НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Вокруг Эльбруса на машине — это реально

14 августа 2016 10:01
4 дня, 8 машин, 7 ущелий, 4 перевала, 4 километра перепада высот и 3 порванных колеса. Это цифры. А буквы — ещё интереснее

Восхождение на Эльбрус — мечта многих. Но двойная вершина — далеко не всё, что нужно увидеть в этих краях путешественнику. Высокогорные перевалы и величественные плато, глубокие ущелья и альпийские луга, горные реки, белые шапки пятитысячников — чтобы встретить всё это, мне понадобилась хорошая компания и автомобили Land Rover. Российское представительство этой марки уже четвёртый год «Открывает Россию» (таково название проекта) вместе с журналистами и клиентами. Нынешняя, 17-я экспедиция прошла в Кабардино-Балкарской республике в районе Эльбруса — на сам стратовулкан мы, конечно, не поднялись (тем более, что в 1997 году это уже сделала российская команда на Land Rover Defender 90), а сосредоточились на путешествии по величественным ответвлениям Главного Кавказского хребта.

На каждой высоте свои цветы и травы. Температура меняется мгновенно: пока жарит солнце, даже на высоте 3 км ходишь в футболке и мгновенно сгораешь. Набегут облака — и без плотной ветровки вмиг придётся несладко.

День 1. Во власти погоды

Маршрут: Минеральные Воды — Ташлы-Тала — Верхняя Балкария
Перевалы: Хазни-Ауш, Мехтыген
Ущелья: Хазни, Суканское, Черекское

Маршрут первого дня изменили дожди. До старта экспедиции несколько дней подряд в горах лило с неба, поэтому некоторые крутые подъёмы стали непроезжаемыми. Можно, конечно, якориться и рубиться рывками по несколько десятков метров. Но наши Discovery Sport — почти стандартные, без лебёдок. Да и формат экспедиции такой, чтобы специально внедорожных приключений себе на фаркоп не искать. Поэтому организаторы решают ехать альтернативной тропой, но экипажи подвоха не замечают: лесистое предгорье и альпийские луга среднегорья кружат голову воздухом и пейзажами, а в колонне витает предвкушение приключений.

Всего от Главного Кавказского Хребта отходят 7 основных ущелий и более 200 мелких. Большинство из них названы по имени протекающих по ним рек. Кстати, сам Эльбрус в ГКХ не входит, так как стоит чуть в стороне.

Последние не заставляют себя ждать — мы уже поднимаемся каменистыми тропами на высоту скалистых и меловых гор, толстые стальные листы защиты днища принимают на себя первые удары булыжников, а мы впервые за эту поездку смотрим на облака сверху вниз. Чем выше, тем влажнее почва, и вот впереди затяжной раскисший подъём. Первой стартует техничка Discovery 4 на зубастых грязевых шинах. И — провал. Несколько разных траекторий, и каждый раз тяжёлый внедорожник сползает обратно, не успев добраться до грунта потвёрже.

Пока не разрыли весь верхний покров, скрывающий под собой топкую жижу, рождается идея пустить вперёд машины участников — более лёгкие Disco Sport. Они обуты в резину попроще (АТ), но разница в массе почти в 700 кг определяет успех. Легко взлетев на подъём, «Спорты» в очередной раз доказали, что на бездорожье нет и не может быть универсального автомобиля. К вечеру команда оказалась в небольшом ауле Куннюм близ села Верхняя Балкария в Черекском ущелье — из интересного там сохранилась родовая башня Абаевых, защищавшая аул от набегов с юга. Такие сооружения характерны для всего Кавказского региона.

Скот пасётся на любой высоте и уклоне. В основном это коровы и овцы, но встречаются и лошади, и яки. Тут же стоят кошары для скота и домики пастухов, которые могут обходиться и без приюта — в бурке из овечьей шерсти можно спать даже под снегом!

День 2. Самое голубое озеро, самая высотная дорога и природный «кондей»

Маршрут: Голубые озёра — Безенги — Нальчик
Перевалы: Суук-Ауш
Ущелья: Черекское, Безенгийское

Между сёлами Верхняя Балкария и Бабугент в Черекском ущелье располагаются уникальные карстовые (это когда вода точит породу) озёра. Соотношение площади и глубины — невероятное. При размерах 235 на 130 м оно устремляется на 368 м вниз! Глубже в России только Байкал и Телецкое. Кристально прозрачная вода лазурного цвета (из-за сероводорода) имеет постоянную температуру 9 градусов и привлекает ныряльщиков со всего мира — на озёрах есть дайвинг-центр. Дальше нам предстоит пройти самую высокогорную дорогу Кабардино-Балкарии (3 150 метров) — перевал Суук-ауш/Школьный.

