НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Гонки на «Ладах» и «Волгах»? Это интересно!

28 ноября 2019 15:00
Летний чемпионат NLS завершён, а редактор «Авто Mail.Ru» принял участие в одном из этапов. И остался доволен

В России сейчас есть немало гоночных серий в разнообразных дисциплинах — это и ралли, и дрифт, и любительские соревнования по тайматаку. Но куда податься, если хочется участвовать именно в настоящей борьбе со стартом с решётки и соперниками бок о бок с тобой? Если есть неограниченный бюджет, то есть Чемпионаты и Кубки России по кольцевым гонкам или по ралли. Гонщикам не столь обеспеченным адресованы ралли-кросс и олдтаймер-серия MCGP. Но и есть и ещё более бюджетный вариант, который, к тому же порадовал хорошей плотностью борьбы и зрелищностью — это серия NLS.

В классе S1600 соревнуются и старенькие «восьмёрки», и более молодые «Калины», а компанию им составляют машины, которые выступают в высшей лиге страны — Российской Серии Кольцевых Гонок (РСКГ) — это совсем свежие хэтчбеки Lada Kalina второго поколения, рестайлинговые «Гранты» и Hyundai Solaris местного пилота Сергея Щёголева. Но по регламенту могут быть допущены любые автомобили, выпущенные на территории РФ — например, Kia Rio, и Volkswagen Polo

NLS расшифровывается как National Light Series — этакая «облегчённая» национальная лига, где, как легко догадаться из названия, выступают на автомобилях, выпущенных на территории РФ. Заезды разбиты на два класса — «Волга», где можно ехать на седанах ГАЗ-24 с моторами ЗМЗ-402 и более мощными ЗМЗ-406 (их форсируют почти до 200 л.с.!), и «S1600», куда допускаются переднеприводные хэтчбеки «Лада» с двигателями объёмом 1,6 литра, а в этом году добавился и Hyundai Solaris.

Как всё устроено

Первый пункт, который существенно экономит бюджет на участие — это единственный соревновательный день: и тренировки, и квалификация, и обе гонки проходят по воскресеньям. Учитывая, что все этапы серии NLS проходят на трассе «Нижегородское кольцо», иногородним гонщикам это позволяет не отпрашиваться лишний раз с работы и даже не бронировать гостиницу, если не хочется тратить лишнее время накануне. Исключением является только финал, который разбит на оба выходных.

Второй момент — стартовый взнос, который составляет 10 тысяч рублей (с учётом разовых 3 тысяч за участие в серии). Это тоже сопоставимо с любительскими соревнованиями по тайматаку. Неудивительно, что в «S1600» заявляется под два десятка пилотов — больше, чем собирал аналогичный класс в РСКГ в этом сезоне!

Перед заездами проводится обязательный брифинг для пилотов и, разумеется, медкомиссия

Главное, на что надо потратиться — это экипировка. Теперь в NLS допускаются участники только с омологированными шлемами, огнеупорными комбинезонами, бельём, перчатками и обувью (раньше была возможность ездить и в «картинговом» обмундировании). К тому же, настоятельно рекомендуется использовать HANS (защита шеи от хлыстовых травм).

Но очевидно, что в настоящие гонки люди не приходят с улицы, а участие в любительских сериях всё равно потребует наличие какой-либо экипировки. Впрочем, всё это можно взять в аренду, либо купить в подержанном виде (благо, при отсутствии повреждений к старту допустят и в «просроченном» комбинезоне).

Не обязательно иметь даже собственный автомобиль — попробовать свои силы и понять, нравится ли вам это, можно при помощи аренды. Всё, что для этого нужно — связаться с организаторами и узнать, на какой из этапов доступна машина, а затем приехать в назначенный день на автодром. Лицензию можно оформить на месте, сдав теоретический экзамен по гоночным правилам (только заранее запастись медицинской справкой из спортивного диспансера).

Если снаружи машина может быть сделана хоть из всех разноцветных кузовных деталей, то внутри такие вольности не допускаются: кресла, ремни, огнетушитель, сетка на окне — всё должно соответствовать строгому регламенту, а проверяет это технический комиссар

Моим оружием стал хэтчбек Lada Kalina первого поколения, внешне достаточно потрёпанный, но при этом неплохо подготовленный технически — машины тут сделаны по регламенту класса «S1600» Кубка России, а это значит, что под капотом — 150-сильный двигатель 1.6, чего вполне хватает для «Калины» массой чуть за тонну. При установке так называемого комплекта NFR с ресивером мощность чуть вырастает, но машину нужно немного довесить балластом, чтобы уравнять силы соперников. Коробка передач — стандартная, механическая, пятиступенчатая, с блокировкой дифференциала и «нужным» рядом передаточных чисел. Те же самые, что в РСКГ, тут и шины — 14-дюймовые полуслики Yokohama Advan A048.

