На игровых приставках PlayStation 4 и Xbox One достаточно хороших гоночных игр, которые могут претендовать на звание автомобильных симуляторов. Но даже полу-симы, вроде Gran Turismo Sport или Forza Motorsport 7, в первую очередь ориентированы на массового, а не хардкорного игрока. И призваны больше развлекать, а не заставлять часами подбирать настройки для машин и «потеть» за рулем в длительных заездах.
Жанр серьезных автосимов в целом «заточен» под игроков с компьютерами. В 2014 году они получили симулятор Assetto Corsa от итальянской студии Kunos Simulazioni — настоящих автофанатов, которые арендовали офис прямо на гоночной трассе «Валлелунга». Там разработчики и доводили до ума физический движок своей игры, чтобы автомобили вели себя на дороге максимально реалистично.
В Assetto Corsa было множество реальных трасс со всего мира, а автопарк состоял как из дорожных машин, вроде Mazda MX-5 или Abarth 500, так и гоночных монстров. Игра быстро завоевала сердца симрейсеров, а спустя два года вышла на игровых приставках.
К середине 2020 года итальянцы подготовили новую часть Assetto Corsa, которая вышла на PC, а спустя месяц добралась и до игровых приставок. Игра стала не просто красивее и технологичнее, но и намного серьезнее.
Мир машин Gran Turismo
С итальянского Competizione переводится как «соревнование». Новая игра получила такое название не просто так — она полностью посвящена самому популярному кузовному чемпионату — GT World Challenge Europe (прежде он назывался Blancpain GT).
В нем на машинах класса GT3 участвуют как топовые гонщики, так и любители. А многие команды выступают при заводской поддержке автопроизводителей спорткаров — например, знаменитые коллективы AF Corse (Ferrari) и Black Falcon (Mercedes).
Гонки проводятся в двух зачетах — короткие заезды серии Sprint и марафонские Endurance (например «24 часа Спа» в Бельгии). В десятку трасс в календаре первенства входят и другие известные автодромы, вроде «Монцы», «Сильверстоуна» и «Нюрбургринга». Всю эту гоночную серию итальянцы постарались скрупулезно перенести в виртуальную реальность.
Assetto Corsa Competizione весьма скудна по контенту, если сравнивать с соперниками в жанре автосимов. Игрокам придется довольствоваться небольшим автопарком из 24 автомобилей и только теми автодромами, на которых соревнования проводятся в реальности. Даже северной петли «Нюрбургринга», которая уже давно стала обязательным атрибутом любой гоночной игры, в Assetto Corsa Competizione, к сожалению, нет.
Помимо онлайновых многопользовательских соревнований, в игре есть всего четыре режима. Режимы «Карьеры» и «Чемпионата» практически ничем не отличаются и достаточно однообразны: наматываешь круги в практиках, гонишься за временем в квалификациях и сражаешься с соперниками в гонках.
В режиме «Особых заездов» игроков ждут гонки на время на заранее выбранном автомобиле и трассе. Их список регулярно обновляется, а свои достижения можно сравнить с реальными соперниками. Наконец, в последнем режиме заезды можно настроить как душе угодно — начиная от выбора соперников и времени суток, и заканчивая погодными условиями и длительностью гонки.
Чтобы попадать на старт гонки с лучшими виртуальными пилотами, необходимо показывать хорошие результаты, учить трассы и ни в кого не врезаться — поскольку у каждого гонщика есть рейтинг. Он формируется на основе баллов, которые по хитрой схеме начисляются практически за каждое действие на трассе. За счет этого в каждой онлайн-гонке будут сражаться примерно равные по силе пилоты.
99% времени в Assetto Corsa Competizione предстоит провести так, как на видео ниже — за рулем. Мы проехались по трассе «Спа-Франкоршам» на McLaren 720S GT3 в прогулочном темпе. Для игры использовали руль Logitech G29 на PS4 Pro:
Физика и 30 FPS
Самая главная «фишка» Assetto Corsa Competizione — физика. Если в прошлой части разработчикам приходилось воссоздавать поведение самых различных классов и типов автомобилей, то в новой игре они сосредоточились только на машинах класса GT3.
Игра сносно адаптирована под геймпады, хотя управлять автомобилями с «джойстика» вполне возможно. Привыкнуть к управлению будет совсем непросто — машина будет вести себя очень дергано, а поймать ее из заноса практически нереально.
В том, что Asseto Corsa Competizione — это не просто «игрушка», а симулятор с серьёзной физической моделью, уже убедился наш редактор Вадим Гагарин, который принял участие в гонке, устроенной Lamborghini (итальянцы даже запустили фирменный чемпионат). А заодно мы решили пообщаться с профессиональными симрейсерами.
«Если сравнивать физику с первой Assetto Corsa, то в ACC она более продвинута, просчитывается больше количество параметров. В частности, учитывается аэродинамика всего корпуса, а не отдельных элементов, как это сделано в первой части», — считает Алексей Сироткин, финалист программы Nissan GT Academy 2013 года. Но, по его мнению, на игровом руле с технологией Direct Drive обратная связь от машины лучше.
«Ни в одном симуляторе на сегодняшний день дождь не реализован настолько реалистично, хотя вопросы все таки есть, особенно в области подсыхания трассы после дождя», — уверен Сироткин.
Для новичков в игре предусмотрено множество помощников, включая ABS, систему курсовой устойчивости и другие. Они серьезно облегчают управление машиной и помогут освоиться за рулем техники GT3.
Однако в ходе каждой гонки придется следить за износом и температурой шин и тормозов. А перед заездами лучше настроить машину под себя. Чтобы не копаться в настройках, создатели игры подготовили настройки для каждого автомобиля — под спокойный или агрессивный стиль вождения.
Василий Ануфриев, который представлял сборную России на Международных автоспортивных играх FIA в прошлом году, тоже остался доволен симулятором.
«Звуки, атмосфера, подсыхающая трасса, переменчивая погода, смена дня и ночи — нигде больше, ни в одной игре это так не прописано и не реализовано», — сказал он.
Какой бы реалистичной ни была физика, у консольных версий Assetto Corsa Competizione есть один серьезный недостаток, который вызвал бурю возмущения среди игроков, — ограничение кадров в секунду. Игра не такая плавная, и из-за этого можно, например, случайно пропустить точку торможения перед поворотом или не успеть среагировать на действия соперника.
От PC-версии игра на PS4 и Xbox отличается не только визуально (графика здесь заметно хуже, чем на компьютерах), но ограничением в 30 FPS. При том, что современные игры, вроде Gran Turismo, Forza, DiRT и Project CARS, на приставках работают в 60 FPS.
По словам Василия Ануфриева, гоняться в 30 кадрах секунду невозможно.
Однако, по мнению Алексея Сироткина, в 30 FPS ездить можно, однако все зависит от времени отклика экрана. Главное, чтобы это количество кадров было стабильным: «Самое неприятное, когда идут микрофризы и FPS падает с 30 до 20, например. Ехать уже становится некомфортно, особенно в момент торможения и входа в поворот».
Главное
Assetto Corsa Competizione — игра для настоящих фанатов автоспорта, которые готовы часами наматывать круги по одной и той же трассе, представляя себя настоящим гонщиком. Здесь нет огромного автопарка, десятков гоночных трасс и интересного режима карьеры. Это самый реалистичный гоночный симулятор на современных консолях, однако на них он работает заметно хуже, чем на PC. Без игрового руля с педалями и большого количества свободного времени в ACC делать нечего.