НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

День в истории: РАФ-977 — первый советский минивэн

13 января 2024 07:30
13 января мы поздравляем с Днем рождения Светлану Вагаршаковну Мирзоян — выдающегося советского и российского промышленного дизайнера, автора облика знаменитого советского микроавтобуса РАФ-977 «Латвия»

Светлана Мирзоян родилась в 1936 году, а в 1959 году закончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Дипломная работа Светланы Вагаршаковны называлась «Новая форма легкового автомобиля и пикап на базе 21-й «Волги». Юному дизайнеру, по её словам, очень повезло не только с мощным преподавательским составом. Вместе с ней училась целая плеяда талантливых художников и дизайнеров, которым вскорости довелось создавать знаковые для СССР вещи, предметы и объекты.

Фото: Санкт-Петербургский союз дизайнеров

Выпускники питерской кафедры дизайна и промграфики в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной работали над ГАЗ-21 «Волга», над целой серией БелАЗов, автобусами ЛиАЗ. Однокурсник Мирзоян — Марк Демидовцев — создал ПАЗ, а Валерий Сёмушкин придумал и воплотил в жизнь легендарную «Ниву». Олег Фролов вместе с группой дизайнеров работал над судами на подводных крыльях в КБ Алексеева, а Валентин Цепов сформировал неповторимый облик линейки кинофотоаппаратуры ЛОМО.

Фото: RAF

По окончании обучения Мирзоян направили в Ригу на завод РАФ, где она успешно проработала до 1963 года, приняв непосредственное участие в создании микроавтобуса РАФ-977 «Латвия» и автопоезда на его основе, который возил авиапассажиров во многих крупных аэропортах СССР и посетителей ВДНХ в Москве.

Фото: RAF

Для того времени автобус вышел очень достойным. Многие ошибочно называют его клоном Volkswagen Type 2 T1. Они, разумеется, неправы. Тype 2 был рамным с задним расположением двигателя, тогда как конфигурация РАФ-977 предполагала несущий кузов и мотор спереди. По сути, это была предтеча класса минивэнов. Впрочем, мотор и ряд прочих узлов (например, фары и некоторые элементы оптики), действительно, достались 977-му от ГАЗ-21.

Фото: RAF

Поскольку платформой послужила 21-я «Волга», передняя подвеска, в отличие от задней, была независимой. В качестве силового агрегата использовали двигатель ЗМЗ-21 объемом 2,4 л и мощностью 75 л.с., с которым была состыкована трёхступенчатая коробка передач. Максимальная скорость автомобиля составляла 115 км/ч. Длина микроавтобуса — 4,9 м.

Фото: RAF

В 1960 году РАФ-977 «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне, в 1961 году — на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже. Микроавтобус оказался удачным и производился в СССР полтора десятилетия не только в Риге, но и в Армении на ЕрАЗе и даже в Луганске на местном автомеханическом заводе.

Фото: Санкт-Петербургский союз дизайнеров

С 1963 по 1983 год Светлана Мирзоян работала в Рижском филиале ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики), в 1983 году вернулась в Ленинград и стала преподавать в родном ЛВХПУ им. В. Мухиной (ныне «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица») на факультете промышленного искусства. Кандидат искусствоведения, профессор СПГХПА им. Штиглица, член Союза художников СССР (1972), член Союза дизайнеров России Светлана Вагаршаковна Мирзоян занесена в Книгу почета Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.