НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Можно ли ездить на электросамокате без прав?

9 ноября 2020 14:45
Многие считают, что права нужны только на управление автомобилями и мотоциклами. Альтернативные же способы передвижения в городском пространстве не требуют не только каких-то специальных документов, но и навыков. На самом деле все не так просто

Если электросамокат может ездить быстрее 50 км/ч, для управления им требуются права категории «А»

Взять, допустим, набирающие популярность электросамокаты и родственные им сигвеи, электробайки и прочие гаджеты на колесах. Их принято считать безобидными игрушками для проведения досуга или коротких деловых поездок. Тем не менее, по формальным признакам некоторые из них могут относиться к мопедам, а то и к мотоциклам.

Согласно Правилам дорожного движения мопед — это «двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт». В свою очередь, к мотоциклам относят «двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч».

Обратите внимание, для того, чтобы оказаться в числе мопедов, должны выполняться одновременно два условия (скорость и мощность в указанном диапазоне), в то время как мотоциклу просто достаточно уметь разгоняться быстрее порогового значения.

Зная эти особенности закона, производители массовых электросамокатов подгоняют их под такие характеристики, чтобы покупателю не требовалось заморачиваться выполнением каких-либо дополнительных условий: электродвигатель имеет мощность ровно 250 Вт и способен разогнать наездника до 20-25 км/ч. Однако если такое чудо инженерной мысли по каким-то причинам (в том числе после модернизации с помощью китайских запчастей и русской смекалки) научить ездить быстрее 50 км/ч, то независимо от мощности электромотора оно автоматически попадает в категорию мотоциклов!

Да-да, безобидный самокат становится прямым родственником могучего «харлея» со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде необходимости иметь водительское удостоверение категории «А», регистрационный знак, полис ОСАГО, а заодно в полной мере соблюдать все правила движения.

Если с правами и соблюдением ПДД вопрос решаемый, то зарегистрировать и застраховать самокат не получится. Это можно считать пробелом российского законодательства.

За езду на электробайке в нетрезвом виде могут лишить права управления другими транспортными средствами

К водителям мопедов требования не такие строгие, хотя права необходимы и им. Либо специальной категория «М», либо любой другой. Из современного электротранспорта в эту группу, как правило, попадают так называемые электробайки, предоставляющие по сравнению с самокатами наезднику относительный комфорт в виде мягкого сиденья, больших колес и простейших световых приборов.

Мощность мотора — 1-1,5 кВт, скорость — 45-50 км/ч. Они особенно распространены в курортных городах, где прокатный бизнес готов удовлетворить любые запросы. Однако, зазывая рекламными баннерами отдыхающих, прокатчики не предупреждают о последствиях езды на таком электробайке, особенно после вечерней трапезы, сдобренной парой-тройкой бокалов пива, а то и чего покрепче. А они могут быть весьма печальными.

Даже если не брать в расчет вероятность попасть в дорожную аварию, незабываемым способна сделать отпуск простая встреча с экипажем ДПС. Для начала у водителя потребуют права. Если их просто не оказалось с собой, то штраф всего 500 рублей (можно отделаться и предупреждением), но вот если они отсутствуют в принципе — придется расстаться с суммой от 5 до 15 тысяч рублей. Если вдобавок к этому водитель оказался нетрезв или не поехал по требованию полиции на медицинское освидетельствование, к этому добавится штраф 30 тысяч рублей. Ну а имеющий права (пусть даже они остались дома) может распрощаться с ними на 1,5-2 года. И все из-за того, что мопед относится к механическим транспортным средствам и на управление им выдается водительское удостоверение.

Для управления квадрициклами и снегоходами тоже нужны права. За отсутствие — штраф от 5 до 15 тысяч рублей

Но бдительность нужна не только в городе, и не только летом. Аналогичные по сути опасности грозят и любителям острых ощущений, предпочитающих сафари на квадрицикле или гонку по заметенным полям на снегоходе.

Оно выдается органами гостехнадзора только после сдачи экзаменов. Имеются и свои категории. В частности, для управления квадрициклом и снегоходом нужно иметь открытую категорию АI (не путать с мотоциклетной подкатегорией А1). На вопросы наиболее дотошных клиентов у гидов всегда есть ответ, что покатушки проходят по специальным трассам в сопровождении инструктора, а вероятность встречи с инспектором гостехнадзора минимальна. Но такой шанс все же есть.

Помимо спецопераций по отлову нарушителей, проводимых гостехнадзором, опасность может прийти в лице инспектора ДПС, если часть маршрута пролегает по дорогам общего пользования, хотя бы даже и грунтовым. Ведь это уже сфера деятельности ГИБДД. Другая ситуация, где может вскрыться отсутствие прав, — любой инцидент, потребовавший для урегулирования привлечения полиции. Например, мелкая авария. Так что, выбирая способы времяпровождения, трезво оценивайте все риски. А главное помнить, что везде, где есть движение, присутствует и опасность!