Ученые впервые связали риск развития рака мозга с загрязнением воздуха ультрадисперсными частицами (УДЧ). Основным источником такого загрязнения являются выхлопные газы автомобилей — в особенности работающих на дизельном топливе. К такому выводу пришли канадские медики по результатам исследования, которое должно быть опубликовано в следующем выпуске журнала Epidemiology.
Ученые подчеркивают, что большая выборка работы (почти 2 млн человек) убедительно доказывает наличие зависимости между концентрацией УДЧ и частотой возникновения рака мозга, однако это первое подобное исследование, так что подтвердить причинно-следственную связь можно будет лишь по итогам аналогичных результатов похожих работ.
Злокачественные опухоли мозга встречаются довольно редко — примерно в 20 раз реже, чем рак груди или простаты, — однако только в России ежегодно диагностируют около 10 тысяч новых случаев. С 2007 по 2017 год смертность от рака мозга среди россиян (статистика включает и спинной мозг) выросла почти на четверть — это самый быстрый рост среди всех онкологических заболеваний.
Кроме того, было доказано, что в мозг они могут проникать напрямую через обонятельный нерв и накапливаться там. Особенно остро проблема стоит в больших городах, где с загрязнением воздуха выхлопными газами сталкивается практически каждый житель.
Канадские ученые проанализировали медицинские истории 1,9 млн жителей двух крупнейших мегаполисов страны, Торонто и Монреаля. За 15 лет (1991-2016 гг.) рак мозга был диагностирован у 1400 пациентов. Исследовав уровень загрязнения воздуха в разных районах, авторы исследования сравнили их с частотой возникновения злокачественных опухолей у местных жителей. Учитывалась концентрация не только УДЧ, но и более крупных частиц (размером до 2,5 мкм), а также диоксида азота (NO2).
Именно последние два компонента считаются наиболее опасными для здоровья загрязнителями, однако их содержание в воздухе оказалось никак не связано с риском развития в мозгу злокачественной опухоли. А вот по мере увеличения концентрации УДЧ росли и показатели заболеваемости.
Авторы исследования ожидают, что аналогичные результаты будут получены и в других городах с высоким уровнем загрязнения выхлопными газами, поскольку «известно, что УДЧ проникают в человеческий мозг, а в группе риска находятся жители городских регионов по всему миру». В Москве, например, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды, 90% загрязнений воздуха приходится на автомобили.