Дословное значение названия hot-rod на самом деле не известно. Есть несколько теорий. Скорее всего, это сокращенный вариант английского hot roadster — горячий родстер. Впрочем, «род» могло означать и преобразованное слово «дорога», и еще что угодно на сленге тех лет. Вообще в Америке 1930-1950-х годов хот-родами называли любые автомобили с форсированным мотором, которые были созданы именно для того, чтобы развивать максимально возможную скорость.
В качестве базы для доработок брали чаще всего родстеры — из-за их небольшого веса. Весь тюнинг был направлен на увеличение скорости. Поэтому первым делом модифицировали или заменяли двигатель. Для облегчения с машин снимали крылья, капот, удаляли откидной верх, бампера и т.д., что придавало им весьма специфический облик. В салоне оставляли лишь руль, водительское сиденье и прочие жизненно необходимые вещи. Все элементы комфорта беспощадно откручивались и столь же безжалостно выкидывались.
Неотъемлемая фишка хот-родов — большие задние колеса, чтобы лучше реализовать увеличенный крутящий момент. Передние же колеса, наоборот, должны были быть как можно меньше и уже. Заниженная вследствие установки маленьких колес передняя часть автомобиля и заниженный кузов (укорачивали стойки и срезали крышу) помогали, по замыслу создателей, улучшить аэродинамику. Образ наклоненного на «морду» приземистого силуэта вкупе с крохотными передними и большими задними колесами и отсутствующими элементами кузова и стал классическим образом хот-рода.
Стритрейсинг для бедных
Сначала хот-родами были кастомные монстры, созданные из угнанных тачек. На них участвовали в нелегальных гонках и сбегали от полиции во времена «Сухого закона». Базой для проектов, чаще всего, становились автомобили Ford, особенно Model T и А (1927-1931 года выпуска). Когда в 1932 году вышел Ford Model 18 (иногда его называют Ford V-8), его двигатель стал любимцем хот-роддеров. Мощность двигателя V-8 составляла 65 л. с. в начале производства модели, в 33-м году она была увеличена до 75 лошадей, а в 34-м — до 85.
После Второй мировой хот-роды вновь стали в почете. С войны вернулось много парней, имеющих крутые технические знания по ремонту и модификации автомобилей, деньги и жажду адреналина. Автомобильная промышленность активно развивалась, так что подержанные модели быстро устаревали и их можно было приобрести за небольшую сумму денег. В результате начался самый настоящий бум хот-родов, которые стали символом свободы и неимоверной крутости.
Любимым развлечением владельцев хот-родов стали светофорные гонки с дорогущими спорткарами (побеждали, разумеется, неказистые хот-роды) и состязания друг с другом, чтобы выяснить, кто круче. А когда полиция разгоняла уличные покатушки, все ехали на загородные шоссе или соляные озера. Так и появились гонки на ускорение по прямой. Кроме того, после Второй мировой войны в Америке осталось множество военных аэропортов, которые очень редко использовались или вовсе оказались заброшены. На них организовывали треки для дрэг-рейсинга, убрав соревнования с улиц.
По сути хот-роддинг можно считать родоначальником такой дисциплины автомобильного спорта, как дрэг-рейсинг, а также индустрии тюнинга в целом.
Хот-роды набирают популярность
Параллельно развивалась и культурная составляющая нового автомобильного движения. Первая в истории выставка хот-родов в 1948 году в Лос-Анджелесе собрала около 10 000 посетителей. На ней же был представлен пилотный номер журнала Hot Rod.
В 1949 году Southern California Timing Association провела свою первую «Неделю скорости» (Speed Week) на соляном озере Бонневилль. Это был первый дрэг-рейсинг, где участники соревновались не между собой, а устанавливали рекорды по скорости. В 1951 году была основана Национальная Хот Род Ассоциация (National Hot Rod Association), которая до сих пор занимается проведением соревнований и авто мероприятий в США и Канаде.
Хот-род: переделка по-русски
Перед вами хот-род, построенный на базе Plymouth 1929 года выпуска. В Россию его привезли откуда-то с границы Штатов и Мексики. Он был в ужасном состоянии, но официально растаможен, заводился и ездил. В таком состоянии его и купил Дмитрий Хитров — один из самых известных людей российского мотоциклетного сообщества, организатор множества мото-выставок, один из организаторов уже ставшей знаменитой «Байкальской мили».
После покупки автомобиль полностью разобрали, сняли с него огромное количество килограммов штукатурки. Кузов восстановили. В одной из дверей под штукатуркой обнаружили четыре пулевых отверстия. Их было решено оставить в память о бурной прошлой жизни автомобиля.
Кузовные элементы сейчас находятся в идеальном состоянии, а тот образ, который вы видите, — краска. Экспериментировали с покраской долго, пытались имитировать ржавчину как можно точнее. Желаемый эффект явно достигнут!
Рост Дмитрия два метра, так что стандартный салон автомобиля изначально не подходил ему по габаритам. Он в него просто не влезал. Поэтому все наполнение салона полностью изготавливали заново, в том числе пол, сиденья, рукоять КПП, деревянные панели для дверей и пр. Задача была расположить все так, чтобы водителю с двумя метрами роста было здесь удобно и комфортно. Приборная панель изготовлена на заказ.
Сзади в багажнике было так называемое «тещино место» — дополнительное сиденье. Его убрали и сделали полноценный багажник. Для того, чтобы, например, возить продукты из магазина.
Установлен более современный двигатель — «восьмерка» Chevrolet Small block и строкер-кит примерно на 6,3 литра. КПП — трехступенчатый автомат. Подвеска — рессоры сзади и обычные амортизаторы спереди.
Рама — от Chevy тех же лет (1930-е), а тормоза вообще от старого Jaguar — конкретную модель автомобиля-донора спустя столько лет определить очень сложно.
Автомобиль используется летом, но не только в качестве машины выходного дня, а и для обычных перемещений по городу и даже для поездок на дальние дистанции. Топливо — 92-й бензин, расход — литров 20-25 на 100 км. По обслуживанию все просто — ТО раз в сезон.
В марте 2019 года этот хот-род участвовал в Фестивале скорости «Байкальская миля», что прошел на восточном берегу Байкала в экстремальных условиях Сибири. На льду озера Дмитрий развил на нем скорость 118,741 км/ч.
«Когда мы с Сергеем Мальцевым задумали сам проект “Байкальская Миля”, то сразу решили, что в качестве участников, кроме мотоциклов, нам более привычных, мы будем смотреть и в сторону автомобилей. Но не обычных, а именно в сторону кастом-проектов. Самым доступным вариантом было привезти на Байкал мой хот-род. Основная идея мероприятия — это установление рекордов скорости на различных видах техники по ледяному покрытию самого глубокого озера на планете. Примером для создания “Байкальской мили” стали рекордные заезды на скорость на соляных озерах Бонневилля, которые, по сути, обязаны своему возникновению культуре хот-роддинга. А мой хот-род официально стал первым настоящим американским хот-родом, который прокатился по льду Байкала. Для меня вообще это самый позитивный транспорт. Люди не могут оставаться к нему равнодушными».