Предполетная подготовка воздушного судна — это работа десятков людей и десятков же машин. Техники, уборщики, заправщики, грузчики, а еще перонные автобусы, самоходные трапы, цистерны, вечно снующие тягачи для багажных тележек, машины кейтеринга. Но есть один автомобиль, если его можно так назвать, который абсолютно выбивается из этой более-менее быстроходной тусовки. Это аэродромный тягач.
Без него невозможно представить себе ни один аэропорт мира. Эта машина (хотя, по сути, это трактор) похожа на сильно раздавшуюся в размерах лягушку, потому что она низкая и широкая. Но без ее помощи ни один современный турбореактивный лайнер не сможет сдвинуться с места, если он припаркован у телетрапа. А причина проста: никакой Боинг, Эйрбас или Суперджет не умеет ездить задним ходом! Поэтому каждый раз, когда вы летите к бабушке в Пермь или в олл-инклюзив, знайте: от здания аэровокзала вас тащит огромная лягушка.
С водилой или без
Современные тягачи делятся на два класса: водильные и безводильные. И дело не в присутствии или отсутствии шофера, а в наличии водила. Последнее очень похоже на ту трубу, которая используется в жесткой сцепке при буксировке автомобилей. Однако, в отличие от сломанного КАМАЗа, самолет буксируют далеко не полой трубой с двумя проушинами. Эта штука снабжена колесами, поворотными замками, чтобы было удобнее «стыковаться» самолетом и амортизаторами для уменьшения толчков при буксировке.
Основное неудобство такой технологии буксирования заключается в том, что для каждого типа самолета требуется отдельное водило. В арсенале крупных аэропортов есть с десяток водил, но их цена сопоставима со стоимостью легкового авто. Поэтому человечество попыталось сэкономить и придумало безводильные тягачи. Их конструкция позволяет платформе тягача «подныривать» под носовую стойку воздушного судна. Как будто прицеп подсоединили к седлу тягача. Стойка приподнимается над землей и самолет можно буксировать. Но и тут есть пара нюансов, которые мешают подобной схеме стать массовой.
Первое и самое главное — многие безводильные тягачи почти не способны совладать с огромным самолетом калибра Боинг-777 или А-380. А те, что могут, — дорогие и предназначены исключительно для таких типов судов. Ну а в наших аэропортах подобные тягачи не прижились еще и потому, что совсем не знакомы с российской и советской авиатехникой. А еще, говорят, колеса у некоторых проскальзывают в снег и дождь, а балласт положить некуда.
С водильным тягачом, даже с учетом целого арсенала водил, чуть проще.
Всего 430 л.с.
Рассмотрим его функционал, а для примера возьмем один из самых популярных тягачей в своём классе, немецкий Schopf F396. Этот тягач весит около 50 тонн, но способен взять на борт еще 20 тонн балласта для буксировки тяжелых «дальнобойщиков» вроде А-380. И колеса проскальзывать не будут! Мощность двигателя здесь вроде и небольшая — всего 430 л.с. Однако полный привод, передаточные числа коробки передач и тепловозный момент делают свое дело, и тягач легко передвигает 600-тонный самолет по перрону, а без нагрузки способен разогнаться до 35 км\ч. Хотите еще цифр? Объем жидкости, необходимый для работы гидросистемы, составляет 250 литров, а объем картера трансмиссии — почти 40, что во много раз больше, чем у вашего Kia Rio. Давление в шинах — 10 атмосфер, и каждая из них сопоставима по цене с хорошим телевизором. Сам же автомобиль стоит около миллиона евро. Так что выбирайте: или Veyron, или настоящее чудо инженерной мысли.
Водитель лишен сомнительного удовольствия переключать передачи вручную, а сам процесс «швартовки» максимально автоматизирован. Тем не менее, тягач оснащен камерой заднего вида, а кабина может приподниматься над кузовом. Это сделано опять же для того, чтобы водитель все видел и знал, что водило на месте. На крыше кабины расположен датчик, который опустит кабину вниз, если она по каким-то причинам упрется в фюзеляж самолета.
И вот носовая стойка воздушного судна переводится в положение для буксировки, водило подцеплено и огромная стальная лягушка медленно, без лишних рывков, тянет самолет к рулежной дорожке. Двигатели самолета медленно запускаются, наш полет начинается, а огромный тягач ищет, кого бы еще отправить в небо, ведь без него никуда.