По пути к перевалу проезжаем по «старой колёсной дороге» — очень страшной тропинке на скальной полке шириной в полтора корпуса автомобиля. Сейчас, когда в ущелье построено нормальное шоссе, эта дорога стала просто достопримечательностью, но раньше иных путей сообщения в этих краях не было. Именно отсюда в 150-метровый каньон реки Черек Балкарский сбросили автомобиль на съёмках балабановской «Войны», в которой фигурирует и башня Абаевых.

Над ущельями кружат огромные орлы с размахом крыльев под пару метров, а в лесах на неосвоенных человеком территориях водятся волки, медведи, кабаны и даже леопарды

Сворачиваем в горы. Наш путь с востока на запад через хребет горной цепи между Черекским и Безенгийским ущельями проходит вдоль крупнейшего ледника КБР. «Безенге» значит «скопление льда», и действительно — это гигантский природный кондиционер с толщей замёрзшей воды до 350 метров вглубь! А знаменитая Безенгийская стена являет собой 13-километровый горный массив над ледником, образованный 12 вершинами высотой 4-5 километров. Культовое для альпинистов место со сложнейшими маршрутами и сильными традициями восхождений.

Наши «Лендроверы» уверенно пёрли вверх по каменистым тропам перевала даже в отсутствие «понижайки». Все возможные проблемы решались 430 Н∙м турбодизельной тяги, удачными передаточными числами не самой деликатной на асфальте 9-ступенчатой трансмиссии и эффективной многорежимной системой Terrain Response. Технические сложности возникли лишь на высотах ближе к 3 километрам, где падает температура кипения жидкостей, а близкие к предельным подъёмы требуют во время езды внатяг (чтобы не сорвать травяной покров) всю тягу двигателя. Чтобы исключить перегрев, мы двигались с печкой и делали остановки для остывания.

Во время затяжных спусков тормоза неизбежно раскалялись и в таком виде макались в броды. Удивительно, но роторы не перегрелись, а после внезапного охлаждения их даже не повело!

Отобедав на небольшом плато с захватывающей панорамой пятитысячников Коштан-Тау и Дых-Тау, группа спускается к погранзаставе близ села Безенги и отправляется ночевать в Нальчик. Трапеза познакомила нас с застольными традициями горцев. Например, баран идёт в дело практически весь без остатка — из одних частей делается шурпа, из других шашлык; ливер пускается на деликатесную колбасу, а голова подаётся на стол и разделывается по определённым правилам. Потом начинаются традиционные забавы: лопатку нужно сломать на счастье определённым образом, а голень нужно переломить пополам. Если не знать особой техники, то крепкая кость не поддастся, а хозяева потребуют подарок.

День 3. В поисках Нейтрино и подъём к скалам Пастухова

Маршрут: Нальчик — Нейтрино — Терскол
Перевалы: нет
Ущелья: Баксанское

Осмотрев чистый и ухоженный Нальчик, отправляемся в Баксанское ущелье — самый туристический маршрут КБР. Отличный асфальт ведёт до конца — к горнолыжному курорту Поляна Азау, откуда тянутся подъёмники на Эльбрус. Но по пути мы останавливаемся в посёлке со странным названием Нейтрино. Ещё немного, и окажемся в подземной обсерватории. Оксюморон?

Ничего подобного — чтобы обнаружить рождающуюся в термоядерных реакциях центра Солнца сверхмалую частицу нейтрино, нужно отфильтровать все остальные составляющие космической радиации, облучающей поверхность Земли. Это может сделать толща воды или камня, поэтому в конце 70-х силами метростроевцев был пробурен 3,6-километровый тоннель вглубь горы Андырчи (пик 3938 метров), где оборудовали лабораторию Института ядерных исследований. В обсерватории и по сей день работают несколько установок для обнаружения новых элементарных частиц. Самое крутое оборудование — безумно дорогой галлий-германиевый нейтринный телескоп.

Над головой — 2,5 км гранита. Путь на вагонетках по штольне занимает около 20 минут. На объекте работают 8 человек. Молодёжи нет, так как зарплаты и условия очень печальные. Визит оставил смешанные впечатления: гордость за советскую науку и стыд за российскую.

Эти исследования помогают изучать строение Солнца, звёзд и других объектов Вселенной на недоступном иным методикам уровне. Сейчас глава лаборатории находится на пороге фундаментального открытия (обнаружение нового типа нейтрино — стерильного), которое, в числе прочего, может позволить просвечивать нашу планету (до сих пор малоизученную внутри) наподобие рентгена. Для эксперимента Владимиру Николаевичу Гаврину нужно всего ничего по меркам науки — 200 миллионов рублей. Это стоимость крутой «двушки» в центре Москвы, но и «инстанции», и бизнес отвечают медведевским «денег нет, но вы держитесь»...

