НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Приятный сюрприз от «Лады»: представлен обновленный робот

9 ноября 2018 07:02
Мы наконец-то поездили на машине с модернизированной коробкой передач АМТ и оценили изменения

Досталось «АвтоВАЗу» за их роботизированную коробку передач АМТ — не ругали ее разве что жители тех регионов, где отсутствуют пробки. Ведь дорожные заторы — максимально сложный режим для подобных трансмиссий. Рывки, задержки, перегрев, неприятный запах «паленого» сцепления и, как следствие, неуверенность в том, что машина «доедет» до пункта назначения. Отсюда и куча обращений клиентов, и множество свежих «Лад» с роботами на вторичном рынке. Доставалось и от прессы — ни разу в наших тестах мы не были до конца довольны работой АМТ. В чем причины и что изменилось?

Теория

Сама коробка сделана на базе вазовской пятиступенчатой механики, но оснащена исполнительными механизмами немецкой фирмы ZF. Дебютировала она в 2014-м еще на «Приоре», а потихоньку добралась и до «Весты», которой «двухпедальные» версии необходимы, как воздух — машина-то конкурирует с иномарками, а их покупатели не любят переключать передачи вручную. И ее статусу дерганый робот подходил уже не очень хорошо.

Но в Тольятти не сидели, сложа руки — меняли прошивки, экспериментировали со сцеплением, а большое обновление случилось в этом году — анонсировали его вместе с выходом седана Lada Vesta Cross, однако на майском тесте таких машин попросту... не оказалось. Поэтому ждать пришлось до ноября. Так что же изменилось?

По «железу» — ничего. Но по словам руководителя проекта АМТ Владимира Петунина, они сейчас продолжают плотно работать с поставщиком сцепления — компанией Valeo — для подбора оптимального состава фрикционных накладок. Производятся они тут же, на заводе Valeo в Тольятти, который снабжает своей продукцией в том числе и «АвтоВАЗ».

На текущий момент АМТ версии 2.0 оснащаются обновленное семейство Lada Granta и «Весты» с двигателем 1.8. Скоро такая коробка должна появиться и на кроссовере XRay 1.8

А вот программа управления была улучшена. За счет оптимизации «софта» время переключения с первой на вторую и со второй на третью передачу было сокращено примерно на 30% (обещают, что немецкие синхронизаторы это выдерживают), появился так называемый «пробочный» режим, когда машина начинает движение при отпущенной педали тормоза. Тем самым обеспечивается более плавный старт.

Рассказал Владимир и о типичных нареканиях владельцев, которые много стоят в пробках или ездят с полной нагрузкой в сложных условиях. Многие из них приезжали в дилерские центры со словами: «У нас зажглась ошибка коробки!» Но в инструкции по эксплуатации написано, что эта индикация не является критической, просто срабатывает датчик температуры (сцепление сильно нагревается в условиях постоянного смыкания-размыкания и пробуксовки).

И, как заверил нас Владимир, ни при каких стандартных дорожных условиях (будь то пробка или затяжной подъем) трансмиссия не допустит остановки автомобиля. Хотелось бы в это верить, ибо, например, некоторые «иномарочные» роботизированные коробки с одним сцеплением в пробках либо требовали постоянно скидывать в «нейтраль» при остановках, либо предательски размыкали сцепление при перегреве, вынуждая стоять на «аварийке», пока оно не остынет.

Добавили зимний алгоритм для старта на скользких покрытиях — правда, для этого нужно перейти в ручной режим и выбрать вторую передачу (никакой отдельной кнопки нет). И, наконец, появился спортивный режим, но протестировать его не удалось, так как... он пока не готов и не был представлен в доступных нам машинах.

Что на дороге?

Не беда, отсутствие спортивного режима — вовсе не главная проблема этой коробки. Беру ключи от седана Vesta Cross с двигателем 1.8 и первым делом отмечаю — действительно, маневрировать на парковке стало проще, потому что не нужно постоянно «понукать» машину педалью газа. Правда, при совсем плавном старте с места ощущаются вибрации — впоследствии они проявлялись и в пробках, поэтому лучше немного приотпускать машину впереди и потом чуть интенсивнее разгоняться. Тем более, совсем низких оборотов мотор 1.8 не любит и трясется в конвульсиях.

К сожалению, максимально долгий затор, который мы нашли в окрестностях Сочи, оказался лишь на 20 минут, поэтому проверить стойкость обновленной АМТ удастся разве что уже в предновогодних зимних многочасовых московских пробках. А что порадовало — даже при резком ускорении с места переключения стали более комфортными для водителя и пассажиров, теперь не приходится кивать головами при каждой смене ступеней.

Лучше всего дела обстоят при движении по трассам — удивил неожиданно быстрый отклик при обгонах с педалью в пол (кик-даун), когда коробка разом скидывает пару ступеней. От прежнего страха («переключится она или нет?») и следа не осталось. Впрочем, всегда есть возможность перехода в ручной режим — электроника обучена делать перегазовки при переходе на пониженные.

Есть ли минусы?

Конечно, есть. Так или иначе, при всех своих достоинствах вроде простоты, дешевизны (доплата за АМТ составляет 25 тысяч рублей) и модернизированной программе, толкаться в пробках с роботом — то еще удовольствие. А разве не для крупных городов выбирают машины с автоматическими коробками? Жители регионов, где дороги не особо загружены, просто выберут «Весту» с механикой, но в комплектации получше.

Кроме того, обновленная АМТ будет доступна только для «Вест» с двигателем 1.8! Во всяком случае, пока нет разговоров о том, что потом их начнут ставить и на машины с 1.6. И это вообще лишено всякой логики, если учесть, что «Веста» 1.8 с АМТ стоит минимум 707 900 рублей. Неужели покупатель машины за такие деньги не предпочтет доплатить еще 35 тысяч за «альянсовский» вариатор Jatco, различные модификации которого ставятся на автомобили Renault и Nissan? Сумма эта не с потолка — нужно добавить ровно 60 тысяч к цене кроссовера Nissan Qashqai с механикой.

Кнопка Sport расположена под блоком климатической установки рядом с включением обогрева лобового и заднего стекла

За что обидели «Весту» 1.6? Петрунин сказал, что пока им никакой команды от вышестоящего руководства не поступало. И, наконец, самая печальная новость — «залить» новую прошивку в ранее проданные машины не получится, там используются другие контроллеры. Но слухи о вариаторе идут все сильнее (возможно, он появится вместе с неизбежным рестайлингом «Весты» через какое-то время), а пока в Тольятти продолжают улучшать роботизированную коробку. И правильно делают! Ведь если «Веста» перейдет на вариатор, покупателей «Гранты» нельзя списывать со счетов — а обновленное семейство Lada Granta уже поставляется с «хорошей» АМТ, причем там спортивный режим уже есть. Кстати, о спорте — мы поездили и на «заряженном» седане Lada Vesta Sport. Скоро подробно расскажем и о ней!