Вам надо объяснять, что такое Toyota RAV4? Самый известный в мире кроссовер уверенно держит первое место в своем сегменте и делает «кассу». А этот самый сегмент сейчас прет вверх на всех парах — 10 лет назад у нас он имел 2,7% рынка, а сейчас уже 15%! Однако конкуренты мечтают «надрать задницу» «Рафику» — только за последний год обновились такие модели, как Mazda CX-5, Honda CR-V, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Hyundai Tucson (бывший ix35). А скоро к коалиции кроссоверов, которые хотят унизить RAV4, присоединятся новые Kia Sportage и Volkswagen Tiguan. Совпадение? Не думаю.
В Toyota пока не готовы ответить полностью новой моделью. Однако что-то противопоставить агрессии они могут. Они провели опрос клиентов, как следует протестировали конкурентов и поняли «косяки» нынешнего RAV4. Основные следующие: шумоизоляция (на фоне соперников «Рафик» действительно был громким), плавность хода (и тут не поспоришь), дизайн задней части (ну это дело вкуса), материалы отделки салона и отсутствие «высокотехнологичных» опций. А еще японцы почему-то решили «наказать»... часы. Маленькие электронные часики находились в центре консоли, такие ставили миллионы лет на миллиарды «Тойот» по всему миру. Но почему-то в 2015 году, когда нефть упала до 40 долларов, их решили убрать. Совпадение? Не думаю.
Салон чуть изменился, ведь там не только часы убрали. Например, другой стала доска приборов, появился мягкий подлокотник, материалы отделки немного иные, задние пассажиры получили разъем на 12 вольт, спереди отныне есть очечник на потолке, а ключ зажигания стал складным (вау, да неужели). А еще внутренняя часть ручек дверей теперь отделана не скользким пластиком, а «липучим» — держаться за нее стало приятней.
Хотя некоторые болячки остались. Например, из-за нависающей центральной консоли расположенные в «подвале» кнопки с водительского места практически не видны (а там находится, например, управление подогревом кресел). А вроде бы красивый экран в центре консоли на самом деле не такой уж и большой по современным меркам, подтормаживает, а попасть на ходу в маленькие виртуальные «кнопки» трудно. Да и автоматический режим у стеклоподъемников по-прежнему есть только на водительской двери. Да-да, опять.
В Toyota с гордостью сообщают: на обновлённых машинах багажник стал вместительнее (577 л, плюс 30 л), уменьшилась погрузочная высота. Но вот совпадение — теперь вместо полноразмерной запаски стоит «докатка». Кстати, сам багажник оказался действительно большим, и хоккейная сумка с полным обмундированием туда влезет (кто знает, тот поймет). Плюс в RAV4 много места на втором ряду. Но вновь найдем, к чему «докопаться» — задние кресла можно было бы сделать регулируемыми по длине, что позволило бы при необходимости увеличивать объем багажного отсека (сейчас можно менять только угол наклона спинок).
Коварный «два и пять»
80% покупателей «Рафиков» выбирало и будет выбирать бензиновый мотор объемом 2,0 л (146 л.с.). И здесь нет никакого заговора — машина с таким агрегатом заметно дешевле других вариантов, к тому же 2.0 можно купить с передним приводом. А он пользуется все большим спросом — многим жителям городов просто не нужна трансмиссия 4x4, которая увеличивает стоимость машины на 100 тысяч. К тому же моноприводные RAV4 имеют электронную имитацию блокировки межколесного дифференциала, которая выручает, когда надо выехать из сугроба (кстати, на передний привод сейчас приходится 30% спроса)
2-литрового мотора вполне хватает для повседневной эксплуатации (для маньяков есть механическая коробка, но подавляющее большинство покупателей выбирает вариатор). Хотя ждать чудес от 2.0 не стоит — на затяжных обгонах в горку его уже не хватает. Но если желаете немного сэкономить — 2.0 станет отличным выбором (к тому же простые тряпичные кресла оказались удачнее модных кожаных). А вот если вы будете брать машину в богатой комплектации, с кожей, навигацией, камерами и прочим, то пообещайте сделать одну вещь — протестируйте автомобиль с дизелем 2.2 л. Он вам понравится! Мощности тут достаточно (150 л.с.), тяга отменная, тарахтения в салоне минимум. К тому же дизель оснащается гидротрансформаторным автоматом, в то время как бензиновый 2.0 — вариатором (он, кстати, неплох, но автомат однозначно лучше). Правда, купив дизель, вы встанете в один ряд с людьми, которые мечтают обрушить цены на нефть — больше 9 литров на 100 км вы тратить не будете.