Катаясь вокруг Эльбруса, нельзя не походить по самому вулкану-великану. Поэтому мы поднимаемся на канатке до самой высокой станции Гара-Баши (приют «Бочки», 3 780 м), а оттуда на ратраке двигаемся к сверхсовременному приюту для восходителей Leaprus 3 912. Этот спроектированный итальянцами экоотель — самый высотный в Европе, а виды из его панорамных окон бесполезно описывать словами. Ещё почти километр вверх — и мы у подножия скал Пастухова. Там уже нет приютов, и лишь восходители упрямо топчут тропу вверх к Косой полке (около 5 000 м), затем на седловину (5 300), чтобы вскоре сделать финальный выбор между Восточной вершиной (5 621) и Западной (5 642).

Подъём восходителей на вершину должен состояться до 13.00, иначе группа поворачивает обратно. Тихая погода — иллюзия, и в любой момент штиль может смениться штормовым ветром. Вулкан знает много славных рекордов: рассказывают о местном, который совершил своё сотое покорение в возрасте 90 лет.

День завершается визитом в Чегет на поляну нарзанов, а затем в Терскол (самый высокогорный посёлок КБР, 2 144 м) на мемориал 367 советским воинам, которых в Великую Отечественную войну отправили фактически на убой. На момент начала войны на Эльбрусе проходили сборы 300 лучших альпинистов Союза, и было бы разумно сформировать из них отдельный спецполк. Но военное руководство этого не просчитало, и позже на Эльбрусе против вражеского элитного спецназа Эдельвейс вышли обычные солдаты, у которых не было шанса в горах. А альпинисты погибли в составе других войск, хотя могли принести пользу своими уникальными умениями именно на Эльбрусе.

Глубина Тызыльского каньона — больше 100 метров. Его красоту не измерить никакими цифрами.

День 4. Вокруг Эльбруса и самый экстремальный офроуд

Маршрут: Азау — Кенделен — Джылы-Су — Кисловодск
Перевалы: Кинжал
Ущелья: Баксанское, Тызыльское, Малкинское

Сегодня и нам, и машинам предстоит самый тяжёлый день — нужно объехать Эльбрус с юга на север с восточной стороны. В Баксанском ущелье проезжаем городок Тырнауз, который стоит у подножья одноимённой горы, хранящей 1/4 мировых запасов вольфрама и молибдена. В перестройку перерабатывающий комбинат загнулся, и сейчас посёлок с бывшими геологами и шахтёрами пребывает в упадке. Но есть надежда на возрождение, так как правительство КБР ищет инвестора. Минуем село Былым, где снимали эпизоды фильма «12 стульев», и вскоре сворачиваем подальше от цивилизации в Тызыльское ущелье.

Сквозь село Кенделен дорога уходит в среднегорье, и вскоре под ногами открывается вид на величественный Тызыльский каньон. Миллионы лет назад река раздвинула породу в этих холмистых местах и образовала глубокий живописный разлом. Вокруг нет ни лесистых, ни крутых скалистых гор, поэтому среди цветущих лугов сложно понять, как высоко ты поднялся. Так незаметно мы оказываемся на плато Канжол (на русский лад его называют Кинжал), находящееся почти в 3 км над уровнем моря.

Сюрприз по пути — просмотр кинофильма в высокогорном кинотеатре для пастухов впервые за последние 20 лет. Сейчас с местных пастбищ на равнину уходит в 25 раз меньше молока, чем в когда-то (5 тонн в день против 119), и вся инфраструктура пришла в упадок.

Канжол означает «дорога крови». Такое название эти места получили после расправы над зарвавшимся крымским ханом, который попросил слишком много дани, и за это был убит и ограблен. После обеда с умопомрачительным видом на долину тызыльского ущелья впервые за 4 дня погода начинает портиться — облако цепляет за горы, и начинается дождь.

При преодолении таких препятствий важна каждая мелочь: нужно учитывать силу текущей воды, рельеф дна, рельеф берега, а также тот факт, что сильный дождь может мгновенно прибавить уровень воды, а мощное течение легко принесёт огромный валун на намеченную траекторию.

Эпилог

В северном Приэльбрусье недавно уложили 65 километров шикарного серпантина, и мы возвращаемся по нему в сторону Кисловодска. Это было строительство высочайшей категории сложности, и стоило оно 2 миллиарда рублей. Дорога ведёт в тупик к местечку Джылы-Су, где бьют горячие источники и разбивают свои лагеря восходители по северной стороне Эльбруса. Раньше по сложнейшим тропам сюда добирались только джиперы и самые упёртые туристы, а теперь с новой дорогой, но в отсутствие инфраструктуры тут случилась экологическая катастрофа: нет вывоза мусора и туалета, а трафик возрос многократно.

Эльбрус пустил человека на свои вершины, чего уж говорить о подножии. Но важно помнить, что природа всё равно сильнее, и относиться к ней с почтением надо хотя бы по этой причине. Кабардино-Балкария расположена на уникальных, бесконечно красивых, непростых для жизни и путешествий территориях. Но каждый, кто решится на подобный маршрут, будет вознаграждён ярчайшими впечатлениями. Главное — выбрать достойную компанию, технику и уважать местность, в которой гостишь.