряют масло гидрокомпенсаторы клапанов. В моторе раздается звонкая трель, пока масло опять не поступит в механизм ГРМ.

Источник: Freepik

Иногда по мере прогревания неисправность на время уходит, но появляется вновь, когда автомобиль оказывается в аналогичной ситуации.

Закисание клапанов и форсунок

Во время долгого простоя активируются окислительные процессы, закисают клапаны в разогретых седлах. Если машина провела без движения с загрязненным мотором не месяц, а пару лет, то при первом пуске стартер иногда даже не в состоянии провернуть коленвал из-за того, что клапаны закисли. Приходится разбирать механизм ГРМ и снимать головку, чтобы вычистить скопившиеся отложения.

При небольших простоях налипшая грязь, конечно, не блокирует клапан, но мешает ему работать в штатном режиме, отчего и происходят перебои с зажиганием. Через минуту-другую клапан естественным образом освобождается и продолжает работать. Но при этом грязь никуда не уходит и может привести к повторному закисанию.

Источник: Freepik

Причины пропуска зажигания могут быть и другими. Пробой высоковольтных проводов, повреждение катушек зажигания, а также выход из строя свечей тоже препятствуют стабильному воспламенению смеси. Также грязь может скапливаться внутри форсунок, и тогда тряски мотора не избежать.

Форсунки загрязняются из-за некачественного бензина. При высокой температуре некачественный бензин выделяет добавки, которые оседают в виде грязи и забивают распылитель.

Длительный пробег и промывка

В общем, чтобы как-то компенсировать эти негативные явления, необходимо время от времени промывать старый мотор. Сервисные центры рекомендуют чистить форсунки через каждые 60 тыс. км пробега.

Источник: Serghei Starus

Для этого используется специальный стенд ультразвуковой чистки. Также применяются добавки к топливу. Но пользоваться ими следует аккуратно и с тщательным соблюдением дозировки.

Но лучше всего постоянно пользоваться современным бензином с моющими присадками, которые постепенно удаляют грязь из форсунок, чистят клапаны и систему питания в целом. Для лучшего эффекта можно перед длительной стоянкой дать машине длинный пробег в несколько сотен километров в одну сторону и обратно.

Источник: Freepik

Можно совершить туристическую поездку в какой-нибудь интересный город в соседней области и полюбоваться памятниками архитектуры. В течение нескольких часов непрерывной работы под нагрузкой мотор прочистится, а шанс благополучно пережить простой увеличится.

Владимир Гаврилов