Есть и третий вариант. Это бензиновый 2.5 (180 л.с.). С ним все вроде бы хорошо — там, где 2-литровые машины уже начинают «тупить», RAV4 2.5 продолжает уверенный разгон. Да и автомат тут тоже «обычный». Но есть один нюанс. Выхлопная труба у машин с 2.5 висит ниже, чем у других версий. В результате дорожный просвет тут — несерьезные 165 мм. А у 2.0 и дизеля — 197 мм. Разница в 32 миллиметра! А ведь у человека 32 зуба. Не слишком ли много совпадений?
Не скучайте
Если вы будете просматривать другие автомобильные издания, то обязательно где-нибудь прочитаете излюбленный штамп наших журналистов. Звучит он так — «управляемость Toyota скучная». Что под этим подразумевается, не совсем понятно. Или кто-то всерьез пытается сравнить этот кроссовер с суперкарами? Так вот, запомните — управляется RAV4 достойно. Без дерготни реагирует на поворот руля, едет, куда его просят и не сильно кренится при этом. На извилистой дороге RAV4 не рассмешит ее «искандеры», потому что автомобиль адекватен и предсказуем. К тому же, одновременно с этим он оказался еще и весьма комфортным.
Старый «Рафик» поругивали за жесткость ходовой. У нового с комфортом стало получше — мелкие неровности теперь сглаживаются, а лежачие полицейские проходятся на большей скорости. Да и над шумоизоляцией японцы поработали. Инженеры уверяют, что особое внимание уделили задней части пола. Хотя мы во время тест-драйва этого оценить в полной мере не смогли — автомобили были обуты в шипованные покрышки, которые постоянно цокали на асфальте и не давали оценить работу японских мастеров. Но ведь до этого они нас не обманывали. Поэтому поверим им на слово.
«Тойотовские» инженеры не стали придумывать теорию заговора и обвинять конкурентов в своих проблемах. Они просто признали ошибки и поработали над ними. Не над всеми, но над многими. В результате новый «Рафик» стал лучше старого. И это главное. Вот такое совпадение.
Так что же купить? RAV4 или...
Базовая цена RAV4 — 1,1 млн рублей за относительно «пустую» машину с механикой и 2-литровым мотором (хотя «кондей», 7 подушек, система стабилизации и прочее тут будет). Поэтому лучше ориентироваться на 1,3 млн, а лучше на 1 380 000 руб. — в последнем случае будет машина с вариатором, камерой заднего вида, дисплеем и пр. Но привод передний (полный — плюс 100 тысяч). Хотите дизель? Это уже 1 666 000 руб. (бензин 2.5, кстати, всего на 10 тысяч дешевле).
А вот что предлагают конкуренты. Новенький Hyundai Tucson 2.0 с автоматом и передним приводом в не самой богатой комплектации — 1 339 900 руб. Не намного дешевле «Рафика», особенно учитывая разницу в оснащении. Kia Sportage по цене чуть интереснее — 2-литровая машина с передним приводом в комплектации Luxe с учетом скидки стоит 1 234 900 руб., а полноприводная чуть дороже 1,3 млн. Но помните — у нас сейчас продается старый Sportage, ведь еще в сентябре корейцы показали совершенно новую модель.
Похожая цена и на Nissan Qashqai, который ощутимо меньше RAV4. 2-литровая версия с вариатором, камерой заднего вида, «климатом» и прочим стоит 1 273 000 руб. (полный привод — плюс 90 тысяч). А вот Nissan X-Trail (чуть больше RAV4) с вариатором — от 1 421 000 руб. Да и остальные соперники в «правильных» комплектациях тоже обойдутся в 1,3-1,4 млн рублей за переднеприводные версии. Так что назвать сейчас «Рафик» дорогой моделью язык не поворачивается. Сейчас все дорого.