НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Ока»: вспоминаем историю советской микролитражки

6 октября 2024 11:43
Вспоминаем, как появилась микролитражк ВАЗ-1111 и чем запомнилась российским водителям

Простая, но в то же время симпатичная и практичная микролитражка пришлась советским гражданам очень кстати. Такой машины явно не хватало в городах и на дачах. Да и на селе ВАЗ-1111 благодаря завидной для такого веса грузоподъемности и отличной проходимости отлично себя зарекомендовал.

У «Оки» были весьма неплохие по тем временам технические характеристики. До 100 км/ч по результатам заводских испытаний машина разгонялась за 29,5 с.

Аналогичные «малыши» Daihatsu Cuore, Subaru 700 и Fiat Panda 30 были медленнее — 42, 35 и 36 с соответственно. Советские инженеры сравнивали эти цифры и рекомендовали чиновникам наладить экспорт «Оки» даже в развивающиеся страны.

20 лет от задумки до реализации

Идея создания простой и доступной по цене микролитражки возникла еще в конце 1960-х годов. Советские автомобилестроители вдохновлялись в том числе и опытом Mini, который вышел на рынок в 1959 году.

Идею разработки советской микролитражки последовательно внедрял в жизнь Виктор Поляков, который был сначала гендиректором ВАЗа (1966-1975), а затем уже министром автомобильной промышленности СССР (1975-1986).

Однако идею и ее реальное воплощение — малышку «Оку» — разделяет более 20 лет! «Каму» в конце «семидесятых» начали разрабатывать специалисты двух советских автогигантов — КамАЗа и ВАЗа.

На фото в музее КамАЗа можно увидеть один из демонстрационных макетов будущего автомобиля из пластилина в натуральную величину. Тут же и коллектив специалистов. Собственно, таких макетов было создано несколько, один из них в середине «восьмидесятых» украшал Центр стиля в Тольятти.

До 1985 года созданные прототипы тщательно обкатывали, за несколько лет удалось выявить и устранить недоработки ходовой части, тормозной системы и задней подвески. И, наконец, автомобиль готов к выпуску — в июле 1985 года выходит Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса». И только 21 декабря 1987 года со сборочного конвейера на КамАЗе сошла первая «Кама». Она же впоследствии ВАЗ-1111 «Ока».

Первая машина была выпущена в так называемом сдаточном корпусе завода.

В 2005 году «Ока» отпраздновала юбилей — с конвейера на тот момент успело сойти 300 000 экземпляров. Но уже в 2006 году производство модели на КамАЗе было прекращено. 

Как могла бы выглядеть современная «Ока»?

Авто Mail уже несколько раз фантазировал на эту тему. Наш художник в разные годы рисовал несколько вариантов новой «Оки». 

Вариант 1: Сбоку — новые кузовные панели с подштамповкой вдоль поясной линии, новые дверные ручки клавишного типа, немного измененная форма задних боковых окон, боковые окна визуально объединены с лобовым за счет черных стоек, новые колеса (уже 14-дюймовые). Сзади — вертикальные светодиодные фонари, более рельефная крышка багажника, дополнительный стоп-сигнал в верхней части.  

Вариант 2: Новая «Ока», по идее, должна получить не самый аскетичный салон, ведь среди ее покупателей будут, в первую очередь, городские жители, которые привыкли к комфорту. А это значит, что в «Оке» будет «музыка», кондиционер и, возможно, даже навигационная система. Кроме того, такая машина должна будет иметь не только механическую коробку, но и автомат.