Две гонки за день? Это не так и просто!

Сжатый формат имеет и свои плюсы — только откатал тренировку, а буквально через полтора часа — уже и квалификация! Удобно, не успеваешь забыть трассу и поведение едва знакомой машины. Вот только грянувший ливень вынудил чуть сдвинуть расписание, но сессия началась, как только дождь перестал лить стеной. Жаль, что я немного не рассчитал с трафиком на подсыхающей трассе и на решающем круге упёрся в соперника — удалось показать лишь шестое время (из 17 участников).

Украшение гонок на «Нижегородском кольце» — местные grid-girls, которые поддерживают участников на стартовой решётке

И уже в первой гонке я понял, почему тут мало кто заморачивается с цветом кузовных элементов на «боевых» машинах. Старт мне удался, но на втором круге я чуть быстрее зашёл в быструю левую дугу, выскочил за пределы трассы, а затем слишком рьяно пытался вернуть себе утраченную позицию в правой «шпильке» — соперник не увидел меня внутри, повернул и... бах! Контакт пришёлся в самое неудачное место — переднее колесо. Доковылял до боксов с «кривым» рулём, услышал от механиков: «Треснут бампер и погнута рулевая тяга».

Сход? Как бы не так! Потеряв два круга на оперативный ремонт, я всё-таки добрался до финиша на 12-й позиции. С неё же я и стартовал во второй гонке, оказавшись предпоследним на решётке (из-за сходов соперников пелотон поредел до 13 машин). И снова мне удался хороший рывок! Из первого поворота я выехал уже девятым, а дальше старался лишний раз не лезть на рожон, но и своих шансов не упускать.

Борьба в NLS очень плотная! Да, лидеры на свежих машинах, подготовленных по верхней границе класса S1600 для РСКГ, конечно, почти недосягаемы, но в середине кипит настоящее сражение. Гонщики обмениваются позициями, сталкиваются друг с другом, вылетают с трассы, возвращаются и снова пытаются атаковать соперников. Я сделал выводы из первого старта, поэтому выжидал ошибки и старался сберечь шины до самого финиша получасовой гонки.

Гоночные «Лады» не имеют ABS, поэтому при торможениях часто блокируется заднее разгруженное колесо

Новые покрышки я «заказывать» при аренде не стал, ибо моей основной задачей было именно знакомство с серией и гонками с общего старта, поэтому ближе к концу меня активно прессинговали местные пилоты. На финальных кругах я уже только и думал о том, чтобы гонка побыстрее закончилась, ведь на тот момент я занимал... четвёртое место! И смог его удержать, а по сумме очков за две гонки оказался шестым.

Адреналин или тренировка?

Усталость, во рту пересохло, но это дикий восторг! Конечно, я переживал от того, что это был фактически первый опыт такого масс-старта, и что машина повреждена после контакта, а слишком короткая пауза между гонками не даёт возможности отремонтировать более-менее серьёзные неисправности — я так и ехал с гнутой рулевой тягой, механики только «на глазок» выставили углы установки колеса.

Моторы мощных «Волг» выдают до 200 «лошадей», а гонками на них не брезгуют даже пилоты РСКГ — например, многократный чемпион NLS Вадим Антипов в этом сезоне занял второе место в классе «Суперпродакшн» Кубка России. Ездят в NLS и гости из класса «S1600» РСКГ

Но оба раза мне удалось хорошо стартовать (в первой гонке старт даётся с хода, во второй — с места) и довести «Калину» до финиша. К тому же, мой контакт обошёлся мне совсем недорого — в этом большой плюс участия на отечественной технике, за повреждения бампера и рулевой тяги я отдал 3 тысячи рублей дополнительно к сумме аренды (с учётом проживания, лицензии, стартового взноса и дороги это вышло примерно в 70 тысяч).

А главное, что участие в NLS даёт хорошую возможность подготовиться к будущим стартам — почти равная техника и плотное соперничество учит атаковать и обороняться, а дистанция гонки заставляет думать об износе шин. Именно ради этого я поехал в Нижний Новгород — чтобы потренироваться перед ещё одним интересным событием (об этом я расскажу совсем скоро).

Помимо зимней серии NLS, на «Нижегородском кольце» проводятся этапы РСКГ и длинные гонки NESC

К слову, только лишь летним пятиэтапным кубком серия NLS не ограничивается — на «Нижегородском кольце» проводится и зимний чемпионат с тем же самым регламентом. То есть, один автомобиль можно использовать в любое время года. Первый этап состоится 12 января 2020 года. Так что, если вам захочется пощекотать себе нервы и проверить, что вы умеете, это будет прекрасный способ провести воскресенье.