Министерство внутренних дел настаивает на пересмотре целевого показателя смертности на российских дорогах. Вместо текущей цели на 2024 г. — 4 смерти в ДТП на 100 000 населения — МВД предлагает увеличить в два раза целевой норматив: 8,4 смерти на 100 000. Это следует из протокола совещания от 19 июня у курирующего транспорт вице-премьера Марата Хуснуллина. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили два человека, близких к разным участникам совещания.
Это 11,6 смерти на 100 000 населения, приводила «Российская газета» данные ГИБДД. Почти 5000 погибших были пешеходами. Радикальное снижение смертности на дорогах является одним из главных положений майских указов 2018 года Владимира Путина. Он поручил к 2024 г. снизить смертность на дорогах в 3,5 раза — как раз до 4 смертей на 100 000 жителей, а к 2030 г. стремиться к нулевой смертности в ДТП. В 2017 г. в результате ДТП погибало 13 человек на 100 000 населения. По данным паспорта нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в 2019 г. показатель должен был снизиться до 11,7 (т. е. по факту он даже перевыполнен), в 2020 г. — до 10,9, а решающее падение смертности на дорогах закладывалось на 2023 и 2024 годов.
«Обсуждается внесение различных изменений в паспорт нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, ответственным за реализацию нацпроектов поручено подготовить предложения по корректировке показателей», — заявил представитель Минтранса. Окончательные решения по нормативам будут принимать проектный комитет нацпроекта (его возглавляет курирующий вице-премьер) и президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам (его возглавляет премьер-министр). Финансирование нацпроекта в 2019—2024 гг. должно составить 4,8 трлн руб., говорится в его паспорте.
Почему МВД предлагает повысить прогнозный показатель смертности более чем вдвое, не ясно. Представитель министерства на запрос «Ведомостей» не ответил, а представитель Хуснуллина от комментариев отказался. На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что сроки выполнения нацпроектов могут быть продлены вплоть до 2030 г. Но МВД вышло со своим предложением раньше.
В мировой практике нет примеров, чтобы смертность в ДТП снижалась в 3,5 раза за семь лет, предупреждали, в частности, эксперты Высшей школы экономики в прошлом году. С этой точки зрения предложение скорректировать нормативы логично, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Во-первых, уровня в 4 смерти на 100 000 населения достигли всего несколько стран в мире — Швейцария, Норвегия, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Швеция; это высшая лига, даже на сверхбезопасных дорогах в Японии смертность чуть выше, объясняет Блинкин.
Во-вторых, недостижим и темп снижения: чтобы добиться целевого показателя, нужно было бы снижать смертность в среднем на фантастические 20% в год, а это нереально, так не бывает в мировой практике, говорит эксперт.
«Цели, которые были сформулированы в указе и нацпроекте, ориентированы на полное выполнение программ по финансированию как федеральных, так региональных и местных дорог. Последние вносят самый большой вклад в аварийность», — замечает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. Сейчас возникает угроза недофинансирования, и показатель смертности окажется менее достижимым, рассуждает эксперт.
«В 2019 г. на автомобильных дорогах федерального значения введено 327 км новых линий электроосвещения и 225 км ограждений, до конца 2022 г. планируется установить около 1000 км разделительного барьерного ограждения на федеральных трассах, протяженность которого на конец 2019 г. составляла 4137 км», — рассказал представитель Росавтодора. Совместно с ГИБДД разработан план снижения аварийности более чем на 3000 опасных участках дорог, в приоритете — освещение на дорогах, проходящих через населенные пункты, а также пешеходных переходов, автобусных остановок, транспортных развязок и одноуровневых пересечений, добавил представитель ведомства. В 2020—2022 гг. освещение появится на 2854 участках.
На смертность в ДТП влияет и поведение водителей. «ДТП происходят в основном из-за невнимательности, алкогольного или наркотического опьянения, нарушения правил водителями», — сказано на сайте Росинфостата. Например, причина каждой пятой аварии — несоблюдение последовательности движения на перекрестках, каждой десятой — несоблюдение оптимального расстояния между машинами, почти столько же аварий случается из-за нарушений движения на пешеходном переходе.
И тем не менее «увеличивать целевой показатель смертности в 2 раза все-таки чрезмерная осторожность», считает Косой. Например, смертность на дорогах Москвы уже сейчас находится на том уровне, который предлагается установить в качестве целевого на 2024 года, говорит эксперт.
P.S. Судя по всему, уже этой осенью за отсутствие полиса ОСАГО водителей начнут штрафовать при помощи камер фиксации нарушений ПДД. Сейчас штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей. И после того, как камеры начнут «ловить» нарушителей закона, они будут получать штрафы ежедневно. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.